Стимулирование инновационных разработок

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 10:15, курсовая работа

Описание работы

Повышение экономической роли инноваций, изменение темпов, направлений и механизмов развития инновационных процессов являются одним из ключевых факторов, обусловивших радикальные структурные сдвиги в экономике промышленно развитых и многих развивающихся стран. Они проявляются в росте инвестиций в образование и науку, технологические и организационные нововведения; опережающей динамике высокотехнологичных секторов промышленности при повышении технологического уровня традиционных отраслей хозяйства; возникновении новых видов деятельности и т.д.

Содержание работы

Введение
3

1.
Стимулирование инновационных разработок
4

1.1.
Инновация: понятие, виды, способы внедрения
4

1.2.
Государственное регулирование инноваций
8

1.3.
Основные формы стимулирования инновационной деятельности
10

Заключение
16

Список литературы
17

Файлы: 1 файл

Конрольная (вар.13).docx

— 51.74 Кб (Скачать файл)

     Основные  направления государственной поддержки инновационной политики:

     а) содействие повышению инновационной  активности, обеспечивающей рост конкурентоспособности  отечественной продукции на основе освоения научно-технических достижений и обновления производства;

     б) ориентация на всемерную поддержку  базисных и улучшающих инноваций, составляющих основу современного технологического уклада;

     в) сочетание государственного регулирования  инновационной деятельности с эффективным функционированием конкурентного рыночного инновационного механизма, защитой интеллектуальной собственности;

     г) содействие развитию инновационной  деятельности в регионах России, межрегиональному и международному трансферту технологий, международному инвестиционному сотрудничеству, защита интересов национального инновационного предпринимательства.

     Организационный механизм государственного регулирования  инновационной деятельности должен обеспечить учет мнений всех прямо или косвенно заинтересованных структур и в то же время создать условия для согласованного принятия мер по стимулированию инноваций. Субъектами инновационной политики выступают органы государственной власти (центральные и местные), предприятия и организации государственного сектора, самостоятельные хозяйствующие формирования, общественные организации, сами научные работники и инноваторы, смешанные образования.

     Государство может  инициировать и непосредственно  финансировать из бюджетных средств  двусторонние и многосторонние международные  инновационные программы, деятельность международных исследовательских организаций и технологических центров и т. д. Среди косвенных методов регулирования можно назвать как общеэкономические (например, налоговые и кредитные льготы участникам), так и специфические - таможенное регулирование, экспортные и импортные квоты, международные патентно-лицензионные механизмы и др.  
 

     1.3. Основные формы стимулирования инновационной деятельности

     Сегодня конкурентные преимущества компаний в  огромной степени определяются ее инновационностью, а значит, качеством ее кадрового потенциала. Это требует существенного изменения в принципах и методах управления персоналом. Прежде всего речь идет о совершенствовании мотивации и стимулировании труда, привлечении работников к управлению, что способствует расширению сотрудничества персонала с администрацией для достижения общих целей, побуждает к более интенсивному и продуктивному труду. Очевидно, что кадровая стратегия должна быть нацелена на непрерывное повышение квалификации, предоставление работникам условий для расширения знаний, использование программ мотивации и развития организационной культуры. Успех инновационного процесса во многом зависит от того, в какой степени его непосредственные участники заинтересованы в результатах своего труда.

     В развитых и динамично развивающихся  странах широко применяются различные  меры государственного стимулирования инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе. В их числе законодательные, финансовые, налоговые, имущественные механизмы стимулирования и поддержки малых предприятий, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Наряду с этим широко используются возможности организационного, консультационного и научно-технического взаимодействия крупных предприятий, высших учебных заведений и исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями в целях ускоренной реализации новых разработок и их дальнейшей успешной коммерциализации.

     В мировой практике сложились следующие  основные формы стимулирования инновационной деятельности в секторе малого бизнеса:

  • создание специальных национальных программ конкурсной поддержки малых  инновационных предприятий, работающих по государственной научно-технической тематике (США; Япония; Германия; Франция и др.);
  • прямое финансирование (субсидии, займы), которые достигают 50% расходов на создание новой продукции и технологий (Франция, США и другие);
  • предоставление ссуд, в том числе без выплаты процентов (Швеция);
  • дотации (практически во всех развитых странах);
  • создание фондов внедрения инноваций с учетом возможного риска (Англия, Германия, Франция, Швейцария, Нидерланды);
  • создание частных инвестиционных и венчурных фондов для финансирования инновационных проектов (практически во всех развитых и развивающихся странах);
  • безвозмездные ссуды, достигающие 50% затрат на внедрение новшеств (Германия);
  • снижение государственных пошлин для индивидуальных изобретателей (Австрия, Германия, США, Япония и др. страны);
  • отсрочка уплаты пошлин или освобождение от них, если изобретение касается экономии энергии (Австрия);
  • предоставление ряда льгот и преференций, способствующих активизации взаимодействия малых предприятий, НИИ, университетов и крупных предприятий при реализации инновационных проектов;
  • бесплатное ведение делопроизводства по заявкам индивидуальных изобретателей, бесплатные услуги патентных поверенных, освобождение от уплаты пошлин (Нидерланды, Германия и Япония).

     Кроме того, во многих странах одним из важнейших финансовых инструментов поддержки инновационных разработок, являются государственные контракты от различных правительственных организаций на проведение НИОКР. Такие контракты предполагают тщательное согласование всех основных характеристик инновационных проектов, ожидаемые результаты, сроки исполнения и необходимые затраты. Обычно сумма предполагаемых затрат фиксируется до начала работ, а окончательный расчёт осуществляется после их завершения. Субсидии и субвенции обычно предоставляются для поддержки радикальных и рисковых проектов, реализуемых инновационными МП, входящими в реестр предприятий, обладающих опытом выполнения сложных НИОКР. Государственные контракты обязательно предусматривают следующие важнейшие требования:

  • получение исполнителем необходимых результатов по решению научно-технической проблемы, заявленной заказчиком, в течение определенного срока;
  • предоставление заказчиком необходимого исполнителю кредитования на весь период выполнения работ;
  • гарантии заказчика на приобретение будущих результатов работы исполнителя.

     Наиболее  эффективной и распространенной в последние два десятилетия  частной формой интенсификации инновационной  деятельности в условиях рыночной экономики является венчурное финансирование инновационных проектов, связанных с большим риском. Венчурное финансирование сводится к способствованию роста конкретного инновационного бизнеса путем предоставления определенных денежных средств в обмен на долю в уставном капитале или некий пакет акций.  Венчурная деятельность направлена на временное объединение капиталов нескольких юридических и (или) физических лиц для создания небольших, но весьма мобильных и эффективных предприятий по доводке и коммерческой реализации отдельных инновационных проектов. После успешного завершения таких проектов эти предприятия либо поглощаются более крупными фирмами, или путем продажи лицензий на разработанные инновационные продукты укрепляют свои финансовые позиции и на этой основе разворачивают активную предпринимательскую деятельность по созданию собственного производства и организации коммерческих операций. Сущность венчурной деятельности в инновационной сфере заключается в риске привлечения частного капитала к взаимодействию с предпринимателями, обладающими организационным и интеллектуальным потенциалом с целью возможного получения в будущем прибыли от реализации инновационных идей и их дальнейшей коммерциализации без каких-либо гарантий на успех. Обобщающим показателем самых различных форм риска является финансовый риск предпринимателя и инвесторов, оцениваемый возможными потерями в случае неудачного (вне зависимости от конкретной причины) завершения планируемого проекта. Основными составляющими этой деятельности являются венчурное финансирование, поиск перспективных инновационных идей и предпринимателей, способных их реализовать и успешно коммерциализировать. Поэтому венчурный капитал чаще всего направляется в те отрасли, где проявляется возможность быстрой и доходной реализации наукоемкой продукции, на которую уже есть или только формируется ажиотажный спрос, приносящий наибольшую прибыль. Примером может служить: компьютеризация управления, информационные технологии, создание носителей электронной информации (CD, DVD, flash и др.), мобильные средства связи, жидкокристаллические мониторы, средства скоростного доступа в Интернет и др.

     Обратимся к зарубежной практике стимулирования инновационной деятельности работников университетов и промышленных предприятий.

     Американская  модель инновационного развития экономики  основывается на реализации результатов фундаментальных исследований. Ключевая роль в этом процессе принадлежит университетам - государственным и частным. Первые финансируются правительствами штатов, при этом около 30% средств выделяется из их бюджетов, а 70% поступает от промышленных компаний и в форме платы за образование, которую вносят студенты. Частные университеты, государством не финансируемые, осуществляют свою деятельность на средства компаний, пожертвования и за счет взимания платы за учебу со студентов.

     Когда речь идет об участии сотрудников  университета в коммерческих разработках, связанных с их научной деятельностью, то в государственных университетах  правила более строгие, нежели в  частных. Контракт, который заключает  университет со своим сотрудником, обычно содержит раздел, где оговариваются  условия участия сотрудника в  коммерческой деятельности. Общим и для государственных, и для частных университетов является порядок, в соответствии с которым интеллектуальная собственность, созданная сотрудником в рабочее время или на оборудовании университета, принадлежит университету.

     Американские  университеты являются своего рода интеллектуальными  центрами, в которых фундаментальные  и прикладные исследования тесно  связаны с подготовкой специалистов. Объемы государственной поддержки научно-исследовательской деятельности университетов здесь значительно выше, чем в других странах, и ”степень рационального использования” результатов интеллектуальной деятельности их сотрудников самая высокая в мире. Научно-исследовательские проекты университетов получают финансовую поддержку от федерального правительства в форме грантов, контрактов, соглашений о совместной деятельности. В большинстве американских университетов созданы офисы по лицензированию и трансферту технологий (ОЛТТ). В отличие от фирм, чья стратегия направлена на максимизацию лицензионных платежей (”роялти”), миссия университетских ОЛТТ более широкая - повышение общественной значимости результатов трансферта технологий через активизацию предпринимательской активности научных сотрудников. Деятельность университетских инновационных офисов постоянно контролируется правительственными структурами США. Ежегодно Ассоциация менеджеров университетских технологий публикует отчет об их деятельности. С учетом размера и типа университета сообщается о национальном нормативе по основным показателям деятельности инновационных офисов (количество зарегистрированных изобретений, заявок на патенты, полученных патентов, выданных лицензий, организованных компаний, объемы доходов инновационных офисов, суммы лицензионных платежей).

     В Великобритании отсутствуют единые правила применительно к инновационной деятельности работников университетов. Например, в Кембридже исторически сложился такой порядок: если ученый хочет использовать свои разработки в бизнесе, его никто в этом не ограничивает. В университете Оксфорд Брукс по-другому: даже если разработка принесла миллионные доходы, исследователь получает не более 10 000 ф.ст. В первом случае университету почти ничего не достается, во втором - он получает от научной разработки практически все. Правда, в последнее время ситуация стала меняться. Многие университеты и исследовательские институты стали занимать более-менее сбалансированную позицию, когда изобретатель получает достаточно обоснованное вознаграждение, и в то же время университет имеет большой доход от реализации его изобретений. В некоторых университетах Великобритании есть ограничения по использованию специалистов университетов в практической коммерческой деятельности. Однако распространяются они не на заработок специалиста, а на время, отдаваемое этой деятельности. 
 

 

Заключение

     Инновация - воплощение в конкретной технологии (продукте) результатов интеллектуального труда и комплекса многоаспектных прикладных взаимосвязанных трудовых процессов, которые осуществляются в определенной последовательности, учитывают состояние спроса и предложения на рынке, собственные нужды организации. Инновационный характер деятельности, его высокая наукоемкость меняют требования к работнику, повышают значимость творческого отношения к труду, профессионализма.

     В развитых и динамично развивающихся  странах широко применяются различные  меры государственного стимулирования инновационной деятельности в малом и среднем бизнесе. В их числе законодательные, финансовые, налоговые, имущественные механизмы стимулирования и поддержки малых предприятий, специализирующихся в осуществлении научно-исследовательских и опытно-конструкторских разработок (НИОКР). Наряду с этим широко используются возможности организационного, консультационного и научно-технического взаимодействия крупных предприятий, высших учебных заведений и исследовательских центров с инновационными малыми предприятиями в целях ускоренной реализации новых разработок и их дальнейшей успешной коммерциализации. 

 

     

Список  литературы

  1. Евдокимова Л.О., Слесарева Л.С. Инновационный менеджмент, учебное пособие. - С-Пб.: ПИТЕР, 2008;
  2. Инновационный менеджмент. Уч. пос. / под ред. Оголевой Л.Н. - М.: ИНФРА-М, 2007;
  3. Мухамедьяров А.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие. – М.: Инфра-М, 2008;
  4. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент: Учебник. - СПб.: Питер, 2006;
  5. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент: Уч. пособие. – СПб.: ПИТЕР, 2007;
  6. Институт региональной политики: Свердловская область. Путеводитель инвестора, 2010;
  7. Министерство промышленности и науки Свердловской области: Информация  об итогах реализации инновационных программ и мероприятий в Свердловской области в 2010 году;
  8. SMART RUSSIA Инновационная инфраструктура в регионах России ИННОПРОМ-2010 [http://smart-russia.innoprom.org/map.html?sid=34].

Информация о работе Стимулирование инновационных разработок