Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Июня 2014 в 16:27, реферат
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить что-то новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка.
Й.Шумпетер выделил 5 типичных изменений:
изменения вследствие использования новой техники, новых технологических процессов и нового рыночного обеспечения производства;
изменения вследствие использования продукции с новыми свойствами;
изменения вследствие использования нового сырья;
изменения в организации производства и способов его материально-технического обеспечения;
изменения вследствие появления новых рынков сбыта.
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ | |
ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ АВТОНОМНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ | |
«НАЦИОНАЛЬНЫЙ ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКИЙ ЯДЕРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ «МИФИ» | |
|
ЭКОНОМИКО-АНАЛИТИЧЕСКИЙ ИНСТИТУТ НИЯУ МИФИ КАФЕДРА №71 «ЭКОНОМИКА И МЕНЕДЖМЕНТ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ» |
Направление подготовки:
230700.68 Прикладная информатика
Группа У2-71м
Магистерская программа
|
ИНСТРУМЕНТАЛЬНЫЕ И МАТЕМАТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ ЭКОНОМИКИ |
Реферат на тему:
Теория инновационного развития Й. Шумпетера
1. Магистр группы У2-71м _Галкин Дмитрий Владимирович_ ____________
2.Руководитель Путилов А.В., д.т.н., профессор каф. № 71_______________________
МОСКВА 2014 г.
Впервые термин "инновация" появился в научных исследованиях культурологов еще в 19 веке.
Существенный вклад в теории роста был внесен Йозефом Алоизом Шумпетером, прежде всего благодаря работе «Теория экономического развития», опубликованной в 1939 году. Именно Шумпетер ввел в экономическую науку понятие «инновации» и абсолютно по-новому рассмотрел значение предпринимателя с точки зрения экономического роста.
В работе "Теория экономического развития" выделил две стороны хозяйственной жизни:
В экономике новшества внедряются, как правило, не после того как у потребителя внезапно возникнут новые потребности и произойдет переориентация производства, а тогда, когда само производство приучит потребителя к новым потребностям.
Производить - значит комбинировать имеющиеся в распоряжении организации ресурсы, а производить что-то новое - значит создавать новые комбинации изменений в развитии производства и рынка.
Й.Шумпетер выделил 5 типичных изменений:
Именно эти конкретные формы экономических изменений он и рассматривал как развитие. На уровне макроэкономики развитие имеет место в случае массового осуществления предпринимателями «новых комбинаций».
В 30-х годах 20 века Й.Шумпетер впервые использовал понятие "инновация", подразумевая под этим изменения с целью внедрения и использования новых видов потребительских товаров, рынков и форм организации в промышленности, новых производственных средств.
Исходным пунктом, по Шумпетеру, было чистое равновесие, или стабильное состояние экономики. С его точки зрения, двигателем «развития» (в противовес привычному росту) были изменения в экономической сфере. Они были вызваны разными причинами (например, внезапные открытия новых источников предложения), но основной была предпринимательская новация, которая и обусловливала развитие. Движущей силой развития в теории Шумпетера выступает предприниматель, причем предприниматель-новатор, творческая личность. Ему свойственны инициатива, дар предвидения, склонность к риску. В этом плане предприниматель отличается от простого собственника современным языком инвестора, который лишь передает свои средства в управление, хотя зачастую собственник и предприниматель могут быть и одним субъектом. Стимулом к предпринимательской деятельности у Шумпетера выступает монопольная прибыль, причем достигаемая за счет инновативной деятельности. Это возможно лишь за счет творческого подхода, иного, чем у Кейнса, толкования «духа жизнерадостности» (animal spirit). Именно возможность самореализации, стремление к успеху, преодолению трудностей и способствуют достижению монопольной прибыли. Монополия, с точки зрения Шумпетера, является положительным моментом, поскольку достигается за счет осуществления новых комбинаций факторов про изводства, революционных изменений в технике, технологии производства, создания новых товаров, освоения новых рынков и т. д. Именно такие постоянные инновации, которые осуществляются в производственном процессе, в механизме реализации продукции, являются, по Шумпетеру, главным источником прибыли. Но поскольку на рынке существуют «толпы предпринимателей», данная монопольная ситуация (эффективная монополия) не вечна. Конкурентный рыночный механизм автоматически ведет к внедрению аналогичных инноваций другими предпринимателями (при этом те, кто не делает этого, просто «выбывают из игры») и к переходу всего хозяйственного кругооборота на «новую траекторию».
Необходимым условием экономического развития является развитость кредитного рынка и доступность кредита для предпринимателей. Схожие идеи, связанные с ролью кредита в развитии экономики, присутствовали в рамках немецкой исторической школы, в частности у Бруно Гильденбранда. Наличие кредита позволяет отказаться от накопления первоначального капитала и тем самым облегчает новаторам доступ на рынок для практической реализации идей.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Информация о работе Теория инновационного развития Й. Шумпетера