Управление инновациями

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Апреля 2013 в 14:50, реферат

Описание работы

1.Основные понятия
2.Управление инновационным процессом
2.1 Обзор рыночной ситуации и генерация идей
3.Инновации в современной России и пути выхода из кризисной ситуации

Файлы: 1 файл

управление инновациями.doc

— 52.00 Кб (Скачать файл)

МИНИСТЕРСТВО СЕЛЬСКОГО  ХОЗЯЙСТВА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

 

ФГОУ ВПО  «ОРЕНБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ  АГАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

 

 

 

 

Экономический факультет

 

 

Кафедра экономической  теории и управления

 

 

 

Управление  инновациями

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студентки 2 курса очной формы обучения (полной)

специальность: Экономика и управление (бакалавриат)

Иванова А.П.

 

 

 

 

 

Оренбург-2011

 

 

 

План

 

1.Основные понятия 

2.Управление  инновационным процессом

2.1 Обзор рыночной  ситуации и генерация идей

3.Инновации  в современной России и пути выхода из кризисной ситуации

 

  1. Основные понятия

 

  Термин "инновация"  стал активно использоваться  в переходной экономике России  как самостоятельно, так и для  обозначения ряда родственных  понятий: "инновационная деятельность", "инновационный процесс", "инновационное решение" и т. п. Для уточнения понятия "инновации" познакомимся с различными взглядами на ее сущность.

     В  литературе насчитываются сотни  определений. Например, по признаку  содержания или внутренней структуры  выделяют инновации технические,  экономические, организационные, управленческие и др. В настоящее время применительно к технологическим инновациям действуют понятия, установленные Руководством Осло и нашедшие отражение в Международных стандартах в статистике науки, техники и инноваций.

Международные стандарты в статистике науки, техники и инноваций - рекомендации международных организаций в области статистики науки и инноваций, обеспечивающие их системное описание в условиях рыночной экономики. В соответствии с этими стандартами инновация - конечный результат инновационной деятельности, получивший воплощение в виде нового или усовершенствованного продукта, внедренного на рынке, нового или усовершенствованного технологического процесса, используемого в практической деятельности, либо в новом подходе к социальным услугам.

Таким образом, инновация является следствием инновационной  деятельности.

    Анализ  различных определений приводит  к выводу, что специфическое содержание  инновации составляют изменения,  а главной функцией инновационной  деятельности является функция изменения.

Термины "инновация" и "инновационный процесс" не однозначны, хотя и близки. Инновационный процесс  связан с созданием, освоением и  распространением инноваций. Научно-технические  разработки и нововведения выступают  как промежуточный результат научно-производственного цикла и по мере практического применения превращаются в научно-технические инновации. Научно-технические разработки и изобретения являются приложением нового знания с целью их практического применения, научно-технические же инновации (НТИ) являются материализацией новых идей и знаний, открытий, изобретений и научно-технических разработок в процессе производства с целью их коммерческой реализации для удовлетворения определенных запросов потребителей. Непременными свойствами инновации являются научно-техническая новизна и производственная применимость. Коммерческая реализуемость по отношению к инновации выступает как потенциальное свойство, для достижения которого необходимы определенные усилия. НТИ характеризует конечный результат научно-производственного цикла (НПЦ), который выступает в качестве особого товара - научно-технической продукции - и является материализацией новых научных идей и знаний, открытий, изобретений и разработок в производстве с целью коммерческой реализации для удовлетворения конкретных потребностей.

    Из  сказанного следует, что инновацию-результат  нужно рассматривать с учетом  инновационного процесса. Для инновации  в равной мере важны все  три свойства: научно-техническая  новизна, производственная применимость, коммерческая реализуемость. Отсутствие любого из них отрицательно сказывается на инновационном процессе.

     Коммерческий  аспект определяет инновацию  как экономическую необходимость,  осознанную через потребности  рынка. Следует обратить внимание на два момента: "материализацию" инновации, изобретений и разработок в новые технически совершенные виды промышленной продукции, средства и предметы труда, технологии и организации производства и "коммерциализацию", превращающую их в источник дохода.

   Следовательно,  научно-технические инновации должны:

а) обладать новизной;

б) удовлетворять  рыночному спросу;

в) приносить  прибыль производителю.

    Распространение  нововведений, как и их создание  является составной частью инновационного  процесса (ИП).

 

  1. Управление инновационным процессом

                            

                           2.1Обзор рыночной ситуации и  генерация идей

 

    Разработка  любой инновации начинается с  генерации идей — постоянного  и систематического поиска возможностей  создания новых товаров. Этот этап — задающий в инновационном процессе. Для успешной деятельности на рынке предприятие должно иметь управленческий механизм, способный использовать любые идеи, из какого бы источника они не появлялись.

     Анализируя  информационные потоки, стимулировавшие возникновение нововведения, и выделяя те из них, характер которых имел наибольшее значение для зарождения идеи новшества, исследователи выдвигают гипотезы "технологического подталкивания" и "подтягивания спросом". В соответствии с этими гипотезами обычно выделяют научно-техническую (технологическую) и экономическую (коммерческую) информацию: первая содержит сведения о существующих техно­логических возможностях решения той или иной проблемы, вторая — о нуждах потребителя. Преобладающим фактором является "подтягивание спросом". Так, за рубежом в среднем в 75 процентах случаев источником нововведений являются рыночные факторы. Источники, ориентированные на рынок, выявляют возможности, основанные на определяемых в ходе специальных исследований (опросы клиентуры, групповые обсуждения, анализ поступающих писем и жалоб) желаниях и нуждах потребителей. Затем на удовлетворение этих желаний ориентируются научные исследования и конструкторские разработки, и результате появляются такие товары как шариковые дезодоранты, светлое пиво, легко открываемые банки с газированными напитками.

    Существующие  в данный момент научно технические  плен и возможности (гипотеза "технологического подталкивания") также представляют собой поле  для "сбора" идей новшеств. Не менее важным источником идей являются фундаментальные научные исследования, которые направлены на получение новых знаний и косвенно приводят к возникновению инноваций. Чаще всего, таким образом, возникают совершенно новые товары и технологии (телевизоры, видеомагнитофоны, антибиотики, синтетические волокна, лазерная обработка металлов), порождающие затем лавинообразный процесс усовершенствований и модификаций.

    Важным источником  инноваций может быть деятельность  конкурентов. Появление новинки  на рынке чаще всего становится отправной точкой поиска конкурирующего новшества. Отметим также, что имитация инноваций, а иногда и прямое заимствование идей и разработок являются хоть и неэтичной, но реальной практикой рыночного поведения предприятий.

    Еще одним источником идей являются собственные проблемы техники и технологии предприятия. Иногда, решая незначительную инженерную задачу, касающуюся нужд предприятия, приходят к открытиям или изобретениям, совершающим настоящий переворот в целой отрасли.

    В последние  десятилетия все более важными  источниками идей стали проблемы  экологии, в частности утилизации  отходов. Необходимость как-то  использовать мусор приводит  к возникновению нужных людям  новшеств.

    Очень большой  интерес представляют методы  поиска идей. В настоящее время таких методов существует свыше 100 и их количество постоянно увеличивается.

 

 

3.Инновации  в современной России и пути  выхода из кризисной ситуации

 

    Очевидно, что в современной России только  экономический рост способен  обеспечить финансовые и другие ресурсные накопления, необходимые для качественных изменений в национальной экономике и технологической модернизации производства. Такой подход позволит также ликвидировать сложившуюся диспропорцию в технологической структуре экономики: в настоящее время доля промышленности в ВВП составляет не более 26%, в бывшем СССР она равнялась 37%, а в развитых промышленных странах превышает 45%.

      Что же  необходимо для построения эффективной  инновационной политики в Российской  федерации?

   Во-первых, необходимо обеспечить спрос на инновации со стороны основных отечественных потребителей знаний и идей – бизнеса. При этом необходимо пропагандировать отечественные разработки, доводить результаты проводимых изысканий до широкой общественности, поскольку, как мне кажется, явный недостаток информации о деятельности российских научных центров служит дополнительным козырем в колоде иностранных производителей высоких технологий. Предприятия просто вынуждены покупать западные инновационные продукты, причем, зачастую уступающие российским аналогам, и по завышенным ценам.

    Во-вторых, стимулировать  увеличение предложения инновационных  идей со стороны отечественных  производителей – научных и  исследовательских организаций.  Для этого необходимо несколько видоизменить организационные структуры учреждений науки. При этом необходимо сформировать четкое понимание того, что наука также нуждается в грамотном экономическом подходе. Научные организации должны сами стремиться на рынок, искать инвесторов для своих исследований, заинтересовывать конечных производителей своей деятельностью. Научным институтам требуется грамотный маркетинг и PR. Только тогда в российскую науку потекут инвестиционные потоки. Только тогда, зарабатывая реальные деньги на прикладной сфере, научные организации будут иметь достойное финансирование на приобретение современного оборудования, оплату труда своих работников, проведение в жизнь образовательных программ и, наконец, на крайне затратные и рисковые фундаментальные исследования.

    В-третьих, государство должно всеми доступными ему способами обеспечить связь между отечественными производителями знаний и их потребителями, по возможности, не только внутри страны, но и на международном уровне. Науку нужно концентрировать,- идея наукоградов, ГНЦ и крупных исследовательских центров не должна умереть. В условиях рассредоточенности научных ресурсов очень сложно добиться быстроты, эффективности и экономичности научных разработок. Но при этом данные научные центры должны быть максимально открытыми для заказчиков технологических разработок. Они не должны быть организованы по советскому принципу: километры колючей проволоки и номер почтового ящика вместо адреса. Должно быть так, чтобы любой желающий заказать какие-либо исследования в интересующей его области знал, где это можно сделать, во сколько это ему обойдется, и был уверен в высоком качестве полученного результата.

Только при наличии  всех трех составляющих образуется замкнутый  инновационных цикл: наука – производство – наука.

   Чтобы добиться этого, необходимо совершенствовать инновационную инфраструктуру, то есть организационную и законодательную среду, обеспечивающую связь между наукой и бизнесом. По данным Минобразования России, сейчас организационная инфраструктура в сфере инноваций включает 76 университетских технопарков, 12 ИПЦ, 4 ИПК, около 2000 малых инновационных предприятий при университетах. [4] При этом результаты инновационной деятельности остаются не востребованными отечественным производством. Причина в том, что целью построения инфраструктуры изначально являлась не ориентация науки на потребности бизнеса, а «сохранение научно-технического потенциала». Несовершенна и законодательная составляющая: не урегулированы права собственности на продукты интеллектуальной деятельности, созданные в советский период, отсутствуют эффективные механизмы коммерциализации прав собственности, принадлежащих государству.

    Наконец, и это,  пожалуй, самое главное, следует  определиться с инновационной  стратегией. Опыт стран с развитой  рыночной экономикой показывает, что реализация высокотехнологичного пути развития экономики России может осуществляться по двум принципиально различным направлениям. Первое связано с осуществлением промышленной политики, второе — с проведением политики, направленной на стимулирование и развитие конкуренции.

   Реализация первого  пути подразумевает централизацию  принятия решений и выбор приоритетов  экономического развития. Этот путь  ориентирован на поддержку отечественных  компаний путем государственного  вмешательства в конкуренцию через инструменты протекционистской и налоговой политики. К странам, в которых была успешно реализована промышленная политика, как правило, относят Японию и «азиатских тигров».

Информация о работе Управление инновациями