Сущность и значение инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Декабря 2013 в 00:26, контрольная работа

Описание работы

Целью данной контрольной работы является изучение отличия инновационной деятельности от инновационного процесса.
Эта цель определяет следующие задачи:
Определение сущности и значения инноваций;
Выявление отличительных особенностей инновационного процесса;
Определение особенностей инновационной деятельности

Содержание работы

Введение………………………………………………….………………………..3
1. Сущность и значение инноваций…………………………….……………..…4
2. Отличительные особенности инновационного процесса…………………....7
2.1. Соотношение понятий инновации и инновационного процесса……….7
2.2. Формы и фазы инновационного процесса………………………….……9
2.3. Модель инновационного процесса……………………………….….….13
3. Особенности инновационной деятельности…………………………...……16
3.1. Понятие инновационной деятельности…………………………………16
3.2. Закономерности инновационной деятельности…………………..…….20
4. Соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса..22
Заключение…………………………………………………..…...........................24
Список использованной литературы………………………..…….….…..……..25

Файлы: 1 файл

Инновационная деятельность и инновац. процесс. контр.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

Научно-технические услуги охватывают деятельность, связанную  с научными исследованиями и разработками и способствующую распространению  и применению научно-технических  знаний.

К научно-техническим  услугам относятся: предоставление научно-технической информации; перевод, редактирование и издание научно-технической литературы; изыскания (геологические, гидрологические, топографические и др.); разведка полезных ископаемых; сбор данных о социально-экономических явлениях; испытания; контроль качества; консультирование клиентов по подготовка и реализации конкретных проектов (кроме научных исследований и разработок, обычных инженерных услуг); патентно-лицензионная деятельность.

Научные исследования и  разработки отличаются от других видов  деятельности наличием в них значительного элемента новизны.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она  включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям.

Научные исследования и  разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

В исследованиях инноваций  выделяют следующие виды инновационной  деятельности10:

  • инструментальная подготовка и организация производства (приобретение производственного оборудования и инструмента, изменения в них, а также в процедурах, методах и стандартах производства и контроля качества изготовления нового продукта или применения нового технологического процесса);
  • пуск производства и предпроизводственные разработки, включающие модификации продукта и технологического процесса, переподготовку персонала для применения новых технологий и оборудования, а также пробное производство, если предполагается доработка конструкции;
  • маркетинг новых продуктов (виды деятельности, связанные с выходом нового продукта на рынок, то есть предварительное исследование рынка, адаптация продукта к различным рынкам, рекламная кампания);
  • приобретение неовеществленной  технологии со стороны в форме патентов, лицензий, раскрытия ноу-хау, торговых марок, конструкций, моделей и услуг технологического содержания;
  • приобретение овеществленной технологии (машин и оборудования, по своему технологическому содержанию связанных с внедрением продуктовых или процессных инноваций);
  • производственное проектирование (подготовка планов и чертежей, предусмотренных для определения производственных процедур, технических спецификаций, эксплуатационных характеристик).

 

3.2. Закономерности инновационной деятельности

 

Инновационная деятельность имеет общие закономерности: сначала определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, отмирает, исчерпав себя морально и физически.

Итак, переход любого продукта, процесса, явления, вида деятельности в новое качественное состояние реализуется в виде нововведений. Изначально новшества оформляются в сознании как проблема, связанная с наличием сущностного противоречия между действительным и возможным состоянием продукта, процесса и т.д. Субъективное содержание такого противоречия предполагает целенаправленную инновационную деятельность экономических и социальных субъектов, в ходе которой противоречие разрешается.

К важнейшей характеристике инновационной деятельности относится инновационный цикл — период от поиска новых идей до их прикладного использования либо получения конкретных результатов. Различают инновационный и жизненный циклы инновации — время от внедрения нововведения в производство до его устаревания.

Инновационная деятельность сопровождается становлением новых комбинаций факторов развития, которые выходят за рамки обновления процесса производства в привычном смысле и связаны с изменением, трансформацией производства, рынка, человеческого потенциала. Сюда можно отнести:

    • формирование человеческого капитала как особого фактора экономического развития;
    • внедрение продукции с новыми свойствами;
    • использование новой или улучшенной техники, новых или улучшенных технологических процессов, нового рыночного обеспечения производства;
    • появление новых рынков сбыта;
    • использование нового вида сырья;
    • изменения в организации управления производством и его материально-техническом обеспечении11.

Все это приводит к  тому, что инновационный процесс  встраивается в систему общественного воспроизводства, а экономика становится открытой инновационному пути развития.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4. Соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса

 

На основании вышеизложенного, соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса представим в виде таблицы (см. табл. 1):

Таблица 1

Соотношение инновационной деятельности и инновационного процесса

 

 

Инновационная деятельность

Инновационный процесс

 

Определение понятия

Инновационная деятельность - это  целесообразное преобразование различных сторон общественной жизни с целью получения социальных, экономических и других эффектов.

Инновационный процесс - это  процесс последовательного превращения идеи в товар, проходящий этапы фундаментальных, прикладных исследований, конструкторских разработок, маркетинга, производства, наконец, сбыта, - процесс коммерциализации технологий

 

Закономерности

Инновационная деятельность имеет  общие закономерности: сначала определяются цели изменения, новшество разрабатывается, испытывается, осваивается производством, распространяется и, наконец, отмирает, исчерпав себя морально и физически.

Инновационный процесс носит межотраслевой  характер и характеризуется временным, пространственным, стоимостным разрывом между затратами и результатами.

 

Основные характеристики

К важнейшей характеристике инновационной  деятельности относится инновационный цикл — период от поиска новых идей до их прикладного использования либо получения конкретных результатов.

 

Инновационный процесс  имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

Характеристика инновационного процесса предполагает оценку следующих показателей:

  • времяемкость инноваций, т.е. оценка продолжительности каждой стадии и общей продолжительности инновационного цикла от начала исследований до использования продукции;
  • структура затрат на осуществление отдельных стадий в пределах инновационного цикла;
  • диффузия новшества.

Инновационный процесс воспроизводим, поскольку он базируется на жизненном цикле изделия, включающем последовательность одних и тех же повторяемых стадий: НИОКР, производство, реализацию, потребление.


 

Выводы. На основании  этой таблицы можно сделать вывод  о том, что инновационная деятельность – понятие более широкое, чем инновационный процесс. Она включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

Таким образом, - инновационный  процесс является составной частью инновационной деятельности.

Заключение

 

В контрольной работе нами было изучено отличие инновационной деятельности от инновационного процесса. В заключение можно отметить следующее.

Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций.

Инновация – конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Инновация является следствием инновационной деятельности.

Инновационный процесс  имеет циклический характер, что демонстрирует хронологический порядок появления новшеств в различных областях техники.

По мере развития деятельность, представляющая инновационный процесс, распадается на отдельные, различающиеся  между собой участки и материализуется в виде функциональных организационных единиц, обособившихся в результате разделения труда.

Инновационная деятельность – понятие более широкое. Она  включает научно-техническую деятельность, организационную, финансовую и коммерческую и является важнейшей составляющей продвижения новшеств потребителям. Научные исследования и разработки, являясь источником новых идей, осуществляются на различных этапах инновационного процесса.

Итак, - инновационный процесс является составной частью инновационной деятельности.

 

 

 

Список использованной литературы

 

 

  1. Аниконов Н.Б. Инновации в системе экономического развития / Н.Б. Аниконов // Инновации. - 2004. - № 5. - С. 20 – 22.
  2. Афонин И.В. Инновационный менеджмент и экономическая оценка реальных инвестиций / И. В. Афонин. – М.: Гардарики, 2006. - 301 с.
  3. Евдокимова Л.О. Инновационный менеджмент / Л. О. Евдокимова, Л. С. Слесарева. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. – 165 с.
  4. Ермасов С.В. Инновационный менеджмент / С. В. Ермасов, Н. Б. Ермасова. – М.: Высшее образование, 2007. - 504 с.
  5. Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. – М.: КноРус, 2009. - 415 с.
  6. Инновационный менеджмент / под ред. А. В. Барышевой. – М.: Дашков и К, 2008. - 382 с.
  7. Инновационный менеджмент / под ред. В.М. Аньшина, А.А. Дагаева. – М.: Дело, 2006. - 583 с.
  8. Инновационный менеджмент / под ред. Л.Н. Оголевой. – М.: Инфра-М, 2007. - 237с.
  9. Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, Н. Д. Ильенкова и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2003. - 342 с.
  10. Медынский В.Г. Инновационный менеджмент / В. Г. Медынский. – М.: Инфра-М, 2008. - 293 с.
  11. Фатхутдинов Р.А. Инновационный менеджмент / Р. А. Фатхутдинов. - СПб.: Питер, 2005. - 447 с
  12. Хотяшева О.М. Инновационный менеджмент / О.М. Хотяшева. - СПб.: Питер, 2005. - 317 с.

1 Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, Н. Д. Ильенкова и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2003. – С. 17.

2 Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, Н. Д. Ильенкова и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2003. – С. 17.

3 Аниконов Н.Б. Инновации в системе экономического развития / Н.Б. Аниконов // Инновации. - 2004. - № 5. - С. 20.

4 См.: Евдокимова Л.О. Инновационный менеджмент / Л. О. Евдокимова, Л. С. Слесарева. - СПб.: Андреевский издательский дом, 2007. – С. 37.

5 Инновационный менеджмент / С. Д. Ильенкова, Л. М. Гохберг, Н. Д. Ильенкова и др.; под ред. С. Д. Ильенковой. - М.: Юнити-Дана, 2003. – С. 24.

6 Инновационный менеджмент / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, А. С. Воробьев. – М.: Академия, 2008. – С. 97.

7 Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. – М.: КноРус, 2009. – С. 53.

8 Ивасенко А.Г. Инновационный менеджмент / А. Г. Ивасенко, Я. И. Никонова, А. О. Сизова. – М.: КноРус, 2009. – С. 54.

9 Инновационный менеджмент / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, А. С. Воробьев. – М.: Академия, 2008. – С. 99.

10 Инновационный менеджмент / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, А. С. Воробьев. – М.: Академия, 2008. – С. 100.

11 Инновационный менеджмент / К. В. Балдин, И. И. Передеряев, Р. С. Голов, А. С. Воробьев. – М.: Академия, 2008. – С. 101.


Информация о работе Сущность и значение инноваций