Теоретические основы внедрения инноваций

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 16:08, реферат

Описание работы

Сущность понятий новация (новшество) и инновация (нововведение). Свойства инноваций. Функции нововведений: воспроизводная, инвестиционная, стимулирующая. Классификация нововведений (инноваций) и характеристика основных видов нововведений в различных сферах (научной, производственной, сфере услуг и торговли).

Файлы: 1 файл

Глава 1.doc

— 100.50 Кб (Скачать файл)

 

В.В. Горшков и Е.А. Кретова в качестве основы классификационной схемы инноваций используют два признака: структурную характеристику и целевые изменения. Содержание и виды инноваций представлены в Таблице 2.

 

Таблица 2- Классификация инноваций по В.В. Горшкову и Е.А. Кретовой

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1.Структурная характеристика инновации

1.1.Инновации на «входе» в предприятие

 

 

 

1.2. Инновации на «выходе» из предприятия

1.3. Инновации структуры предприятия  как системы, т.е. ее отдельных элементов

1.1. Целевое качественное или  количественное изменение в выборе и использовании материалов, сырья, оборудования, информации, работников и других ресурсов

1.2. Целевые качественные или  количественные изменения 

 

1.3. Целевые изменения производственных, обслуживающих и вспомогательных связей по качеству, количеству, организации и способу обеспечения

2. Целевые изменения

2.1.Технологические 

 

 

 

 

 

2.2.Производственные 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.3. Экономические 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.4. Торговые 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.5. Социальные 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2.6. Инновации в области управления

2.1. Создание и освоение новой продукции, технологии, материалов, модернизация оборудования, реконструкция

2.2. Расширение производственных мощностей, диверсификация производственной деятельности, изменение структуры производства и соотношение мощностей отдельных производственных единиц

2.3. Изменение методов и способов планирования всех видов производственно-хозяйственной деятельности, снижение производственных затрат и улучшение конечных результатов, рост экономического стимулирования и материальной заинтересованности трудящихся, рационализация системы калькуляции внутрипроизводственных затрат

2.4. Использование методов ценовой политики во взаимоотношениях с поставщиками и заказчиками, предложение новой продукции и услуг, предоставление или взыскание финансовых ресурсов в форме кредитов, займов, применение новых методов распределения прибыли и других накопленных ресурсов и т.п.

2.5. Улучшение условий и характера труда, социального обеспечения, предоставляемых услуг, психологического климата и характера взаимоотношений на предприятии или между его отдельными организационными подразделениями

2.6. Улучшение организационной структуры, стиля и методов принятия решений, использование новых средств обработки информации и документации, рационализации канцелярской работы и т.д.


С точки зрения структурной характеристики инновации подразделяются на три  группы:

  • инновации на «входе» в предприятие;
  • инновации на «выходе» из предприятия;
  • инновации структуры предприятия как системы, включающей в себя отдельные элементы и взаимные связи между ними.

По целевому изменению инновации  разделяются на инновации технологические, производственные, экономические, торговые, социальные и инновации в области управления.

Иные признаки положены в классификацию инноваций  Э.А. Уткиным, Г.И. Морозовой, Н.И. Морозовой, представленной в Таблице 3. По их мнению, классификационными признаками инноваций являются причина возникновения инновации, предмет и сфера приложения инновации, характер удовлетворяемых потребностей.

 

Таблица 3 - Классификация инноваций по Э.А. Уткину, Г. И. Морозовой, Н. И. Морозовой

Классификационный признак

Вид инновации

Содержание инновации

1.Причина возникновения

1.1. Реактивные 

 

 

 

 

 

 

1.2. Стратегические

1.1. Обеспечивают выживание фирмы  или банка, как реакция на новые преобразования, осуществляемые конкурентом, чтобы быть в состоянии вести борьбу на рынке

1.2.Внедрение их носит упреждающий характер с целью получения решающих конкурентных преимуществ в перспективе

2.Предмет и сфера приложения

2.1. Продуктовые

2.2. Рыночные 

 

 

 

2.3.Инновационные процессы

2.1. Новые продукты и услуги

2.2. Открытие новых сфер применения  продукта, а также позволяющих реализовать услугу на новых рынках

2.3. Технология, организация производства  и управленческие процессы

3.Характер удовлетворяемых потребностей

3.1.Ориентирование на существующие потребности 

 

3.2.Ориентирование на формирование новых потребностей

3.1.Действующие сегодня потребности, которые не удовлетворены полностью или частично

3.2.Потребности на перспективу, которые могут появиться под влиянием факторов, изменяющих вкусы и интересы людей, их запросы и т.п.


 

Рассматривая  различные подходы к классификации нововведений, необходимо учитывать, что обобщение и систематизация классификационных признаков и создание на основе этого научно обоснованной классификации нововведений имеет существенную практическую значимость, поскольку обладает потенциальной способностью дать детальное представление о характеристиках того или иного прогрессивного нововведения. А это, в свою очередь, необходимо для осуществления адекватной поддержки со стороны государства внедрения нововведений на предприятиях страны.




Информация о работе Теоретические основы внедрения инноваций