Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 16:09, курсовая работа
Цель диссертационного исследования – повышение конкурентоспособности и эффективности работы современных промышленных предприятий на основе совершенствования методов разработки и реализации стратегий организационного развития.
Для достижения поставленной цели потребовалось решение следующих задач:
- на основе критического анализа сложившихся в теории и практике представлений об организации как функции управления обосновать современные требования к содержанию последней, адекватно отражающие изменения, произошедшие во внутренней и внешней среде промышленных предприятий;
- исследовать факторы, влияющие на выбор организационной стратегии предприятия, установить степень их значимости и формы учета при построении модели его организационного поведения;
- изучить действующие методы и концепции стратегического менеджмента, установить место и роль в них организационных стратегий, а также соответствие сложившейся в этой области ситуации возрастающей роли организации в обеспечении конкурентоспособности и эффективности промышленного предприятия;
- сформулировать современную концепцию организации промышленного предприятия и обосновать необходимость ее учета при разработке общих, деловых и функциональных стратегий его развития;
- определить направления совершенствования методов проектирования организационных структур предприятий, позволяющие преодолеть их обособленность от рынка и изменений во внешней среде;
- установить целесообразность перехода российских предприятий на новую концепцию организации и последствия такого перехода для экономического развития предприятия и национальной экономики в целом.
Проведенный нами анализ показал,
что выбор организационной
Важнейший фактор, определяющий
выбор организационной
Результат стратегического
маневра также зависит от того,
насколько на него способны реагировать
конкуренты. Сила реактивной позиции,
с нашей точки зрения, может
быть измерена показателем эластичности.
Поскольку различные типы реакций
требуют разнонаправленных
Напряженность конкуренции на рынке покупателей
max
Полипсония |
Горизонтальная диверсификация деятельности |
Концентрация на целевом рынке |
Локальная инновационная деятельность |
Системная инновационная деятельность |
Олигопсония |
Локальная диверсификация деятельности |
Системная интеграция деятельности |
Комплексная дифференциация и интеграция |
Вариант встречается очень редко |
Монопсония |
Адаптация друг к другу |
Адаптация продавцов к покупателю |
Вариант встречается очень редко |
Вариант не встречается |
Рынки поку- пателей Рынки продавцов |
Монополия |
Олигополия |
Монополистическая конкуренция |
max Совершенная конкуренция |
Напряженность конкуренции на рынке продавцов
Таблица 1. Матрица эластичности конкурентной реакции на рынке
Действия фирмы по факторам конкурентоспособности товара марки |
Эластичность реакции приоритетного конкурента на действия фирмы по факторам | ||||
Кт |
Кс |
Ц |
Зэ |
М | |
Повышение качества товара (Кт) |
Э1 |
Э6 |
Э11 |
Э16 |
Э21 |
Повышение качества сервиса (Кс) |
Э2 |
Э7 |
Э12 |
Э17 |
Э22 |
Снижение цены товара при сохранении качества (Ц) |
Э3 |
Э8 |
Э13 |
Э18 |
Э23 |
Снижение эксплуатационных затрат (Зэ) |
Э4 |
Э9 |
Э14 |
Э19 |
Э24 |
Совершенствование маркетинга (М) |
Э5 |
Э10 |
Э15 |
Э20 |
Э25 |
В данной модели отражена эластичность
(фактическая или
Наряду с моделью конкурентной
борьбы на отраслевом рынке значительное
влияние на выбор организационных
решений оказывает сложившаяся
динамика рынка. Растущий рынок в
сочетании с сильными конкурентными
позициями предприятия требует
расширения его присутствия в
отрасли на основе интеграции с другими
предприятиями по технологической
цепи, стадиям жизненного цикла или
с конкурентами внутри отрасли. Напротив,
работа на рынке, находящемся в состоянии
застоя, предполагает различные формы
диверсификации деятельности, вплоть
до полного ухода из отрасли. Располагая
разными возможностями и
Таблица2. Особенности организации предприятий в зависимости
от их позиций на рынке
Позиция на рынке |
Особенности организации производства |
Размер предприятия |
Адаптивность |
Преимущества в конкуренции |
Относительная доля расходов на НИОКР |
1 |
массовое, крупносерийное |
крупные |
низкая |
высокая производительность, низкие удельные затраты |
высокая |
2 |
специализированное, серийное |
крупные, средние |
низкая |
выгоды от дифференциации продукта |
средняя |
3 |
универсальное |
мелкие |
высокая |
гибкость |
малая или отсутствует |
4 |
экспериментальное |
средние, мелкие |
высокая |
высокая интенсивность нововведений |
преобладающая |
Для построения организационных стратегий с учетом интенсивности инновационной деятельности предприятия мы предлагаем использовать модифицированную модель И. Ансоффа «продукт – рынок».
Каждое из 4-х полей
матрицы представляет определенную
стратегию поведения
Поле II включает стратегии,
направленные на развитие рынка и
предусматривающие в плане
Поле III включает стратегии,
направленные на разработку новых продуктов
(инновации), которые предполагается
сбывать на имеющихся рынках. Такие
стратегии применяются
Поле IV представляет стратегии диверсификации, направленные одновременно на расширение направлений и сфер деятельности. Причинами выбора таких стратегий является желание компаний уменьшить риски, переориентироваться со стагнирующих отраслей на перспективные с высокой нормой прибыли, получение других финансовых выгод.
В силу непрерывности происходящих
изменений во внутренней и внешней
среде предприятий
Пр
2
В
С
А
1
0 Т
Рис. 2. Модель развития организации на основе концепции двух
S-образных кривых
Главная стратегия кривой
1 состоит в том, чтобы улучшать
действующую организацию. Эта стратегия
держится на новых организационных
моделях, постоянной смене структуры,
улучшении связей с внешним миром,
изменении сервисных услуг, модернизации
самой продукции. Стратегия, направленная
на постоянное улучшение действующей
организации позволяет
В условиях глобализации и возрастающей открытости рынков предприятие должно вписаться в изменения, тенденции, скорость самоорганизации и организации мировой экономической системы. Соблюдение принципов коэволюции, соразвития системы с надсистемой и подсистемами является важнейшим условием построения современной организации. Управляющая подсистема должна строить концепцию организационного развития в границах надсистемы, этот процесс должен быть сопряжен с множеством других процессов, протекающих на мезо-, макро- и мегауровне. Наряду с названными факторами необходимо учитывать возникающую всеобщность потребительских и ресурсных рынков, которые требуют соответствующей им глобальной организации деятельности. Людские ресурсы, финансы, сырье могут быть найдены теперь в любой части мира.
В ответ на ускоряющиеся темпы научно-технического развития, продолжается нововведенческая экспансия, поиск новых рынков и направлений диверсификации производства. Ее результатом становятся процессы создания в рамках крупных компаний инновационных фирм или самостоятельных малых инновационных предприятий. Распространение информационно-коммуникационных технологий ускоряет переход к организациям, базирующимся на знаниях и информации.
Состояние и тенденции
развития внешней и внутренней среды
предприятий позволяют
Рис. 3. Признаки идеальной организационной модели предприятия
Сформулированные признаки
были положены в основу исследования
уровня организации производства и
управления на предприятиях промышленности.
Эмпирическую базу нашего исследования
составили данные опросов, проведенных
среди менеджеров различных уровней
управления 28 предприятий Краснодарского
края, принадлежащих различным
Таблица 3. Данные квотной выборки
Предприятия по отраслям промышленности |
Крупные |
Средние |
Малые |
Итого |
Добывающие отрасли |
2 |
1 |
- |
3 |
Машиностроение |
2 |
2 |
4 |
8 |
Химия |
- |
2 |
- |
2 |
Производство строительных материалов |
2 |
1 |
- |
3 |
Легкая промышленность |
2 |
1 |
- |
3 |
Пищевая промышленность |
1 |
1 |
2 |
4 |
Табачная промышленность |
1 |
- |
- |
1 |
Мебельная промышленность |
3 |
1 |
1 |
4 |
Итого |
5 |
11 |
12 |
28 |
На основе полученных экспертных оценок и проведенных расчетов нами был построен организационный профиль анализируемых предприятий (рис.4). В основу построения графика была положена средняя оценка для каждого из анализируемых факторов.
60
50
40
30
20
10
0
– организационный профиль малых и средних предприятий
– организационный профиль
Рис.4. Организационный профиль анализируемой группы предприятий
Построение профиля
сформировать представление о наиболее существенных проблемах организационного развития предприятий;
дифференцировать имеющиеся проблемы по силе их воздействия на эффективность работы предприятий;
установить взаимосвязь между областями (атрибутами организации), образующими ее профиль;
по результатам сравнения
организационного профиля конкретного
предприятия с лучшими
Информация о работе Развитие организационных механизмов стратегического менеджмента