Теоретическая основа инновационных проектов и программ

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Июня 2015 в 00:06, контрольная работа

Описание работы

Целью данной работы является рассмотрение инновационных проектов и программ. Исходя из поставленной цели, в работе определены следующие задачи:
- рассмотреть понятие и виды инновационного проекта и программы;
- рассмотреть управление реализации инновационных проектов.
- изучим роль малых инновационных организаций в экономике: фирмы инкубаторы, венчурные фонды.

Файлы: 1 файл

ноит работа.docx

— 48.21 Кб (Скачать файл)

Новые фирмы в рамках старых компаний представляют собой прогрессивный метод образования молодых компаний. Если в 1970-е и начале 1980-х гг. новые компании создавались в основном инженерами и учеными, уходившими из фирм, то в настоящее время получил распространение другой подход. Корпорации сами субсидируют организацию новых фирм для того, чтобы предотвратить уход ведущих работников, сманиваемых ищущими таланты вкладчиками рискового капитала. Они же позволяют привлечь на работу в свою корпорацию специалистов из других фирм.

Обычный способ действия компаний заключается в принятии на себя всех финансовых вопросов молодых фирм, что позволяет материнской компании стать владельцем по меньшей мере 80% новой фирмы (остальное - в руках сотрудников-основателей). В бухгалтерских книгах новая внутренняя фирма числится как филиал, но фактически является отдельной компанией со своим советом директоров. Однако убытки от деятельности последней в начальном периоде ее развития приходится вносить в бухгалтерские книги материнской компании. В то же время субсидирующая компания не может получить 100 % прибылей фирмы-новичка; так как последняя не принадлежит ей полностью.

Чтобы обойти указанную проблему, некоторые компании, организовавшие внутри своей структуры новую фирму, делают ее своей полной собственностью. В подобном варианте сотрудники-основатели молодой фирмы обычно получают право приобретения в течение ряда лет акций по льготной цене.

По истечении нескольких лет материнская компания держатель контрольного пакета акций получает возможность выкупать акции, принадлежащие сотрудникам-основателям, которые получают определенные доходы от прироста капитала.

2.1. Венчурные фирмы — рискофирмы.

Рискофирма представляет собой организацию, создаваемую для реализации инновационного проекта, связанного со значительным риском.

Основание рискофирмы происходит следующим образом. Группа из несколвких человек, располагающих оригинальной идеей в области новой технологии или производства новой продукции, но не имеющих средств для производства, вступает в контакт с одним или несколькими инвесторами (венчурными фондами). Этот контакт осуществляется через посредника: руководителя мелкого предприятия, который должен быть компетентен не только в научно-технической, сфере деятельности, но и в области производства и реализации продукции. Как руководитель будущей рискофирмы он обеспечивает частичное финансирование проекта и в то же время непосредственно руководит рядом направлений деятельности в течение 3—7 лет, вплоть до того момента, когда рискофирма передает через продажу акций ведение дел более мощной финансово-производственной группировке, если достигнутый уровень развития требует расширения масштабов производства.

По оценке экономистов в 15% случаев рискокапитал полностью теряется; 25% рискофирм несут убытки в течение более длительного времени, чем предполагалось первоначально; 30% рискофирм дают весьма скромную прибыль, но в 30% случаев успех позволяет в течение всего нескольких лет многократно перекрыть прибылью все вложенные средства. В 1986—1993 гг. доходы фондов рискового капитала в США в среднем в 10—20 раз превышали сумму вложенного капитала (Глазьев С.Ю. Теория долгосрочного технико-экономического развития. С.91).

2.2 «Инкубаторные программы» и сети малых фирм

Многие высокотехнологичные российские организации строят свою стратегию выживания на основе «инкубаторных программ» и представляют собой «фирмы-инкубаторы».

Под «фирмой-инкубатором» понимают организацию, создаваемую местными органами власти или крупными компаниями с целью выращивания новых компаний. В настоящее время в США насчитывается свыше 350 фирм-инкубаторов. До 1980 г. их было 10. Фирмы-инкубаторы создаются для сдачи в аренду вновь организуемым компаниям за невысокую плату служебных помещений и предоставления им на льготных условиях ряда услуг, включающих возможность получения консультаций у экспертов по управленческим, техническим, экономическим, коммерческим и юридическим вопросам. Существуют фирмы-инкубаторы трех типов.

Первый тип -- бесприбыльные. Они самые многочисленные. Взимаемая ими арендная плата с фирм-арендаторов от 15 до 50% ниже среднего уровня. Бесприбыльные фирмы-инкубаторы субсидируются местными организациями, заинтересованные в создании рабочих мест и экономическом развитии региона. Арендаторами могут быть промышленные фирмы, исследовательские, конструкторские и сервисные организации.

Фирмы-инкубаторы второго тина — прибыльные. Это частные организации, общая численность которых постоянно увеличивается. В отличие от бесприбыльных фирмы-инкубаторы второго типа, как правило, не предлагают сниженных тарифов на услуги, но они позволяют арендаторам, предоставляя им широкий спектр услуг, платить только за те, которыми арендатор фактически воспользовался.

Инкубаторы третьего типа формируются как филиалы высших учебных заведений. Они оказывают наиболее эффективную помощь компаниям, собирающимся осуществлять разработку и выпуск технологически сложных изделий. Арендная плата может быть достаточно высокой, но она включает возможность пользоваться институтскими лабораториями, техническим обслуживанием, вычислительной техникой, библиотекой, иметь контакты с преподавателями.

Продолжительность пребывания в рамках фирмы-инкубатора ограничивается обычно тремя годами. Считается, что по истечении этого срока компания-арендатор должна достигнуть такой степени самостоятельности, которая позволит ей выйти из фирмы-инкубатора. Примером крупных американских компаний, создающих специальные фирмы-инкубаторы по «выращиванию» мелких рисковых фирм, являются General Electric и IBM. Укрепившие свои позиции в рамках фирмы-инкубатора, мелкие рисковые фирмы затем скупаются материнской компанией, которая организует на их базе новые исследовательски-конструкторские, опытно-экспериментальные и производственные подразделения. Создание фирм-инкубаторов является нетрадиционным методом организации так называемого нововведенческого процесса.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Управление реализацией  инновационных проектов и программ

Управление проектом или программой является сложной задачей. Рабочая группа, созданная для реализации проекта, решает новые задачи, отличающиеся от задач, решаемых существующими функциональными подразделениями.

Между рабочей группой и всей организацией существует устойчивая связь, так как реализация проекта должна осуществляться в сотрудничестве с существующими подразделениями и результат должен быть интегрирован в имеющуюся структуру. Для  управления инновационными проектами   руководителям следует придерживаться следующих   принципов   управления   инновационными проектами:

- принцип селективного  выборочного управления, заключается  в выборе приоритетных направлений, адресное поддержке инновационных  фирм и новаторов);

- принцип целевой ориентации  проектов на обеспечение конечных  целей. Предполагает установление  взаимосвязей между   потребностями   в создании инновации и возможностями их реализации, при этом конечные цели конкретных   проектов   ориентируются   на   потребности,   а промежуточные цели на конечные цели этих проектов;

- принцип полноты цикла  управления проекта;

- принцип этапности инновационных  процессов и процессов управления   проектами;

- принцип иерархичности  организации инновационных процессов (все уровни деятельности согласуются  друг с другом);

- принцип многовариантности  при выборе управленческих решений;

- принцип системности (разрабатывается  совокупность мер, необходи мых  для организации проекта - организационных, административных и других),

- принцип обеспеченности  или сбалансированности (все мероприятия  должны быть обеспечены необходимыми  ресурсами).

Этап формирования предложений по приоритетным направлениям (ПН) и критически важным технологиям: 1. Фиксируется перечень наиболее существенных критериев достижения цели. 2. Для каждого проекта (технологии), реализующего ПН, делается оценка уровня улучшения каждого показателя по сравнению с существующим положением по шкале «низкий», «ниже среднего», «выше среднего», «высокий». 3. Технологии, которые не имеют оценок «выше среднего» или «высокий», из дальнейшего рассмотрения исключаются. Остальные включаются в предварительные предложения по ПН и критически важным технологиям. 4. Технологии, имеющие не ниже одной оценки «высокий» или не менее двух «выше среднего», предварительно считаются кандидатами в группу приоритетных; если более двух «высокий» или трех «выше среднего» — кандидатами в группу особо приоритетных (критически важных). Количество параметров с высокой оценкой может меняться в процессе решения практических проблем. Оценки устанавливаются на основе расчетов или экспертно, при этом расчет проводится в ценах на определенный момент времени и цены на материалы и продукцию принимаются постоянными на протяжении реализации проекта в связи с трудно прогнозируемыми инфляционными процессами в стране. На этапе распределения финансов между проектами внутри промышленности используются правила принятия решений, основанные на схеме «затраты — эффективность»: в первую очередь наличные средства выделяются проекту с максимальной степенью экономной эффективности (степенью приоритетности). Распределяются средства между программами по признаку равенства экономической эффективности: дополнительной отдачи (прироста эффекта) на 1 рубль дополнительного финансирования. Степень приоритетности определяется так: 1. Каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается двум показателям: - конечный результат, измеряемый приростом анализируемо показателя за фиксированный период; - затраты при производстве программной продукции (общие включая инвестиции и текущие издержки). 2. Рассчитывается значение показателя эффективности, характеризующего степень приоритетности: результат делится на затраты. 3. Все проекты упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности в соответствии с уровнем эффективности (эффект/ затраты). Таким образом, на этапе предварительного отбора формируются три класса проектов (технологий): особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на следующих этапах процедур. Внутри каждого класса упорядочение может проводиться по критерию экономической эффективности (затраты — эффективность, отдача на 1 рубль вложений). Этап предварительного отбора приоритетных направлений и критически важных технологий относится ко второй фазе общей схемы процедуры выбора и реализации ПН НТП. Ей предшествует фаза формирования целей, за которой следуют фазы подготовки бюджетных заявок, распределения ресурсов, контроля результатов и корректировки ПН. Основное назначение этапа: 1. Проведение предварительной оценки, выделение основных направлений, дающих главный вклад в решение ключевых проблем. 2. Расширение и детализация перечня проектов (конкретных технологий) по выделенным направлениям. 3. Оценка вклада технологий в решение ключевых проблем и формулировка требований к конкурсу проектов. 4. Разработка форм документов для предоставляемых на конкурс проектов, потенциально реализуемых по схеме господдержки технологий, выходящих на рынок инноваций. 5. Разработка эталонных примеров проектов для рынка. 6. Разработка положения о конкурсе проектов (включая требования, формы документов и процедуры). 7. Доведение информации о конкурсе до потенциальных участников. 8. Проведение конкурса проектов. 9. Разработка рабочей методики экспертизы. 10.Организация экспертных групп и проведение экспертиз. 11.Оценка проектов по результатам расчетов и экспертиз. 12.Отсев бесперспективных проектов и предварительное ранжирование перспективных с выделением кандидатов на критически важные технологии. 13. Разработка рабочей методики и документов для формирования: а) бюджетной заявки; б) заявки на различные формы господдержки. 14. Предварительные рекомендации по выбору формы господдержки реализации проектов. 15. Составление сводной бюджетной заявки по ПН и заявок по формам господдержки. Общая схема процедур первого этапа отрабатывается на пилотном направлении ПН и включает три фазы: 1) конкретизация оцениваемых параметров и их связей — выбирается степень детализации характеристик (информационный разрез на дереве параметров) и выделяется максимум измеримых количественных показателей, повышающих объективность оценки критериев; 2) имитационное моделирование последствий отбора — проводятся наиболее трудоемкие подготовительные работы: формируются целевые установки (требования) для совокупности проектов технологий; формируется перечень проектов, реализация которых может способствовать достижению поставленных целей; по каждому проекту технологии проводится имитационное моделирование; 3) анализ последствий выбора проектов — проводится экономическая многокритериальная оценка. На первом этапе предварительного отбора критически важных технологий предлагается использовать простое правило отсечения проектов с низким уровнем значений оценочных параметров. Причём технологии могут оцениваться на предварительной фазе не по всем параметрам, а только по важнейшим из них, предъявляющим жёсткие требования к уровню выполнения (при невыполнении этих требований предлагаемые технологии далее рассматривать нецелесообразно). Затем учитываются прочие характеристики, требующие, как правило, значительно большей. I. Отбор по одному критерию (например, экономической эффективности): 1) каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям: конечный результат, измеряемый приростом анализируемого показателя за фиксированный период; затраты средств (общие, включая инвестиции и текущие издержки) при производстве программной продукции; 2) определяется степень приоритетности на основе расчетов показателей эффективности; Степень приоритетности = Результат (эффект) / затраты; 3) все проекты (программы) упорядочиваются (ранжируются) по степени приоритетности. Набор проектов: а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритетным; б) первые 20—30% проектов, имеющих эффективность, считаются приоритетными. II. Предварительный отбор по многим критериям (трем—пяти): 1) делается оценка результатов проекта (программы) по каждому из критериев; 2) по каждому критерию определяется среднее значение и шкала уровня: «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий»; 3) уровень качественных показателей оценивается экспертно по той же шкале; 4) проекты, имеющие не менее чем по двум критериям оценку уровня «высокий» или менее чем по трем — «выше среднего» или «высокий», считаются приоритетными. III. Отбор по нескольким критериям: 1) формируется целевая установка — желаемые значения по каждому из применяемых критериев; 2) каждый проект (программа) нижнего уровня оценивается по двум показателям: конечный результат, измеряемый приближением от исходного состояния к целевой установке, которая задает желаемые пропорции между анализируемыми характеристиками (за фиксированный период); затраты средств (общие, включая инвестиции и текущие издержки); 3) вычисляется значение показателя степени приоритетности в отношения, характеризующего главное назначение НТП — повышение эффективности: Эффективность (степень приоритетности) = Результат (приближение к цели) / Затраты IV. Все проекты (программы) упорядочиваются (ранжируются) По степени приоритетности. Набор проектов: а) дающих 70—80% суммарного эффекта, считается приоритетным; б) первые 20—30% проектов, имеющих наибольшую эффективность, считаются приоритетными. Приоритетные проекты и соответствующие технологии можно назвать критическими, приоритетные программы — важнейшими. К конкурсу допускаются только проекты с эффективностью выше наилучших имеющихся образцов. Таким образом, на этапе предварительного отбора формируются три класса проектов (технологий): особо приоритетные (критически важные), приоритетные и отклоненные. Технологии первых двух классов подлежат дальнейшей проработке на последующих этапах процедур. Внутри каждого класса упорядочение может проводиться по критерию экономической эффективности («затраты — результат», отдача на 1 рубль вложений). В мировой практике анализ «затраты — результат» является обязательной процедурой любых механизмов распределения финансов. Это объясняется тем, что при всей простоте для практического применения этого решающего правила (ранжирование проектов по отношению двух чисел «результат/затраты» и выделение требуемых средств в первую очередь на проект с максимальным рангом) его использование обеспечивает выбор такого портфеля проектов, который дает: - максимально возможную эффективность (значение выбранного параметра эффективности) при заданном ограниченном объеме средств; - минимальные затраты при достижении требуемого уровня результата и эффективности. Эти свойства сохраняются в случае решения многоуровневой задачи : распределение средств между проектами внутри программы (или ПН) и анализ зависимости «затраты — результат» по каждой программе, а затем распределение ресурсов между программами (или ПН) по признаку получения равного прироста суммарной эффективности на единицу дополнительных вложений. Это правил дает полное решение задачи распределения ресурсов в рассматриваемых механизмах, если выделен один наиболее существенный критерий (например, для проектов, выходящих на рынок в ближайшем периоде, прибыльность, экономическая эффективность или критерии проранжированы (лексикографически, линейно упорядочены). В общем случае, когда имеется несколько существенных критериев, это правило целесообразно использовать для построения зависимости «затраты — результат» по каждому из показателей эффективности и таким образом оценить предельно достижимое и минимально возможное значение каждого из показателей. Затем для получения компромиссного решения, приемлемого по всем существенным критериям, используются методы многокритериального принятия решений. Наиболее соответствующими для механизма выделения приоритетов, на наш взгляд, являются два правила принятия решений: использующее образ конечной цели (точку идеала) и траекторию ее достижения и использующее схему уступок. Для реализации описанных выше правил принятия решений с использованием рассматриваемых критериев необходима структуризация данных в форме входных, рабочих и выходных документов. На этапе предварительной оценки и выделения критически важных технологий минимально необходимый набор показателей целесообразно представлять в виде «карты экспертных и расчетных оценок по проекту». В этом документе приводятся перечень используемых параметров и оценки по ним (шкала уровней «низкий», «ниже среднего», «средний», «выше среднего», «высокий»). Нижняя строка показывает, по скольким параметрам получена данная оценка уровня. Наличие «низкого» (и, возможно, «ниже среднего») уровня дает основание к отсеву, двух-трех параметров с «высоким» (и, возможно, «выше среднего») уровнем — к включению технологий в перечень кандидатов на критически важные технологии. Входные формы для количественной оценки параметров включают две группы минимально необходимых исходных данных, целевым установкам и ограничениям для направления в целом и п каждому проекту технологии. Для удобства работы приводятся опорные данные по состоянию на предшествующий период (для формирования целевых установок на 2014 г. — это 2011 г.) и, кроме того, выделяется неварьируемая часть (вклад действующего оборудования). Показатели носят конкретный характер и отражают специфику отрасли рассматриваемого приоритетного направления. Определение перечня исходных данных, необходимых для оценки выходных показателей и критериев, является для каждого приоритетного направления результатом отдельного трудоемкого исследования. Содержательные исходные данные, необходимые для экспертной оценки качественных характеристик на этапе предварительного отбора критически важных технологий, включены в следующие формы: - предварительный бизнес-план проекта для завершающих разработок технологий, ориентирующихся на рынок; - краткая характеристика технологий, ориентирующихся на госбюджетное финансирование. При этом форма предварительного бизнес-плана включает данные, достаточные для получения оценок, требуемых международными методиками для экспорта или иностранного инвестора. Разработка форм носит итерационный характер: оценка минимально необходимых объемов аналитической информации и исходных данных, проверка возможностей их получения, корректировка и т.д. Эти формы являются достаточно общими для различных пилотных направлений. Бизнес-план должен дать возможность инвестору сделать комплексную оценку и в первую очередь показать, что: - предлагаемый товар (продукция и/или услуги) является конкурентоспособным и на него есть достаточный платежеспособный спрос; - имеются достаточные производственные и ресурсные возможности; - возможна реализация проекта в приемлемые сроки; инвестирование проекта выгодно. Бизнес-план разрабатывается и корректируется в три этапа: на первом — предварительный вариант для оценки и отбора проектов Для дальнейшей проработки; на втором — окончательный вариант ля выбранных проектов; на третьем осуществляется периодическая корректировка бизнес-плана. Структура материалов. В окончательном виде обосновывающие материалы состоят из трех документов различной степени детализации: сводные данные по проекту (объемом 0,5 - 1 стр.); основное назначение - представление предельно сжатой аналитической информации, необходимой для принятия решений руководства верхнего уровня. Готовится на всех этапах группой экспертов критиков как «выжимка» из краткого бизнес-плана. На первом этапе разработчиками и экспертами подготавливается (за 2-3 недели) предварительный вариант только краткого бизнес-плана. Основное назначение — предварительная оценка приложений и отбор проектов для дальнейшей проработки с целью инвестирования. На втором и третьем этапах краткий бизнес-план формируется как «выжимка» наиболее существенной информации из полного бизнес-плана. Полный бизнес-план проекта (до 50 стр.) разрабатывается с привлечением консультантов на втором этапе для проектов, предварительно отобранных для инвестирования. Основное назначение — необходимое для окончательного решения комплексное, детально проработанное обоснование использования инвестиций и формирование рабочего плана действий по реализации проекта. Продолжительность разработки 1—3 месяца (в зависимости от масштаба проекта) бригадой 7—10 человек. Финансирование разработки (и корректировка в процессе реализации проекта) бизнес-плана включается в запрашиваемые инвестиции (от 1 до 5% в зависимости от масштаба проекта).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

Малое предпринимательство - неотъемлемый элемент рыночной системы хозяйства, без которого экономика и общество в целом не могут нормально существовать и развиваться. Мелкие предприниматели представляют собой наиболее многочисленный слой частных собственников и в силу своей массовости играют значительную роль не только в социально-экономической, но и в политической жизни страны. Мелкие предприниматели обесᴨȇчивают укрепление рыночных отношений, основанных на демократии и частной собственности, а по своему экономическому положению и условиям жизни они близки к большей части населения и составляют основу среднего класса, являющегося гарантом социальной и политической стабильности.

В условиях России, находящейся на начальном этаᴨȇ развития рыночных отношений, именно создание и энергичное развитие сектора малого предпринимательства должно стать основой социальной реструктуризации общества, обесᴨȇчивающей подготовку населения и ᴨȇреход всего хозяйства страны в мир рыночной экономики.

Меры, которые до настоящего времени были предприняты государством в сфере малого бизнеса, носят противоречивый и непоследовательный характер. Предоставление некотоҏыҳ льгот неизбежно сопровождается ужесточением других мер, противодействующих развитию этого сектора экономики. Пренебрежение государства к интересам малого бизнеса отрицательно сказывается на политических предпочтениях предпринимателей.

Учитывая сложность происходящих в России преобразований, следует иметь в виду, что базисом этих реформ и гарантом их необратимости может служить только многочисленный средний класс общества. Основу формирования среднего класса составляют именно мелкие предприниматели, которые представляют собой одну из реальных сил, обесᴨȇчивающих социально-экономическое возрождение России, укрепление ее государственности, сохранение и развитие демократии.

Итак, в силу объективных причин и факторов на современном этаᴨȇ социально-экономических преобразований в России вопросы поддержки и развития предпринимательства, и в ᴨȇрвую очередь малого бизнеса, неизбежно должны выдвигаться в центр государственной политики. Анализ ситуации свидетельствует о том, что малое предпринимательство начинает играть все более весомую роль в развитии национальной экономики, становится важным фактором социальной и политической стабильности в обществе. Фактически за все годы реформ именно малый бизнес был единственным растущим сектором экономики, обесᴨȇчивающим отдачу вложенных средств и эффективное использование ресурсов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 


Информация о работе Теоретическая основа инновационных проектов и программ