Современная концепция инновационного менеджмента

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Мая 2014 в 07:20, реферат

Описание работы

Сегодня в условиях новой экономики только 30% инновационных проектов реализуются в производстве, поэтому проблема интеграции инновационного и производственного менеджмента — это проблема формирования и поиска рынка, интеграции науки и производства, интеграции производства, инноваций и инвестиций, а также развития науки и техники на промышленном предприятии с целью инновационного развития промышленных предприятий.

Содержание работы

Введение.
1.Понятие и сущность инноваций.
2.Классификация инноваций
3. Инновация как объект управления.
4. Концепции инновационного менеджмента.
5. Инновационный менеджмент в России
Заключение.
Список используемой литературы:

Файлы: 1 файл

Концепции инновационного менеджмента.docx

— 46.96 Кб (Скачать файл)

В состав системы инновационного менеджмента включены подсистемы: научного сопровождения, целевая, обеспечивающая, управляемая и управляющая, которые в свою очередь образуют внутреннюю среду фирмы.

Подсистема научного сопровождения будет состоять из таких частей, как:

1. научные подходы к  инновационному менеджменту;

2. функции и методы  менеджмента. Научный подход состоит из системного, структурного, маркетингового, функционального, воспроизводственного, нормативного, комплексного, интеграционного, динамического, процессного, количественного, административного, поведенческого, ситуационного подходов.

Функции менеджмента:

1. планирование;

2. организация;

3. мотивация;

4. контроль.

 Методы менеджмента:

1. организационные;

2. административные;

3. экономические;

4. социально-психологические.

Целевая подсистема состоит из формирования портфелей новшеств и инноваций.

Формирование портфеля новшеств содержит научные разработки, изобретения, патенты, ноу-хау и другие новшества. Новшества бывают покупными, собственной разработки, могут накапливаться в собственном фонде, внедряться в собственном производстве или продаваться.

Создание портфеля инноваций – это стратегический план реализации новшеств и инноваций (покупных и собственной разработки).

Вслед за анализом параметров целевой подсистемы надо определить эффективность дальнейшего функционирования фирмы. Следом за анализом окружения фирмы и образования целевой подсистемы нужно установить параметры обеспечивающей подсистемы.

Обеспечивающая подсистема анализирует количество, качество, сроки поставок, поставщиков сырья, материалов, комплектующих изделий и иного, необходимых для решения задач целевой подсистемы. Для достижения конкурентоспособного «выхода» системы требуется найти конкурентоспособных поставщиков. Если используются неконкурентоспособные составляющие «входа» при любом уровне техники, технологии и организации процессов, нельзя произвести конкурентоспособный товар.

Управляемая подсистема, входящая в систему менеджмента инноваций, состоит из определенных составляющих по созданию и внедрению инноваций по стадиям их жизненного цикла: это стратегический маркетинг; НИОКР; организационно-технологическая подготовка производства и внедрения инноваций; производство инноваций; сервис инноваций.

Управляющая подсистема несет ответственность за все происходящие процессы в системе инновационного менеджмента. К составляющим подсистемы относят: управление персоналом, разработку управленческого решения, координацию выполнения инновационных проектов. Именно эти компоненты обусловливают качество всех остальных подсистем системы менеджмента инноваций.

Инновационный менеджмент определяют как систему управления инновациями, инновационным процессом и отношениями, возникающими и происходящими в процессе внедрения инноваций.

Сущность инновационного менеджмента заключается в том, что инновация является объектом, на который производит воздействие хозяйственный механизм. Хозяйственный механизм воздействует и на порядок создания, реализации, продвижения инноваций (нововведений), и на экономические отношения, происходящие между всеми участниками данного процесса: производителями, продавцами и покупателями инноваций.

Влияние хозяйственного процесса на инновации происходит на основе и при помощи определенных приемов и особой стратегии управления. Вместе эти приемы и стратегия создают своеобразный механизм управления инновациями – инновационный менеджмент.

Управление инновациями – это довольно новая отрасль в управленческой деятельности в таких сферах, как научно-техническая, производственно-технологическая и административная. Инновационный менеджмент базируется на следующих основополагающих моментах:

1. поиске идеи, служащей фундаментом для данной инновации. Отправными источниками инновационных идей являются потребители; ученые (разработки); конкуренты (изучение потребительского спроса); торговые агенты; дилеры; работники предприятия;

2. способе организации инновационного процесса для определенной инновации;

3. процессе продвижения и реализации нововведений на рынке.

Инновационный менеджмент содержит стратегию и тактику управления.

Стратегия дает возможность выбрать общую направленность и метод применения средств для достижения поставленной конечной цели. После достижения поставленной цели стратегия прекращает свое существование, на ее смену приходит тактика.

Тактика – это определенные методы и приемы для претворения в жизнь намеченной цели уже в определенных конкретных условиях. Задачей тактики инновационного менеджмента можно назвать искусство выбора оптимального решения и приемов достижения этого решения, наиболее выгодных в данной ситуации.

Инновационный менеджмент – это система управления предприятием. В этом ракурсе система инновационного менеджмента включает в себя две подсистемы: управляющую подсистему (субъект управления) и управляемую подсистему (объект управления).

Субъектом управления могут быть один или группа работников, проводящих целенаправленное управление функционированием объекта управления. Объектами управления в данном случае будут инновации, инновационный процесс и экономические отношения между участниками рынка инноваций.

Связь субъекта управления с объектом будет происходить посредством передачи информации. Именно эта передача информации является процессом управления.

 

5. Инновационный менеджмент в России

Особое значение сейчас в России приобретает создание атмосферы, стимулирующей поиск и освоение нововведений. Современная ситуация характеризуется резким обострением конкурентной борьбы. В этих условиях инновации становятся обязательным элементом хозяйственной деятельности предприятия и являются основной движущей силой и предпосылкой его развития. Нововведения играют решающую роль в стратегическом управлении предприятием, нацеленным на выживание, сохранение и упрочение своего положения на рынке в долгосрочной перспективе. Однако пока способности к инновационным подходам внутри самих организаций, как на индивидуальном, так и на групповом уровне часто не развиты и не ценятся по достоинству. Хорошие идеи и предложения нередко тонут в трясине бюрократизма и самоудовлетворенности или, хуже того, даже не выносятся на рассмотрение руководства из опасения, что они не будут приняты. В результате наблюдается ситуация, что многим фирмам не удается извлечь выгоду из благого стремления их сотрудникам к инновациям.

Руководители часто задают вопрос: «Как сделать организацию восприимчивой к нововведению, желающей его, стремящейся к нему и работающей на него?». Если организация смотрит на новшество как на нечто противоречащее естественному ходу процесса, как на плавание против течения, - оно никогда не осуществится. Нововведенческие мероприятия должны быть неотъемлемой частью обычной, нормальной работы. Для этого инновационная деятельность требует создания творческой атмосферы в коллективе. Она не может возникнуть в приказном порядке, директивные указания скорее дадут обратный эффект. Можно заставить сотрудника приходить на службу пять раз в неделю, и отбывать по восемь часов в день. Но никогда нельзя вынудить работать на самом высоком уровне - великолепная работа - это чисто добровольный вклад, который возможен лишь тогда, когда сотрудник ощущает заботу о себе, чувствует себя совладельцем организации. В результате неосязаемое - доверие, забота, внимание - дает вполне осязаемые результаты - прибыль. Следовательно, инновационный климат - это сформированная определенным образом обстановка, в которой человек чувствует себя свободным, полностью мотивированным, готовым к творческой работе.

Стремление к творчеству - важная особенность человека. Обычно сотрудник желает оказаться в такой ситуации, когда от него ждут творческой работы. Однако часто он находится в системе, которая заставляет подчиняться административным распоряжениям в прямой или косвенной форме. Иногда требования системы разумны и понятны, и работник охотно их принимает, в других случаях причинные связи неясны или противоречат его убеждениям и интересам. Инновационный климат в фирме необходим, если она намерена разработать новую продукцию с расчетом на рыночный успех. Такой климат можно создать в результате использования принципов инновационного менеджмента: стимулировать чувство ответственности и решимости в достижении намеченной цели; вносить полную ясность относительно поставленных перед коллективом задач; формулировать коллективу и отдельным его членам задачу в полном объеме (объясняя, что они должны делать и к чему стремиться); обеспечивать условия для творческого труда; создавать оптимальные условия для успешного выполнения поставленной задачи; поддерживать и стимулировать коллектив при решении возникающих про модели инновационного процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Значение инновационного процесса в обеспечении развития современной экономики получило признание в России не только в работах специалистов, но и в позиции, заявленной государственными руководителями. Однако от осознания важности инновационного процесса в условиях становления неоэкономики до понимания его реального значения в экономическом развитии страны, а тем более – до выработки эффективной политики, обеспечивающей активное использование инноваций для обеспечения экономического и социального прогресса, пролегает весьма нелегкий путь.

Россия сталкивается на этом пути со множеством проблем, многие из которых имеют глубокие корни, и не имеют простых и быстрых решений. Более того, никто не гарантирует нам, что такие решения будут найдены, и тем более – применены на практике. Тем не менее поиск конструктивного выхода из паутины проблем, осложняющих использование инновационных источников развития, является той задачей, уклониться от решения которой, или хотя бы отложить ее решение – значит, занять социально безответственную позицию.

Инновационный потенциал экономики России достаточно велик и определяется следующими обстоятельствами:

·   Наличие развитой системы школьного и высшего образования;

·   Наличие по некоторым направлениям исследований серьезных научных школ мирового уровня;

·   Значительная масса квалифицированных кадров, занятых в национальном хозяйстве;

·   Настоятельная и все возрастающая потребность в технологическом обновлении производства.

Однако указанные выше факторы, характеризующие потенциал инновационного развития, не реализуются автоматически. На пути их превращения в источники инновационного роста предстоит решить целый ряд проблем.

1. Недостаточное финансирование  научно-исследовательских и опытно-конструкторских  разработок в целом ряде отраслей, таких как машиностроение, ТЭК  и пр.

2. Высокая степень износа  оборудования в промышленности  и научном секторе.

Первый шаг к восстановлению целостности национальной инновационной системы – формирование институтов государственного регулирования функционирования воспроизводственного контура, в котором инновационная составляющая воспроизводственного процесса должна занимать центральное место. Соответственно, сам инновационный процесс также должен быть объектом целенаправленного государственного регулирования, которое не следует понимать в духе восстановления прежней централизованно-приказной системы. Однако необходимо решить задачу проведения целостной государственной политики обеспечения и поощрения инновационной активности, способной органически связать функционирование всех звеньев воспроизводственного контура национальной экономики на основе инновационного процесса. В свою очередь, государство должно взять на себя координацию деятельности всех институтов и организаций, обеспечивающих инновационный процесс.

Необходимость жесткой концентрации ограниченных государственных ресурсов поддержки инновационной системы заставляет ставить вопрос и о высокой степени централизации в проведении государственной научно-технической политики.

Для формирования инновационных программ следует прежде всего придать им основу в виде общегосударственной программы экономического развития, что необходимо как с точки зрения целенаправленности конкретных государственных инновационных программ, так и с точки зрения задания национальных ориентиров науке и бизнесу.

 

 

 

 

 

 

Список используемой литературы:

1. Бекетов Н.В. Научно-инновационная  система региона: теория, методология  и практика организации. – М.: Институт науч. информ. по обществ. наукам РАН, 2008. С. 101.

2. Донцова Л.В. Инновационная  деятельность: состояние, необходимость  государственной поддержки, налоговое  стимулирование. //Менеджмент в России  и за рубежом. №3, 2008. C. 74.

3. Ильенкова С.Д. Инновационный менеджмент. М.: Банки и биржи, 2009. C. 105.

4. Молчанов Н.Н. Инновационный  процесс: организация и маркетинг. СПб., 2008.  С. 65

5. Основы инновационного  менеджмента: теория и практика. / под ред. А.К. Казанцева, Л.Э. Миндели. – М., 2008. С. 107.

6. Скамай Л. Риски в инновационном предпринимательстве. // РИСК, 2009, №5-6. C. 154.

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Современная концепция инновационного менеджмента