Теория решения изобретательских задач

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 06 Ноября 2012 в 20:48, курсовая работа

Описание работы

Одной из важнейших мировых проблем в настоящее время является проблема устойчивого развития (sustainable development) человечества . Эта проблема ставится на мировом уровне, а решаться должна на уровне территории, отдельной организации и каждого человека. Возникает вопрос: как, каким образом может решаться данная проблема конкретно отдельным человеком, живущим в Чувашии, работающим или управляющим современным предприятием?

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………..3
1.История ТРИЗ…………………………………………………………………..4
2.Методики решение задач с помощью ТРИЗ………………………………....10
2.1. Алгоритм решения задач при помощи ТРИЗ……………………...10
2.2. Идеальный конечный результат…………………………………….11
Противоречия………………………………………………………13
Дробление………………………………………………………..…14
3. Примеры решения задач с применением ТРИЗ…………………………….18
3.1."Как снимать медленно?"…………………………………………….18
3.2. «Как лечить пчел?»………………………………………………..…20
3.3. Решение задачи с помощью алгоритма Гальетова В. П. «8 шагов»…………………………………………………………………………....22
Заключение………………………………………………………………………24
Список используемой литературы……………………………………………..25

Файлы: 1 файл

курсовая.doc

— 133.00 Кб (Скачать файл)

                                      

Содержание

 

Введение…………………………………………………………………………..3

1.История ТРИЗ…………………………………………………………………..4

2.Методики решение задач с помощью ТРИЗ………………………………....10

      2.1. Алгоритм решения задач при помощи ТРИЗ……………………...10

2.2. Идеальный конечный результат…………………………………….11

    1. Противоречия………………………………………………………13
    2. Дробление………………………………………………………..…14

3. Примеры решения задач с применением ТРИЗ…………………………….18

          3.1."Как снимать медленно?"…………………………………………….18

          3.2. «Как лечить пчел?»………………………………………………..…20

          3.3. Решение задачи с помощью алгоритма Гальетова В. П. «8 шагов»…………………………………………………………………………....22

 Заключение………………………………………………………………………24

 Список используемой литературы……………………………………………..25

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 Одной из важнейших мировых проблем в настоящее время является проблема устойчивого развития (sustainable development) человечества . Эта проблема ставится на мировом уровне, а решаться должна на уровне территории, отдельной организации и каждого человека. Возникает вопрос: как, каким образом может решаться данная проблема конкретно отдельным человеком, живущим в Чувашии, работающим или управляющим современным предприятием?

Суть проблемы устойчивого развития на наш взгляд состоит в том, что каждый момент принятия решения, как отдельным человеком, так и руководителем предприятия, республики, страны является точкой бифуркации – моментом, после которого дальнейшее развитие будет непредсказуемым. И если решение принимается правильное, обоснованное законами Природы, то и развитие будет устойчивым. А неправильное решение, нарушающее законы Природы, ведет к необратимым негативным последствиям не только для отдельного человека или предприятия, но и для всей мировой цивилизации. Текущий глобальный кризис экономики это показал весьма наглядно.

Данная проблема и поставленный вопрос важны именно для молодежи, которой предстоит  не просто жить в 21 веке, но и решать проблему устойчивого развития. Крайне важно, чтобы молодые люди, научились  находить не любые, но именно правильные решения, гарантирующие устойчивое развитие человека, предприятия и страны в целом[1].

В течение всей своей жизни каждый человек вынужден принимать те или иные решения. И  от того, правильное оно или нет  может очень много зависеть. Поэтому очень важно принимать именно правильные решения.

Но реалии наших  дней таковы, что только единицы  людей могут находить и принимать  правильные решения при разборе  каких-либо задач, ситуаций. И сегодня  это одна из важнейших проблем  нашего общества, на которую стоит обратить внимание.

Неумение правильно  ориентироваться в различных  ситуациях связано с незнанием  людей специальных методик, которые  разработаны именно для упрощения  решения задач.

Одной из наиболее популярных методикой является Теория Решения Изобретательских Задач (ТРИЗ), в которой разработаны специальные правила и нормы для принятия правильных решений.

Цель данной курсовой работы: изучить Теорию решения  изобретательских Задач.

Задачи: 

  1. Рассмотреть историю создания ТРИЗ;
  2. Рассмотреть методики решения задач с помощью ТРИЗ
  3. Научиться решать задачи при помощи ТРИЗ

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. История ТРИЗ

 

В декабре 1948 года младший лейтенант Каспийской военной  флотилии Генрих Альтшуллер написал "лично  товарищу Сталину" странное письмо. Автор обращал внимание вождя народов на хаос в области изобретательства, на полное невежество в этой области, а в конце письма высказывал и вовсе шальную мысль: мол, существует теория, с помощью которой можно научить изобретать любого инженера, теория, которая могла бы дать неоценимые результаты, перевернуть весь технический мир.

Ответ из Москвы придёт лишь через два года. А  пока суд да дело, познакомимся с  этим лейтенантом.

В девятом классе Генрих Альтшуллер получил первое в  жизни авторское свидетельство за изобретение аппарата для подводного плавания. В десятом - построил катер с ракетным (на карбиде) двигателем. А в 1946 году подал заявку на первое "взрослое" изобретение по военно-морскому ведомству - способ выхода из затонувшей подлодки без акваланга на целых 15 минут. Изобретение было принято и тут же засекречено. А автора взяли на службу в изобретательский отдел Каспийской военной флотилии.

Начальник отдела, человек с фантазией, поставил перед  ним боевую задачу: "Представьте, что вы попали во вражеский город без оружия, почти без денег. Однако нужно совершить диверсию..." И Альтшуллер изобрёл новый вид оружия - необыкновенно вонючее химическое соединение, приготовленное из обыкновенных аптечных препаратов. Это изобретение имело успех, создателя даже возили в Москву, к Берия. (Мог ли он думать тогда, что спустя четыре года в одном из бериевских застенков ему инкриминируют .что с помощью своего "вонючего" оружия он хотел сорвать парад на Красной площади).

Итак, молодой  изобретатель процветал. Что же побудило его испортить себе карьеру, обратившись с письмом к Сталину?

"Дело в  том, - рассказывает Альтшуллер, - что  я должен был не только сам  изобретать, но помогать тем, кто  хочет этим заниматься. Ко мне  в отдел приходили десятки  людей. "Вот задача, - говорили они, - и она не решается. Как быть?" Я облазил все научно-технические библиотеки - ни в одной но было даже элементарного учебника по изобретательству. Учёные утверждали, что все изобретения зависят от случая, настроения, состава крови... Меня это не могло устроить. И я решил: раз этой методики нет - значит, её надо создать!"

Он поделился  своими соображениями со школьным приятелем  Рафаэлем Шапиро, изобретателем, запрограммированным  на максимальную удачу. К тому времени  Альтшуллер уже догадался, что изобретение не что иное, как устранение технического противоречия с помощью определённых приёмов. Изобретатель может состояться наверняка, только если владеет суммой этих приёмов. Шапиро же увлечённый открытием, предложил сразу, не откладывая, написать Сталину - заручиться его поддержкой.

Готовясь к  предстоящему разговору с вождём (они не сомневались, что их таки вызовут), Альтшуллер и Шапиро искали приёмы решения задач, изучали патентный  фонд, участвовали в изобретательских конкурсах и, в частности, получили премию Всесоюзного конкурса за создание газотеплозащитного скафандра.

Внезапно их вызвали в Тбилиси. У выхода из вагона арестовали. А спустя ещё  несколько дней началось следствие  по делу "изобретателей-вредителей", закончившееся обычным для тех  времён итогом: каждому дали по 20 лет.

Это случилось  в 1950 году. Читатель, возможно, думает, что тут-то и начинается наш рассказ  о "мученике за идею". Генрих Альтшуллер, однако, считает по-другому: "До тюрьмы и лагерей меня мучили простые  человеческие сомнения. Если моя идея так важна, почему же никто до сих пор не осуществил её? Эти сомнения разрешило МГБ. После ареста началась цепь ситуаций, в которых единственным оружием с моей стороны (чтобы выжить!) явилось применение ТРИЗ - теории решения изобретательских задач".

В Москве, в Лефортовской тюрьме, Альтшуллера, не подписавшего ни одного протокола, ставят на "конвейер": ночью ведут допросы, днём не дают спать. Понимая, что так ему долго  не выдержать, Альтшуллер ставит перед  собой изобретательскую задачу: как сделать, чтобы спать и не спать?" Задача, казалось бы, неразрешимая. Максимум, что ему дозволено, это сидеть с открытыми глазами. Значит, чтобы спать, глаза должны быть открытыми и... закрыты. В таком случае всё очень просто. От коробки папирос "Норд" оторваны два кусочка бумаги, обгорелой спичкой на них нарисованы зрачки. Сокамерник, поплевав на "картинки", налепляет их в зажмурившиеся глаза Альтшуллера. И. уставившись "открытыми" глазами в "волчок", он безмятежно засыпает. Он спит несколько дней подряд, удивляя но ночам странной бодростью своих мучителей...

Под Сыктывкаром, в Речлаге, зек № А1-452 Генрих Альтшуллер работает по двенадцать часов в сутки  на лесоповале. Чувствуя, что "доходит", ставит задачу: что легче - работать или, став "отказником", сидеть в карцере. Находит решение: сидеть в карцере. Чтобы устрашить надоевшего "отказника", его отправляют в отряд уголовников. Но тут задача "выжить" намного проще: уголовники в нём души не чают, трепетно внимая фантастическим и приключенческим романам, которых Альтшуллер знает великое множество и почти наизусть.

Его переводят  в лагерь "доходяг", где умирают  старые интеллигенты: учёные, юристы, экономисты, архитекторы... Чтобы взбодрить этих отчаявшихся людей, Генрих Альтшуллер открывает "университет одного студента". Каждый день по 12-14 часов он проводит на лекциях и семинарах оживших профессоров и таким образом получает своё "высшее образование".

Под Воркутой, на угольной шахте, он ухитряется по восемь-десять часов в сутки заниматься разработкой  своей теории, то и дело устраняя аварийные ситуации. Никто не верит, что молодой изобретатель впервые в жизни на шахте. Все уверены, что Альтшуллер притворяется. А главный инженер и слышать не хочет, что это работает методика ТРИЗ.

Однажды ночью, во время, подземного аврала, он услышал, что умер Сталин. Ещё через полтора года ему объявили, что он свободен. Но только вернувшись домой в Баку, он узнал, что его мать, отчаявшись увидеть сына, покончила с собой.

В 1956 году в журнале "Вопросы психологии" появилась  статья Г. Альтшуллера и Р. Шапиро "О психологии изобретательского творчества". На учёных, занимавшихся исследованием творческих процессов, она произвела впечатление разорвавшейся бомбы. Ведь до сих пор и советские, и зарубежные психологи считали, что все изобретения рождаются путём случайных озарений.

Генрих Альтшуллер предложил другой путь: исходить не из того, что происходит в мозгу  человека, а сосредоточиться на результатах  деятельности всего человечества. Взяв за основу мировой патентный фонд, изучать развитие производительных сил. Основой изобретательства должен стать не случайный поиск, рассчитанный на удачу, а детальный анализ задачи, выявление противоречия, препятствующего её решению.

Изучив около  двухсот тысяч патентов, Альтшуллер пришёл к выводу, что существует порядка noлутора тысяч технических противоречий, которые можно сравнительно легко разрешать с помощью типовых приёмов. "Когда-то, - писал он, и квадратные уравнения решали с помощью озарений. А потом появилась формула. То же самое и с ТРИЗ. Можно ждать "озарения" десять, сто лет. А можно, зная приём, ту же задачу решить в 15 минут!"

Интересно, что  бы сказали его оппоненты. если бы узнали что некий Г. Альтов с помощью  той же ТРИЗ пишет свои фантастические романы, которыми зарабатывает на жизнь?..

Г.Альтов сочинял  фантастические романы, в которых  развивал свои изобретательские идеи. Г. Альтшуллер писал о том "как  научиться изобретать".

Так он и назвал свою первую маленькую книжечку, вышедшую в 1961 году. В ней он смеялся над  бытующими представлениями о том, что "изобретателем надо родиться", что "открытия делаются путём упорных проб и ошибок".

50 тысяч человек,  заплатив всего 21 копейку, получили  не общий совет типа “больше  думай", а реальную помощь: двадцать  изобретательских приемов. 

Конечно, он представлял себе, какой костью в горле пришлась его теория для чиновников Всесоюзного общества изобретателей и рационализаторов (ВОИР). Но на пути к изобретателям ВОИР было той стеной, которую обойти было невозможно. И Альтшуллер решил пробить эту стену. Ещё до выхода первой книги он начал переписку, которая поражает стойкостью и терпением её инициатора.

19 апреля 1962 года: "Уважаемый тов. Иванов! Я решил  ещё раз обратиться к Вам  с просьбой назначить конкретный  срок совещания по методике  изобретательства. Понимаю, что у председателя ВОИР могут быть и другие дела, однако... Вопрос проведения совещания я ставлю перед Вами с 1959 года".

От 15 мая 1962 года: "Уважаемый тов. Иванов! Прошу  ответить на вопросы: будет ли совещание  в этом месяце? Будет ли оно в этом году? Состоится ли оно до конца столетия?"

"До конца  столетия..." Ну, тут Генрих Альтшуллер  явно переборщил: ждать оставалось  всего-то шесть лет! 

С 1959-го по 1960-й  он послал в ВОИР чуть не сотню писем, получив всего три-четыре ответа, последний из которых извещал его о том, что "семинар по методике изобретательства состоится в Дзинтари не позже декабря".

Этот первый в истории ТРИЗ семинар сыграл свою роль. На нём Альтшуллер наконец-то встретился с людьми, которые уже  давно считали себя его учениками. Александр Селюцкий из Петрозаводска, Волюслав Митрофанов из Ленинграда, Исаак Бухман из Риги... Эти в то время совсем ещё молодые инженеры, а затем и многие другие спустя несколько лет откроют в своих городах школы ТРИЗ. Отныне события разворачиваются быстро. Сотни писем в защиту теории Альтшуллера хлынули в бюрократические кабинеты ВОИР. Люди требовали открытия института, в котором мог бы преподавать автор ТРИЗ и где могли бы учиться те, кто желает взять на вооружение его теорию. И такой институт появился: 30 января 1971 года начались занятия в АЗОИИТ (Азербайджанском общественном институте инженерного творчества).

Информация о работе Теория решения изобретательских задач