Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 11:12, реферат
Написать эту статью меня побудили размышления о судьбе России в условиях мирового экономического кризиса. Сейчас, когда «бурный поток» денег лившийся на нас последние 8 лет иссяк и превратился в «маленький ручеек» и словосочетание «дефицитный бюджет», снова входит в оборот правительства, мы начинаем задумываться о том, что же мы все-таки сделали в период благоденствия, чтобы в будущем жить лучше? Конечно, мы накопили немного денег, коих нам хватит на пару лет относительно стабильного существования. Но мы не сделали, ни одного весомого шага, чтобы наша страна вырвалась в лидеры хотя бы в одной из отраслей науки или промышленности. И во многом это связано с тем, что у нас в стране нет эффективного механизма организации инновационной деятельности.
Написать эту статью меня побудили размышления о судьбе России в условиях мирового экономического кризиса. Сейчас, когда «бурный поток» денег лившийся на нас последние 8 лет иссяк и превратился в «маленький ручеек» и словосочетание «дефицитный бюджет», снова входит в оборот правительства, мы начинаем задумываться о том, что же мы все-таки сделали в период благоденствия, чтобы в будущем жить лучше? Конечно, мы накопили немного денег, коих нам хватит на пару лет относительно стабильного существования. Но мы не сделали, ни одного весомого шага, чтобы наша страна вырвалась в лидеры хотя бы в одной из отраслей науки или промышленности. И во многом это связано с тем, что у нас в стране нет эффективного механизма организации инновационной деятельности.
Я не эксперт в данной области и мое мнение может быть субъективно, но я попытаюсь Вам доказать почему инновационная деятельность в России, в ее текущем состоянии – невозможна. А там, где она якобы существует – в большей части направлена на получение денег из государственного бюджета (что в принципе и является самоцелью этой деятельности).
В последнее время, рассылки, получаемые мной по электронной почте, пестрят словами «… технологии/пути выхода из кризиса, развитие инноваций в России, инновационный менеджмент в условиях кризиса» и т.п. Всевозможные организации, институты, бизнес-школы, проводят конференции на эти темы, пытаясь чем-нибудь себя занять. Эту тематику поддерживает и наше правительство, считая, что именно сейчас в условиях кризиса возникла благодатная почва для всякого рода инноваций. Кто-нибудь мне может рассказать, на основании чего сделан этот вывод? В то время, когда предприятия стремятся просто выжить, из-за падения спроса ни их продукцию – тут уже не до инноваций…
Чтобы разобраться в этой
теме, необходимо дать определение
слову инновация. Что мы под ним
подразумеваем? Классическое определение
слова звучит так: Инновация –
это результат инновационной деятельности, получивший воплощение
в виде нового или усовершенствованного
продукта внедренного на рынке,
нового или усовершенствованного технологического
процесса используемого в практической
деятельности. Я не зря выделил фразу «получивший
воплощение» потому что научное открытие
или изобретение – это еще не инновация.
Инновация – это то, что воплощено на практике
и имеет массовое практическое применение.
Существуют два вида инноваций (по степени
новизны) – радикальные
и ординарные.
Радикальные инновации – это открытия, изобретения и патенты имеющие «стратегическое» значение. Эти инновации могут принести значительную экономическую выгоду не только в масштабах отрасли или страны, но и в общемировом масштабе.
Ординарные инновации – это различные ноу-хау, рацпредложения,
улучшения имеющие «локальный» характер,
но также способствующие снижению затрат
или получению экономической выгоды.
У инноваций есть еще один очень «хитрый»
классификатор – это масштаб новизны.
Выделяют 4 класса инноваций:
Общая, упрощенная
структура и участники
рис.1.
В процессе инновационной деятельности участвуют 5 основных действующих лиц.
Теперь, когда общая структура процесса ясна, давайте попробуем разобраться, почему он не работает. Для себя я выделяю следующие причины.
Причина 1. Структурная
неорганизованность инновационного процесса.
Еще раз взгляните на рисунок 1, оцените
сложность и разрозненность этой схемы.
Как она может работать на практике? Правильный
ответ – никак. Взаимодействие этих «разнородных»
групп людей/субъектов – невозможно в
принципе по целому ряду причин.
Изобретатель «дядя Петя» из деревни Кукуевка
- по определению не попадет на прием к
банкиру. А уж банкиру или производителю
найти «дядю Петю» - вообще не реально.
Даже если «дядя Петя» владеет технологией
получения сверхчистого титана в домашних
условиях при помощи квашеной капусты
и куриного помета. Эти люди просто не
знают друг о друге. Они живут в «разных
мирах» и мыслят различными категориями.
Помимо этого у них различные критерии
оценки своей деятельности.
Причина 2. Инновационные
проекты – долгосрочные проекты
К сожалению, практически весь российский
бизнес - рассчитан на получении прибыли
в краткосрочной перспективе. Это
связано с целым рядом факторов, в числе
которых – нестабильность политической
системы, «непрозрачность» правил игры
для отдельных субъектов бизнеса, невозможность
получения финансовых средств на длительный
срок и т.п.
Хотите подтверждения этому доводу? Пожалуйста…
Давайте спросим у наших нефтяных компаний,
построили ли они хоть один современный
нефтеперерабатывающий завод за последние
5 лет, когда они получали сверхприбыли…
Я думаю, ответ Вам известен… Мы до сих
пор получаем из одной тонны нефти – 200
литров бензина. А в Америке получают 600.
Вот и все инновации…
Причина
3. Коммерческая составляющая инноваций
Так уж сложилось, что в нашей стране нет эффективных
механизмов оценки и проработки коммерческой
составляющей инноваций. Все наши
институты существовали за счет государственного
бюджета – их основная задача была изобретать,
что они успешно и делали, складывая свои
изобретения на темные и пыльные полки
архивов. Но увидеть «коммерческую составляющую»
в изобретении, продумать возможности
его применения в массовой продукции -
это нужен особый талант и опыт работы.
Можно сказать, что в текущей структуре
инновационного процесса отсутствует
«связующее звено» между Новаторами и
Потребителями, способное превратить
открытие или изобретение в инновацию
приносящую реальную прибыль.
Наше правительство в принципе понимает
данную проблему. И попыталось решить
ее как всегда глобально, с размахом –
создав корпорацию РОСНАНО.
Пока, на сайте корпорации размещены лишь
лозунги типа «…Завоевание лидирующих
позиций на мировых рынках нанотехнологической
продукции». Там нет количественных критериев
оценки эффективности работы данной корпорации
(по крайней мере, я их не нашел). Возможно,
это связано с тем, что А.Б. Чубайс, вступивший
в должность в генерального директора
корпорации в сентябре 2008 года, еще не
вошел в курс дел. В общем, посмотрим…
Причина
4. Инновация, инновации рознь…
Помните, в начале статьи я упоминал «хитрый»
классификатор инноваций – масштаб новизны.
Так вот этот классификатор может сыграть
с нами хитрую шутку, чтобы понять какую
придется привести пример.
Давайте представим ситуацию, что в мире
существуют 3 класса (по технологическому
совершенству) автомобилей – А, В и С. Эти
автомобили выпускают заводы соответствующих
классов. Например у нас в России - завод
класса А и в Германии - завод класса С.
Вдруг, в какой-то момент мы решаем, что
нам нужно «развивать инновации» в автомобилестроении
и соответственно выпускать автомобили
классом выше. Что мы делаем – мы покупаем
завод и технологии класса В. Почему именно
В, а не С – спросите Вы? А потому что:
Когда мы построим
завод класса «В», на Западе уже появится
завод класса D и так далее. При
таком подходе, мы всегда останемся
«вторыми» и будем закупать на
западе товары, технологии, готовые
заводы и т.п. считая их «верхом совершенства».
За примерами далеко ходить не надо –
Volga Siber – наглядный пример покупки американских
технологий начала 80-х годов. Компания
«Chrysler» была, наверное, чрезвычайно рада.
Так бы пришлось платить за утилизацию
своей линии – а тут гляди российские
«инноваторы» подвернулись.
Чтобы Россия была технологическим лидером
– необходимо большее внимание уделять
радикальным инновациям. Пусть это будет
одна или несколько областей, но в среднесрочной
или долгосрочной перспективе они должны
принести нам мировое лидерство и соответственно
коммерческий успех. Определение таких
областей или направлений развития –
сложная и интересная задача.
По моему
мнению, прежде чем создавать корпорацию
РОСНАНО, нужно было бы создать организацию,
которая бы «сеяла широко», а не «копала
глубоко». Вспомните, как добывают золотой
песок. Чтобы получить крупинку золотого
песка промывают сотни
Такой организацией, по моему мнению, могло бы стать Федеральное Бюро Развития Инноваций (ФБРИ)– в дальнейшем просто Бюро – мощная информационно-аналитическая организация. Ее основная задача в рамках представленной схемы (рис.2)– определение перспективных с точки зрения КОММЕРЧЕСКОГО УСПЕХА разработок и инноваций в глобальном масштабе.
рис.2
Помимо этого, Бюро выполняет следующие функции:
При этом Бюро не
нужно быть огромным институтом с
гигантским штатом сотрудников. Бюро должно
просто организовывать работу
по проверке идей, в сторонних профильных организациях.
Это конечно рискованный элемент процесса.
Наши институты – это «тормозные», бюрократические
организации. Чтобы организовать экспертизу
нужно подать тысячу заявок, оплатить
все по «тройным» тарифам. Но и их можно
мотивировать в рамках этого процесса.
Выполнили экспертизу в срок и с минимальными
затратами – получите финансирование
вовремя, а может и прибавку. Это все равно
выгодней, чем создавать новые исследовательские
центры по каждому направлению.
При этом финансирование бюро должно вестись
из двух источников – федеральный бюджет
– базовые операционные расходы и процент
с доходов, полученных за счет внедрения
или продажи инновационных технологий.
Очень важно правильно проработать мотивационные
схемы для сотрудников бюро.
Внутренняя структура Бюро – «классическая»
для такого типа компаний и состоит из
4-х функциональных блоков (рис. 3).
рис.3
Территориальная структура ФБРИ – тоже достаточно проста. В Москве – центральная штаб –квартира Европейского (западного) филиала. В Екатеринбурге – Уральское бюро РИ, в Новосибирске – Восточное бюро.
Развитие
инновационных технологий в России
– является ключевым фактором не только
для выхода из экономического кризиса,
но и вообще выживания и стратегического
позиционирования нашей страны в мире.
Реалии таковы, что на текущий момент мы
являемся «сырьевым придатком» развитых
и развивающихся стран. Преломить этот
тренд, будет очень сложно с учетом российских
реалий – бюрократизма, коррупции, низкого
технологического уровня нашей страны.
Даже те отрасли, в которых мы еще являемся
лидерами, например космонавтика или атомная
энергетика – базируются на технологических
разработках прошлого века. Если мы не
будем развивать инновационные технологии,
то в один прекрасный день мы просто «уйдем
в историю» и для остального мира превратимся
в страну медведей, матрешек, ушанок и
дешевого сырья…
Информация о работе Проблемы инновационного развития России в условиях мирового финансового кризиса