Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Декабря 2013 в 19:06, курсовая работа
Современный период развития цивилизованного общества характеризует процесс информатизации.
Информатизация общества – это глобальный социальный процесс, особенность которого состоит в том, что доминирующим видом деятельности в сфере общественного производства является сбор, накопление, продуцирование, обработка, хранение, передача и использование информации, осуществляемые на основе современных средств микропроцессорной и вычислительной техники, а также на базе разнообразных средств информационного обмена. Информатизация общества обеспечивает:
• активное использование постоянно расширяющегося интеллектуального потенциала общества, сконцентрированного в печатном фонде, и научной, производственной и других видах деятельности его членов,
Коротко рассмотрим эти этапы.
Определение целей и задач разработки
Отправной точкой в создании электронных учебников являются дидактические цели и задачи, для достижения и решения которых используются информационные технологии.
В зависимости от целей обучения электронные учебники могут быть следующих типов:
Разработка структуры электронного учебника
Структура в общепринятом понимании (от лат. struktura - строение, расположение, порядок) - совокупность устойчивых связей объекта, обеспечивающих его целостность. Исходя из этого определения, при разработке электронного учебника необходимо первоначально выработать его строение, порядок следования учебного материала, сделать выбор основного опорного пункта будущего учебника.
Все разделы курса и их компоненты должны быть взаимосвязаны, находиться в общей программной оболочке. Каждый компонент в указанных разделах электронного учебника должен быть доступен для пользователя из любого другого компонента.
Разработка содержания по разделам и темам электронного учебника
Понятие о содержании электронного учебника является частью понятия содержания образования, под которым понимается система знаний, умений, навыков, овладение которыми обеспечивает развитие умственных способностей школьника.
Содержательную часть электронного учебника может разработать опытный педагог-предметник, педагог-новатор, не один год посвятивший преподаванию своего предмета в школе.
При разработке содержания отдельных тем необходимо ранжировать учебный материал:
В ходе этой работы необходимо:
Подготовка сценариев
Познавательный интерес в педагогической практике рассматривают часто как средство активизации познавательной деятельности учащихся, эффективный инструмент учителя, позволяющий ему сделать процесс обучения привлекательным, выделить в обучении те аспекты, которые могут привлечь к себе непроизвольно внимание учеников, заставят активизировать их мышление, волноваться, переживать. Вот эти слова Г.И. Щукиной следует всегда помнить при составлении сценариев педагогических программных средств учебного назначения.
Сценарий электронного учебника - это покадровое распределение содержания учебного курса и его процессуальной части в рамках программных структур разного уровня и назначения.
Процессуальная часть включает в себя все то, что необходимо представить на экране монитора для раскрытия и демонстрации содержательной части.
Программные структуры разного уровня - это компоненты мультимедийных технологий: гипертекст, анимация, звук, графика и т.п. Использование этих средств носит целенаправленный характер: для активизации зрительной и эмоциональной памяти, для развития познавательного интереса, повышения мотивации учения.
Реализация электронного учебника на компьютере
После подготовки сценария материал учебника передается программистам для реализации на компьютере. В зависимости от целей разработки, задач выбирается вид электронных носителей для учебника и язык программирования, который должен учитывать вид носителя. Электронным носителем может быть дискета, компакт-диск, среда Интернета.
Апробация электронного учебника
После создания электронного учебника очень хорошо, если с ним могут поработать преподаватели, учителя - предметники, для использования которыми (в том числе) в учебном процессе он и разрабатывался. Мнение таких людей об электронном учебнике, их замечания крайне важны для разработчиков; их учитывают, на их основе вносят в курс корректировки. Электронный учебник также необходимо апробировать в условиях учебного заведения, для которого он создавался. Во время апробации выявляются отдельные незамеченные разработчиками ошибки, некорректность, неудобства в эксплуатации и т.п.
Корректировка по результатам апробации
По результатам апробации проводится корректировка программ электронного учебника.
Подготовка методического
Завершает работу по созданию электронного учебника подготовка методического пособия для учителя. Оно может содержать следующие материалы: содержание отдельных программных модулей; задания, тесты, предлагаемые после изучения каждой темы; примерное тематическое планирование с указанием места использования данного электронного учебника; инструкцию для работы с электронным учебником; необходимую конфигурацию компьютера для инсталляции электронного учебника. Пособие может быть записано на электронном носителе, либо издано на бумажном носителе.
Рассмотрим, как реализуются некоторые этапы создания электронного учебника, описанные в теоретической части:
Сейчас компьютер используется практически во всех сферах жизни. Детям с нарушением слуха очень интересна работа с ним, в это время они не чувствуют своего недостатка. Несмотря на то, что существует много обучающих программ для детей из массовых школ, компьютерное обучение не развито в специальных школах, хотя имеет большой потенциал для обучения таких детей.
Для слабослышащих
детей нет специальных
Исходя из вышеизложенных соображений, я считаю, что тема моей курсовой работы «Создание электронного учебника по русскому языку “Изучаем глагол” для учащихся 5 - 7 классов школ для детей с нарушениями слуха» является актуальной в силу того, что потребность в таком электронном учебнике, несомненно, есть, а самих учебников по данной теме либо совсем нет, либо их количество крайне недостаточно. Поэтому, своей целью считаю разработать электронный учебник по русскому языку, который может применяться для обучения школьников.
Предлагаемый компьютерный учебник разбит на несколько законченных взаимосвязанных фрагментов, каждый из которых обладает определенной функцией и визуально представлен отдельным модулем. В дальнейшем будем называть их блоками. Итак, в учебнике существуют следующие блоки:
Кроме блоков в электронном учебнике реализована система навигации – ее целью является осуществление перемещения пользователей по учебнику: обращаться к оглавлению, к разделам или к практическим заданиям.
Навигация между разделами электронного учебника и между блоками осуществляется с помощью ссылок и кнопок. Взаимосвязь между разделами осуществляется через содержание, согласно которому обучаемый может перейти к любому разделу учебника.
Разрабатываемый
электронный учебник
Электронный учебник «Изучаем глагол» состоит из одиннадцати тем:
Электронный учебник реализован, используя пакет программ SunRav BookOffice. SunRav BookOffice - это набор инструментов, предназначенный для создания и редактирования книги. В его состав входят модуль создания книги SunRav BookEditor и инструмент для чтения SunRav BookReader. Разработчиком является компания SunRav Software.
Ниже представлен внешний вид электронного учебника по русскому языку:
Обложка Содержание
Теоретический раздел Раздел с упражнениями
Электронный учебник «Изучаем глагол» был внедрен в учебный процесс в течение 2006-2007 учебного года. В эксперименте участвовали 5, 6 и 10 классы первой школы для глухих и 6, 7 и 8 классы 33-ей школы для слабослышащих. Эксперимент проводила Люкина Анна Сергеевна магистрантка 2 курса факультета коррекционной педагогики кафедры сурдопедагогики.
В 5, 6 и 10 классах первой школы и в 6 и 8 классах 33-ей был организован контрольный срез по темам раздела морфологии «Глагол», изученным ими ранее. Работа проводилась на уроках русского языка в кабинете информатики. Учащимся предлагался контрольный тест по выбранной теме.
В процессе выполнения упражнений дети охотно пользовались доступными видами помощи: подсказкой и схемой рассуждения, причем наибольшее внимание уделяли именно подсказке. Многие из них очень удивлялись и даже расстраивались, когда ее не было (в пяти вопросах из каждого упражнения вместо подсказки фраза «Думай самостоятельно»). Это можно объяснить тем, что в подсказке уже содержится промежуточный ответ, т.е. наибольшая помощь в правильном ответе.
Техническая сторона не вызвала никаких трудностей. Работу с программой дети освоили очень быстро. И уже после первого выполненного задания ориентировались в программе даже лучше, чем их учитель.
Эксперимент показал, что обучение с использованием компьютерной программы эффективно для детей с нарушениями слуха. Оно может служить в качестве одной из форм организации учебного процесса и являться частью дидактического комплекса. Формат компьютерного обучения также позволяет осуществлять точный и быстрый контроль знаний, полученных на традиционных уроках по русскому языку.
SunRav
BookOffice - пакет программ для создания
и просмотра различных электронных книг
и учебников. Состоит из двух программ:
SunRav BookEditor - для создания редактирования
книг и учебников и SunRav BookReader - для просмотра
книг и учебников. Любая книга может состоять
из неограниченного кол-ва глав, разделов
и подразделов (глубина так же не ограничена).
Некоторые возможности программы SunRav
BookReader:
Информация о работе Создание электронного учебника по русскому языку