Управление инновационными проектами

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2013 в 09:37, реферат

Описание работы

Инновационный менеджмент - это система управления разработкой и освоением каких-либо новшеств, направленных на совершенствование и развитие объекта управления и увеличение его капитала. Новшествами могут быть: выпускаемая продукция (товары, изделия, турпродукты), выполняемые производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации, выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы управления инновациями в мировой практике получили название инновационных процессов.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………2
1. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций…….2
2. Управление инновационными проектами…………………………………5
2.1 Концепция и принципы проектного управления………………………..5
2.2 Понятие и сущность инновационного проекта…………………………..7
2.3 Организационные структуры управления проектами……………….......9
2.4 Финансирование инновационных проектов…………………………….14
2.5 Экспертиза инновационного проекта…………………………………….16
Заключение…………………………………………………………………...…19
Список использованной литературы…………………………………………20

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word (2).docx

— 44.08 Кб (Скачать файл)

Содержание

Введение…………………………………………………………………………2

1. Инновационные процессы как  инструмент реализации инноваций…….2

2. Управление инновационными проектами…………………………………5

2.1 Концепция и принципы проектного  управления………………………..5

2.2 Понятие и сущность инновационного  проекта…………………………..7

2.3 Организационные структуры управления  проектами……………….......9

2.4 Финансирование инновационных  проектов…………………………….14

2.5 Экспертиза инновационного проекта…………………………………….16

Заключение…………………………………………………………………...…19

Список использованной литературы…………………………………………20

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

       Прежде всего, необходимо ответить  на вопрос: Что такое инновация?  «Нововведение - инновация» в  широком смысле означает обновление  какого-либо объекта, иначе - проведение  в нем какого-либо изменения.  Любые реально проведенные изменения  всегда приводят к одному результату - характеристики (свойства) объекта  изменяются. Другими словами, нововведение (инновация) переводит объект  из одного качественного или  количественного состояния в  другое. Правомочно задать вопрос: «В какое?» Правильным будет  ответ: «В любое и не обязательно  лучшее».

       Инновация - это по сути комплекс  действий и его практический  результат по использованию достижений  научной и научно-технической  деятельности в конкретной области  науки, техники, технологии, организации  в целях совершенствования характеристик  объекта управления. Таким образом,  инновации отражают процессы  получения, накопления и использования  новых знаний и новой информации.

       Информационная основа инноваций  проявляется в возможности распространения  (тиражирования, диффузии) новшества  на любой из стадий его реализации. Распространяться могут исходная  идея новшества, изобретение как  результат научно-исследовательских  работ, результат проектирования (разработки) новшества, результат  изготовления (внедрения) новшества.

       Инновационный  менеджмент - это система управления  разработкой и освоением каких-либо  новшеств, направленных на совершенствование  и развитие объекта управления  и увеличение его капитала. Новшествами  могут быть: выпускаемая продукция  (товары, изделия, турпродукты), выполняемые  производственные и бытовые услуги, технологические процессы изготовления, методы и способы организации,  выполнения, испытаний, контроля, оценки, стимулирования и т.п. Процессы  управления инновациями в мировой  практике получили название инновационных  процессов.

1. Инновационные процессы как инструмент реализации инноваций.

       Процесс реализации инновации принято называть инновационным процессом. Это общее определение, но не полное, так как оно не раскрывает внутреннее структуру и специфические особенности сложного процесса качественного преобразования. В структуре инновационного процесса различных видов инноваций немало общего, но существует и много различий. Наиболее сложным и многоэтапным является инновационный процесс реализации продуктовых (обновление выпускаемой продукции) и технологических (обновление технологии) новаций. Именно при его реализации наиболее полно проявляются особенности и трудности, с которыми сталкиваются предприятия - производители продукции.

       Как было отмечено, в инноватике используются два понятия: «инновация-продукт» и «инновация-процесс». Основное их различие состоит в том, что в первом случае основное внимание уделяется процессу создания новшества, во втором - процессу его реализации.

Инновационный процесс можно определить как  процесс преобразования новых научных  знаний в инновацию. Другими словами, инновационный процесс представляет собой жизненный цикл инноваций, т. е. последовательность работ по всему  циклу инновационных преобразований (иначе - инновационному циклу), и содержит этапы создания, освоения и промышленной реализации инноваций.

       Инновационные процессы, обеспечивающие переход от одного качественного состояния объекта к другому (более высокому), требуют затрат ресурсов, т. е. инвестиций и времени. С позиции управленческого аспекта для эффективной реализации инновационных процессов и в целом инновационной деятельности субъектов рыночной экономики необходимо наличие рынков капитала (инвестиций), новаций, инжиниринга и развитой инновационной сферы.

Инновационный процесс, связанный с обновлением  продукции (услуг), для разных предприятий (фирм) имеет разные структуры (последовательность выполнения комплексов работ).

Инновационный цикл обновления продукции для промышленных предприятий состоит из двух фаз:

1) фазы разработки (научно-исследовательские работы - НИР и опытно-конструкторская  разработка - ОКР);

2) фазы реализации (подготовка производства, освоение  и запуск в промышленное производство  новой продукции).

       Полностью инновационный цикл выполняется в случае крупных и принципиально новых качественных изменений (новой сложной продукции, технологии, новой техники).

       Инновационный цикл разработки и внедрения в практику туристского продукта включает следующие этапы:

* исследование;

* эксперимент;

* обучение кадров  для реализации новой услуги  и технологической проработки  процесса обслуживания;

* организация  рекламы и сбыта нового турпродукта.

       Для производства и всего производственного коллектива процесс обновления продукции (услуг) характерен определенной двойственностью: с одной стороны, это объективно необходимое условие для развития, достижения успеха на потребительском рынке и обеспечения тем самым финансовой устойчивости предприятия, с другой - это источник появления значительных трудностей, связанных с необходимостью решения ряда сложных проблем на этапах подготовки и освоения производства новой продукции.

       Возникающие проблемы имеют различный характер, но несвоевременное или некачественное решение любой из них приводит к одинаковому результату - к дополнительным затратам или потере реальной возможности получения дополнительной прибыли. Наиболее характерными из проблем являются следующие.

       1. Необходимо определить и обеспечить своевременность:

* снятия с  производства заменяемой продукции;

* подготовки (реорганизации)  производства с учетом особенностей  изготовления нового продукта, наращивания  объемов его выпуска.

        2. Развертывание выпуска новой продукции требует повышенных затрат на производство. Необходимо находить способы их возмещения для обеспечения рентабельности предприятия.

       3. Конструктивно-технологические особенности новых продуктов практически всегда связаны с использованием новых материалов, комплектующих и т. п., что требует перестройки системы материально-технического обеспечения предприятия.

       4. Необходимо переобучение или пополнение кадрового состава предприятия специалистами требуемых профессий с учетом специфики изготовления новых изделий.

       5. Процесс обновления является переходным процессом со свойственными ему особенностями, а именно динамичностью производственных показателей и недетерминированностью или частичной детерминированностью работ, выполняемых в этот период. Одна из характерных причин этого связана с тем, что именно в этот период наблюдается наиболее интенсивное изменение технической документации, связанное с ее последовательной отработкой.

       Технология реализации инновационных процессов включает использование значительной части общего инструментария инновационного менеджмента - различных расчетно-аналитических методов, способов моделирования и форм организации и управления. С этой точки зрения инновационный процесс следует рассматривать как инструмент реализации инноваций.

2. Управление инновационными проектами.

2.1 Концепция и принципы проектного  управления.

       Сущность концепции состоит в представлении любого целевого изменения действующей системы как проекта - долгосрочного инвестирования в реальные активы, реализация которого связана с затратой времени и средств. Процесс этих изменений, осуществляемых по определенным правилам в рамках установленного бюджета и временных ограничений, представляет собой управление проектами (иначе - проектное управление). Так как осуществляемые изменения систем, как правило, носят характер инновационных преобразований, то речь в данном случае идет об инновационных проектах и управлении инновационными проектами.

       В отечественной практике такая концепция нашла отражение в широком применении программно-целевого метода управления при реализации целевых комплексных программ, направленных на достижение конкретных социально-экономических целей.

       Концепция проектного управления новую методологию определяет как альтернативную традиционному подходу в организации и управлении инновациями, основанному на распределении работ в соответствии с «жесткой» схемой специализации, зависящей от оргструктуры организации.

       Принципиальное отличие проектного управления заключается в том, что вся совокупность работ в рамках инновационного цикла планируется и выполняется как единая комплексная программа работ силами специально созданного коллектива исполнителей с высокой степенью централизации управления. Важной особенностью инновационного проекта и методологии проектного управления является их целевая направленность на получение конечного результата (часто коммерческого) с учетом возможных рисков и в условиях жестких рамок налагаемых ограничений по срокам его реализации и бюджету.

       Методология проектного управления основана на использовании ряда организационных принципов:

1) селективное управление - поддержка проектов по приоритетным направлениям развития науки и техники, адресной поддержке инноваторов - авторов комплексных проектов;

2) целевая ориентация проектов на обеспечение конечных целей - установление взаимосвязей между потребностями в создании инноваций и возможностями их осуществления;

3) полнота цикла управления проектами - реализация полного цикла процесса управления, предполагающего всю совокупность решений: от выявления потребностей до управления передачей полученных результатов;

4) поэтапность инновационных процессов и процессов управления проектами -- описание полного цикла каждого этапа формирования и реализации проекта;

5) иерархичность организации инновационных процессов и процессов управления ими - представление процессов с разной степенью детальности, соответствующей определенному уровню иерархии; все' уровни деятельности соотносятся друг с другом так, что нижестоящий уровень подчиняется вышестоящему, а состояния (принимаемые решения, цели, промежуточные и конечные результаты) процесса на вышестоящем уровне обязательны при определении состояний на нижестоящем;

6) многовариантность при выработке управленческих решений -- учет в ходе управления инновационными процессами воздействия неопределенных факторов; для снижения степени неопределенности необходим переход к многовариантной подготовке альтернативных решений о выборе состава конечных целей проектов, альтернативных способов их достижения, вариантов комплексного обеспечения работ, учитывая разные составы исполнителей, стоимость и длительность выполнения работ, материально-технические ресурсы и условия стимулирования исполнителей;

7) системность - разработка совокупности мер, необходимых для реализации проекта (организационно-экономических, технологических, законодательных, административных и т. д.), во взаимосвязи с концепцией развития страны в целом;

8) комплексность - разработка отдельных увязанных между собой элементов проектной структуры, обеспечивающих достижение подцелей, в соответствии с генеральной (общей) целью того или иного проекта;

9) обеспеченность (сбалансированность) - обеспечение всех мероприятий, предусмотренных в проекте, различными видами необходимых для его реализации ресурсов: финансовыми, информационными, материальными, трудовыми.

       Принципы проектного управления предусматривают проведение детального анализа внутренних и внешних условий его реализации, анализ риска и выработку проектного мышления у команды, которая реализует проект, планирование проектных работ, осуществляемых руководителем проекта и лицами, ответственными за выполнение его отдельных этапов.

2.2 Понятие и  сущность инновационного проекта.

       Инновационный проект - комплексное понятие, включающее:

* форму целевого управления  инновационной деятельностью;

* процесс осуществления  инноваций;

* комплект определенных  документов.

       Как форма целевого управления инновационной деятельностью инновационный проект представляет собой сложную систему взаимообусловленных и взаимосвязанных по ресурсам, срокам и исполнителям мероприятий, направленных на достижение конкретных целей на приоритетных направлениях развития науки и техники.

Информация о работе Управление инновационными проектами