Понятие и принципы инновационный деятельности

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Апреля 2013 в 16:47, реферат

Описание работы

Считается, что причина его появления заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом реформ станет кризис, но многие сегодня понимают, что из кризиса экономику способен вывести только новый тип управления. Такое управление и получило название "антикризисного".

Содержание работы

Введение
1.Понятие и принципы инновационный деятельности.
2. Инновационный потенциал предприятия и его роль в антикризисном управлении.
3. Инновационный процесс и жизненный цикл. Типы инновационных стратегий.
4 Инновационные методы и оценки их эффективности.
5. Государственная инновационная политика.
Заключение.
Список литературы

Файлы: 1 файл

Готовая работа.docx

— 96.17 Кб (Скачать файл)

Содержание.

Введение

1.Понятие и принципы  инновационный деятельности.

2. Инновационный потенциал  предприятия и его роль в  антикризисном управлении.

3. Инновационный процесс  и жизненный цикл. Типы инновационных  стратегий.

4 Инновационные методы  и оценки их эффективности.

5. Государственная инновационная  политика.

Заключение.

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение.

Слово инновация является синонимом  нововведения, или новшества и  может использоваться наряду с ними. Понятие инновация распространяется на новый продукт или услугу, способ их производства, новшество в организационной, финансовой, научно-исследовательской и других сферах, любое усовершенствование, обеспечивающее экономию затрат или создающее условия для такой экономии.

Термин "Антикризисное управление" возник сравнительно недавно. Считается, что причина его появления  заключается в реформировании российской экономики и постепенном вхождении  России в зону кризисного развития. Не многие ожидали, что результатом  реформ станет кризис, но многие сегодня  понимают, что из кризиса экономику  способен вывести только новый тип  управления. Такое управление и получило название "антикризисного".

Под государственной инновационной  политикой понимается комплекс целей, а также методов воздействия  государственных структур на экономику  и общество в целом, связанных  с инициированием и повышением экономической  и социальной эффективности инновационных  процессов. Инновационная политика приобретает важное значение в условиях повышения инновационной активности коммерческих и государственных  предприятий и структурной перестройки  страны в целом.

Государственная инновационная политика должна создать необходимые и  достаточные условия для расширения, ускорения и повышения эффективности  создания и реализации различных  инноваций: продуктовых, технологических, экономических, социальных и др., направленных на разработку и внедрение конкурентоспособной  продукции и технологии на уровне мировых стандартов. Это должно позволить  в ближайшей перспективе создать  высокорентабельные промышленные производства, в том числе ориентированные  на экспорт, и многочисленные коммерческие организации в сфере услуг.

1.Понятие и  принципы инновационной деятельности

     Термин «инновация» (innovation – новшество; нововведение – англ.) появился в отечественном экономическом и юридическом лексиконе в начале 1980-х гг., будучи «включенным» в общий смысловой контекст обширнейшего гуманитарного понятия научно-технического прогресса. 

Следует различать понятие инновационной деятельности в широком и узком смыслах. В широком смысле под инновационной деятельностью понимают любое использование в практических целях научных или научно-технических результатов во всех сферах человеческой деятельности. В узком смысле инновационной деятельностью считают использование в практических целях научных или научно-технических результатов в одной из сфер человеческой деятельности. В настоящей главе используется преимущественно узкая трактовка понятия инновационной деятельности, областью применения которой является научно-техническая сфера.

Различают следующие  виды инноваций:

  • технологические;
  • создание нового рынка;
  • освоение нового источника поставки сырья или полуфабриката;
  • реорганизация системы управления.

Инновационная деятельность (ИД) - вид деятельности, связанный с трансформацией научных исследований и разработок либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, внедренный на рынке; в новый усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности; либо в новый подход к социальным услугам.

Функции инновации могут  быть и технологические, и управленческие, и организационные. Отсюда основными типами инновационной деятельности являются:

  • производство нового продукта или продукта с качественно новыми свойствами;
  • внедрение новых средств производства;
  • освоение нового рынка сбыта;
  • привлечение новых источников сырья, комплектующих и полуфабрикатов;
  • введение новых организационных институционных форм (приватизация, новая систе-ма управления и пр.);
  • изменения инфраструктуры.

Следует особо подчеркнуть  две важнейшие характеристики инновации. Это новизна (научно-технический  аспект) и коммерческий успех (экономический  аспект). Иными словами, любая инновация  должна иметь ориентацию на конечный результат прикладного характера.

Оценить результат внедрения  той или иной инновации можно  с помощью следующих основных показателей результатов инновационной деятельности:

  • Удельный вес инновационной продукции (внедренной в течение 3 лет) в ее общем объеме;
  • Влияние инноваций на результаты деятельности предприятия:
  • сумма прибыли от реализации инновационной продукции и ее доля в общем объеме прибыли;
  • объем продаж инновационной продукции и его доля в общем объеме продаж;
  • доступ к новым рынкам сбыта;
  • доли на традиционных рынках сбыта;
  • Влияние инноваций на использование производственных ресурсов (сокращение затрат на заработную плату, материалы, энергию и пр., повышение фондоотдачи и т.д.). 

Существуют два метода продвижения инноваций - вертикальный и горизонтальный.

  1. При вертикальном весь инновационный цикл сосредоточивается в одной организации с передачей результатов, достигнутых на отдельных стадиях ИД от подразделения к подразделению. Однако, применимость этого метода весьма ограничена - либо сама организация должна быть мощным концерном, объединяющим все виды отделов, производств и служб (например, концерн "Вольво", не выпускающий из рук даже снабжение своих автомастерских), либо предприятие должно разрабатывать и выпускать узкий спектр весьма специфической продукции, не содержащей разнородных составных частей (например, новые химические или фармакологические материалы).
  2. Горизонтальный метод - метод партнерства и кооперации, при котором ведущее предприятие является организатором инноваций, а функции посозданию и продвижению инновационной продукции распределены между участниками.

Не отвергая, безусловно, наличия таких элементов предпринимательства, как риск, самостоятельность, возможность  получения прибыли при реализации конечного результата инноваций, инновационную деятельность все же в большей степени необходимо рассматривать как разновидность деятельности, включающей в себя лишь элементы предпринимательства. 
Это объясняется тем, что создание новых и оригинальных продуктов и их внедрение как элементы первых стадий инновационного процесса не относятся к предпринимательской деятельности в точном значении этого понятия, ибо решающим критерием, определяющим коммерческий успех, является качество.

2.Инновационный потенциал  предприятия и его роль в  антикризисном управлении.

На процесс формирования инновационной системы влияет уровень  инновационного потенциала предприятия, т. е. его возможности в достижении поставленных целей. Реализация этих целей выступает как один из способов получения высокой прибыли, увеличение конкурентных возможностей на рынке, решение проблемы выживания и конкретно кризисной проблемы. Предприятие тем успешнее избегает кризисные ситуации, чем больше инновационный потенциал предприятия. 
 
Существуют управленческие и технические факторы, которые определяют инновационный потенциал предприятия: 
1) состояние системы управления; 
2) уровень развития производства; 
3) тип организационной структуры; 
4) тенденции действующей политики; 
5) понимание потребности в изменениях и готовность к ним персонала. 
 
На следующие группы можно подразделить факторы, которые определяют уровень инновационного потенциала: 
1) факторы инновационного процесса как непосредственно самостоятельного объекта управления; 
2) факторы внешней среды; 
3) факторы внутренней среды. 
 
Эта группа представляет собой набор собственных внутренних возможностей как сложной системы, которая определяет ее развитие. Постановка целей, разработка проектов и инновационных решений – такие элементы инновационного процесса здесь выделяют в первую очередь. 
 
Состав складывается из возможностей данного предприятия. Эти возможности проявляются в широком спектре аспектов: 
1) финансово-хозяйственное положение; 
2) положение организационной структуры управления; 
3) организационно-технический уровень коммуникационной системы; 
4) величина материальных и инновационных ресурсов. 
5) профессионализм и решительность управленческих кадров. 
 
Сильное влияние на развитие инновационного потенциала оказывают факторы представленные ниже в таблице 4. 
 
Таблица 4 
Факторы, оказывающие влияние на разработку нововведений 
 
 
Отличительные признаки инновационных предприятий: 
1) необходима организация специальной группы, которая могла бы отвечать за создание новых идей; 
2) эта группа должна заниматься поиском источников информации; 
3) стимулирование творческой активности персонала; 
4) поощрение менеджерами инновационной активности служащих; 
5) строгая стратегия управлениями нововведениями. 
 
Анализируя эти признаки, нужно отметить, что если первые четыре признака характеризуют организационную политику фирмы, то пятый – необходимость существования инновационной стратегии, создающей условия для разработки новых идей..  
Различают два типа инновационной стратегии: 
1) адаптивная – характеризуется тем, что предприятие пользуется нововведением как ответной реакцией на изменения, происходящие на рынке. Это делается с целью сохранения своих позиций в рыночных условиях, иными словами с целью выживания. Эту стратегию характеризует концепция усилий с помощью некоторых изменений и улучшений уже существующих продуктов, технологий, рынков, часто находящихся в русле сложившихся, традиционных для данной организации способов достижения успеха. Эта проблема чаще всего стоит перед предприятиями, занимающими прочные места в определенной отрасли, но не смогли отказаться от привычных подходов. Но при этом подходе нет возможности переоценивать методы решения проблем, если условия резко меняются. В этом заключаются опасность адаптивного подхода; 

2) конкурентная – здесь нововведение используется как отправной пункт для достижения успеха. Нововведение является средством достижения конкурентных преимуществ. Данная стратегия основана на творческом подходе и предполагает обратную связь анализа инновационной среды предприятия. Она складывается из факторов инновационного потенциала. Для этой стратегии необходимы постоянные инновации и усовершенствования предприятия с помощью постоянной оценки в области способов анализа и решения проблем. 
 
 

 

3.Инновационный  процесс и жизненный цикл. Типы  инновационных стратегий.

Исследования долгосрочных тенденций мирового и отечественного технико-экономического развития показали, что динамика воспроизводственных  процессов, сопровождающаяся изменением структур национальных экономик и сдвигами в международном разделении труда, основывается на циклических колебаниях экономики, напрямую связанных с  научно-техническим прогрессом и  с инновационными преобразованиями. Именно циклическая концепция инновационного развития приводит к пониманию научно-технического прогресса как важнейшего пути совершенствования  производительных сил, с одной стороны, и как инновационного цикла, осуществляемого  через реализацию всех стадий с выходом  новшества на рынок – с другой. 
 
На основе концепции циклов жизни инновационных процессов, продуктов и систем возможна временная, ресурсная и организационная синхронизация всех процессов и стадий производства. Для постадийного и поэтапного изучения инновационных процессов характерна локальная, разорванная во времени информация, в то время как жизнециклический подход рассматривает процесс создания и освоения новшеств как динамически синхронизированную систему. 
 
Инновационная деятельность состоит из ряда мероприятий, объединенных в одну логическую цепь. Каждое звено этой цепи (каждая стадия инновационного цикла) подчинено своей логике развития, имеет свои закономерности и особенности. Соединяясь воедино, научные изыскания, опытно-конструкторские и технологические разработки, инвестиционно-финансовые, маркетинговые мероприятия, производственные мощности и организационные структуры подчинены одной главной цели – созданию новшества. 
 
Зародившись в недрах маркетинговых исследований, жизненные циклы товаров, спроса и технологий за короткое время заняли доминирующее положение в изучении экономических объектов, процессов и систем.

Для изучения инновационной  деятельности наибольшее значение имеют  жизненные циклы нового товара, новой  техники и технологии и инновационных  организаций как открытых систем. 
Наиболее плодотворной современной идеей жизненных циклов является концепция больших технологических систем, включающая эволюцию и преобразование технологий как экономических объектов.  

Жизненные циклы всех экономических  объектов, процессов и систем имеют  одну и ту же теоретическую базу: любой жизненный цикл начинается с зарождения, проходит стадии роста, зрелости, увядания и упадка. 
 
Типовой жизненный цикл товара представлен на рис. 1.

 
I – стадия зарождения и начала  роста; II – быстрый рост; III – замедление  роста, зрелость; IV – стабилизация; V – увядание, старение, упадок 
Рис. 1. Жизненный цикл товара-новинки. 

 
Рис. 2. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций 
 
Исследование особенностей инновационных процессов, протекающих в различных производственных, научно-технических, организационных, креативных и социальных системах, лежит в основе повышения результативности инновационного менеджмента. 
 
В инновационном процессе как динамической системе следует выделить подсистемы создания, производства и потребления новшества. Этап создания новшества требует не только рождения новой идеи, новых знаний, но и применения нового оборудования, новой технологии, новых материалов для производственного воплощения идеи в опытный образец. Нововведение проходит этап научно-технического воплощения, которое является результатом инженерных предложений, лабораторных испытаний, создания конструкторской документации, изготовления опытных образцов и технологической подготовки производства. Обобщенная схема жизненного цикла инноваций представлена на рис. 2

Инновационная стратегия - это одно из средств достижения целей предприятия, отличающееся от других средств своей новизной, прежде всего для данной компании и, возможно, для отрасли, рынка, потребителей. Инновационная стратегия подчинена общей стратегии предприятия. Она задает цели инновационной деятельности, выбор средств их достижения и источники привлечения этих средств.

Существует много  различных видов стратегии: наступательная, защитная (оборонительная), промежуточная, поглощающая, имитационная, разбойничья  и др.

Наступательная  инновационная стратегия характеризуется высоким уровнем риска и эффективностью. При наступательной стратегии необходима ориентация на исследования (во многих случаях даже на фундаментальные) в сочетании с применением новейших технологий. Этот вид стратегии требует высокой квалификации при разработке нововведений, умения быстро реализовать новшества и способности предвидеть рыночные потребности. Она характерна для крупных объединений и компаний, когда в отрасли доминируют несколько компаний при наличии слабого лидера.

Защитная (оборонительная) стратегия характеризуется невысоким уровнем риска, достаточно высоким уровнем технических (проектно-конструкторских и технологических) разработок и определенной завоеванной долей рынка. При защитной стратегии предприятия отличаются высоким уровнем техники и технологии производства, качеством выпускаемой продукции, относительно низкими издержками производства и пытаются удержать свои рыночные позиции. Такую стратегию используют предприятия, которые получают значительную прибыль в условиях конкуренции.

Информация о работе Понятие и принципы инновационный деятельности