Введение
В последние годы на предприятиях
для транспортировки массовых грузов
все большее применение находит конвейерный
транспорт. Этот вид транспорта применяют
не только на вновь строящихся и проектируемых
предприятиях, но и на действующих - при
реконструкции основных агрегатов. Конвейерный
транспорт широко используют для внутрицеховых
перевозок. Этому в значительной мере
способствует повышение степени непрерывности
технологических процессов.
Широкое применение конвейерного
транспорта объясняется его преимуществами
перед транспортом других видов при перемещении
значительных объемов грузов на небольшие
расстояния. К таким преимуществам относятся:
простота конструкции, надежность в работе,
высокая производительность и небольшие
эксплуатационные расходы. Кроме того,
применение конвейерного транспорта позволяет
повысить производительность труда и
степень автоматизации производства,
сократить на 10 - 15% площадь предприятия,
уменьшить расстояние между цехами, упростить
транспортные коммуникации. Внедрение
конвейерного транспорта дает возможность
повысить степень безопасности на транспорте.
Роликовые конвейеры
Роликовый конвейер или рольганг –
транспортирующий механизм, основной
грузонесущий орган которого – система
роликов. Установки наиболее широко используются
для перемещения штучных грузовых единиц
там, где условия эксплуатации являются
более жесткими в сравнении с допустимыми
для ленточных транспортеров.
Часто роликовые конвейеры
включают в общую схему сложного оборудования.
Основа конструкции – неподвижная
металлическая рама, устанавливаемая
на опорах. Оси параллельно расположенных
калиброванных стальных трубок (роликов)
статично закреплены в раме. Ролики, вращаясь
в подшипниках, обеспечивают транспортировку
продукции.
Перемещаемый продукт должен
иметь достаточно жесткую и ровную поверхность.
В противном случае, а также
для мелкоштучных материалов, грузовой
единицей служит тара, в которую помещают
продукцию. Самый распространенный вариант
– использование стальных роликов, но
производство рольганга может предполагать
применение и других материалов. Их выбор
определяется назначением установки,
характером транспортируемых грузов,
прочими условиями эксплуатации. В зависимости
от конструктивного исполнения применяют
холостые, приводные и фрикционные ролики.
Первые вращаются в подшипниковых узлах,
вторые – приводятся в движение мотор-редуктором
посредством цепной передачи.
Ролики третьего типа имеют
фрикционную муфту, обеспечивающую принудительный
остановку. Рамы таких устройств, как рольганги,
производятся из углеродистой стали с
нанесением порошкового покрытия, хромоникелевой
стали, реже – алюминиевых сплавов.
Неприводные рольганги
В неприводных рольгангах
металлическая рама имеет определенный
угол к горизонту. Принцип работы следующий
– груз помещают в пункте загрузки и он
под действием собственного веса перемещается
по вращающимся роликам к пункту выгрузки.
Большим преимуществом конструкции считается
высокая надежность, простота эксплуатации
и обслуживания, отсутствие электропитания.
Важный нюанс, который требуется учитывать
– необходим визуальный контроль оператора,
поскольку легкие грузы могут тормозиться,
а тяжелые, напротив, разгоняться на наклонных
участках трассы.Неприводной рольганг
– один из самых распространенных механизмов
в производственных цехах и складских комплексах.
Приводные рольганги
Приводные рольганги используют
принцип ременной или цепной передачи
от электропривода. Установки используют
для транспортировки грузовых единиц
на прямолинейных участках без наклона
к горизонту, в тех случаях, когда необходимо
обеспечить постоянную скорость движения
механизма. При создании линий и систем
на основе такого оборудования, как роликовые
конвейеры, используют прямые и поворотные
рольганги.
В последние годы появляются оригинальные
решения, увеличивающие сферу применения
рольгангов. Одно из них – пантограф или
раздвижной рольганг. Это оборудование
имеет гибкую конструкцию, очень компактно
в сложенном виде. Большим преимуществом
является возможность установки принимать
траекторию разной формы – легко создать
трассу, обходящую неустранимые препятствия.
Требования к роликовым конвейерам
- Длина роликов должна
превышать габариты перемещаемых
грузов (скользящей стороны);
- Зазор между роликами
должен быть ˂ ½ габарита
скользящей стороны транспортируемого
продукта;
- Материалы и комплектующие,
используемые при изготовлении
рольгангов, должны обладать хорошими
эксплуатационными свойствами в
соответствии с назначением.
Шаговые конвейеры.
Шаговый конвейер служит для
перемещения изделий путем их периодического
перекладывания на направляющих.
Шаговый конвейер представляет
собой совокупность двух столов (подвижного
и неподвижного) выполненных из продольных
реек, закрепленных на поперечных балках
образующих общий стол конвейера. Перемещение
изделий вдоль стола обеспечивается циклическим
движением подвижного стола. Цикл перемещения
включает в себя четыре фазы: подъем изделия
рейками подвижных столов, перемещение
изделия на один шаг, опускание изделия
на рейки неподвижных столов, холостой
ход подвижных столов в исходное положение.
Шаговые конвейеры наиболее распространены
и бывают двух типов: с убирающимися собачками
или поворачивающимися захватными устройствами.
У первого типа конвейеров заготовки (спутники)
перемещают по направляющим захваты в
виде подпружиненных храповых собачек,
укрепленных на осях в штанге, совершающей
возвратно-поступательное движение с
помощью гидравлического цилиндра. При
движении штанги вперед собачки упираются
в заготовки и перемещают их на шаг. При
обратном ходе собачки утапливаются в
штангу и проходят под заготовки, не передвигая
ее. Основным недостатком конвейера является
засорение стружкой храповых собачек.
У второго типа конвейеров заготовки
перемещают по направляющим захватные
устройства в виде флажков, укрепленных
неподвижно на круглой штанге, совершающей
последовательно возвратно-поступательное
и вращательное движения с помощью гидравлических
цилиндров и рычага. При движении штанги
вперед флажки упираются в заготовки и
перемещают их на шаг. Затем штанга поворачивается
на угол (при котором флажки не задевают
детали) и возвращаются в исходное положение.
Далее флажки опускаются, и цикл повторяется.
Вероятность засорения стружкой флажков
в этом конвейере меньше.
Заключение
Современные конвейеры отличает
небольшая трудоёмкость обслуживания,
высокая надёжность работы и безопасность
труда. Расширение объёмов и области применения
конвейеров связывается с дальнейшим
улучшением конструктивно-технологических
характеристик установок. Усовершенствование
погрузочных устройств, роликоопорных
и опорных конструкций ставов. Применение
автоматики обеспечивает плавность пуска
конвейера, возможность регулирования
скорости движения в зависимости от величины
поступающего грузопотока, автоматический
контроль (ультразвуковым способом) состояния
роликоопор, взвешивания и регистрации
количества перемещаемого груза и др.
Список литературы
1.Автоматизированный электропривод
типовых производственных механизмов
и технологических комплексов: Учебник
для вузов / М. П. Белов, В. А. Новиков, Л.
Н. Рассудов. – М: Издательский центр “Академия”,
2004. – 576 с.
2.Инжиниринг электроприводов
и систем автоматизации : учеб. пособие
для студ. высш. учеб. заведений / [М. П. Белов,
О. И. Зементов, А. Е. Козярук и др.] ; под
ред. В. А. Новикова, Л. М. Чернигова. – М.
: Издательский центра “Академия”, 2006.
– 368 с.
3.Конвейеры: Справочник/Р. А.
Волков, А. Н. Гнутов, В. К. Дьячков и др.
Под общ. ред. Ю. А. Пертена. Л.: Машиностроение,
Ленингр. отд-ние, 1984. 367 с., с ил.
4.Строительные машины и оборудование:
Справочное пособие для производственников-механизаторов,
инженерно-технических работников строительных
организаций, а также студентов строительных
вузов, факультетов и техникумов. / Белецкий
Б. Ф., Булгакова И. Г. Изд. второе, переработ.
и дополн. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 608
с.
5.Шеховцов В.П. Электрическое
и электромеханическое оборудование:
Учебник. –
М.: ФОРУМ: ИНФРА-М. 2004. – 407 с.: ил.