Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Мая 2013 в 23:33, реферат
Человеческое различие – это безмерное богатство. Попытка воспитания на принципах одинаковости, принуждение детей к стандартному обучению и единым формам воспитания, приведение всех и вся к единому культурному знаменателю – огромная ошибка, свидетельствующая о беспомощности человечества в понимании своей природы.
ВВЕДЕНИЕ………………………………………………………………………3
1. ИСТОРИЯ ВАЛЬДОРФСКОЙ ПЕДАГОГИКИ……………………………..4
2. ВАЛЬДОРФСКАЯ СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ……………………………6
3. УЧЕНИЕ О ЧЕЛОВЕКЕ И ШТАЙНЕРОВСКАЯ ПЕДАГОГИКА…………8
4. ВАЛЬДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА И ВОЗРАСТ…………………..………11
4.1.ВАЛЬФДОРФСКАЯ ПЕДАГОГИКА ВОЗРАСТА ОТ 7 ДО 14 ЛЕТ (1-8 ГОД ОБУЧЕНИЯ) ………………………………………………………….
4.2. ПРЕПОДАВАНИЕ ПОСЛЕ 14 ЛЕТ (9-12 ГОД ОБУЧЕНИЯ)
5. ОРГАНИЗАЦИЯ ПРЕПОДАВАНИЯ……………………………………..
ЗАКЛЮЧЕНИЕ………………………………………………………………….13
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК………………………….……..………..14
В вальдорфских школах учитывается внутренняя ориентация молодого человека на жизнь своего времени. Технология, процессы экономической жизни, условия жизни и труда, социальные проблемы изучаются точно так же, как астрономия или математика. Согласно сформированному Рудольфом Штейнером принципу, любое преподавание должно учить жизни.
На стремление молодого человека к честному труду вальдорфская школа отвечает преподаванием разнообразных ремесел. Особенно глубокую связь с личными силами души молодого человека, с его активным развитием и его духовно-творческими глубинами имеет искусство. Без непрерывных упражнений в таких областях искусства как пластика, живопись, рисунок, музыка, языки, образование человека в этом возрасте будет недостаточным.
5. Организация преподавания
Школа, которая желает воплотить идеал широкого и целостного человеческого образования, должна при организации преподавания следить за тем, чтобы учебный материал не становился выше человека. Тиранией учебного материала можно очень легко ограничить и деформировать развитие человека. Основное условие состоит в том, чтобы преподавание проходило, по возможности, в более тесном контакте между учителем и учениками. Если учитель строит свои уроки с учетом душевных особенностей, индивидуальных способностей и слабостей своих учеников и предпринимает необходимые шаги для развития учеников, стараясь при этом постоянно вновь и вновь духовно проникать в материал, то у учебников не остается никакой функции. Учебники, как правило, слишком бедны по содержанию и в них нет отношения к конкретной педагогической ситуации. Задача учебника – дать некий усредненный объем знаний. Если это преобладает в преподавании, то школа погружается в бесцветную монотонность. Напротив, учитель в вальдорфской школе постоянно заново разрабатывает материал, работая с разнообразными источниками. То, что обсуждается изучается в процессе преподавания, находит отражение затем в рабочих тетрадях и в "тетрадях эпох" учеников. Начиная со средних классов, эти работы все больше становятся собственно домашними работами и обобщениями учеников.
Ежедневная организация
преподавания, соответствующая внутреннему
строю жизни подрастающего
Оно одновременно является
основой для гигиенической
Одна из особенностей учебного плана вальдорфских школ состоит в раннем начале преподавания иностранных языков. Как раз первые школьные годы – это время высокой языковой пластичности. Уроки иностранных языков начинаются уже с первого года обучения. Сначала дети изучают иностранный язык в форме маленьких диалогов, стихотворений, песен и пьесок. Когда затем на четвертом году обучения начинаются письмо и грамматика, дети, как правило, уже владеют немного устной речью. Этот путь избавляет от многих проблем, которые возникают, когда дети одновременно должны обучаться устному владению языком, чтению и грамматике.
Заключение
В нашем быстро меняющемся и нестабильном мире человек все чаще должен проявлять инициативу, гибкость и ответственность. Выпускники вальдорфских школ зарекомендовали себя как находчивые, творческие люди, способные достойно справляться с трудностями, которыми изобилует сегодняшняя действительность. Во многих отношениях они могут считать себя гражданами мира.
В вальдорфские школы на Западе попадают чаще ребята, чьи родители осознают глубокую ответственность за образование своих детей. Это и является основной причиной некоторой тенденции к элитарности этих школ на Западе, что противоречит их первоначальному замыслу. В России эта проблема может встать особенно остро, если учесть идейную направленность родителей, имеющих средства для оплаты обучения в негосударственной школе. Вальдорфская школа не ставит перед собой узко специальной цели, например, подготовки в вуз, но стремится дать целостное, широкое образование, необходимое любому человеку в современном мире, независимо от того, какую профессию он для себя выберет. Поэтому среди бывших вальдорфских учеников, как показывают социологические исследования, есть представители всех профессий: от актеров и музыкантов, до инженеров и фермеров, врачей и священников. С педагогически-социальной точки зрения, крайне важно для взаимопонимания людей в обществе, чтобы в одном педагогическом сообществе – классе, школе – учились бы вместе молодые люди, которые впоследствии будут работать в самых разных областях жизни.
Ясно, что такая модель
общеобразовательной школы, не искусственно,
но целостно соединяющей в себе гуманитарную
и естественнонаучную линии (народную
школу, гимназию и реальную школу), развитие
индивидуальности и социализацию с
учетом формирования человека в целом,
нуждается в серьезном
Библиографический список
1. Амонашвили Ш. Размышления о гуманной педагогике. – М., 1996.
2. Арапов М. Что такое вальдорфская школа. Журнал "Курьер" 1999, №5
3. Загвоздкин В.К. Рудольф Штайнер – основатель вальдорфской педагогики. Биографический очерк. Журнал "Человек" 1998, №1
4. Загвоздкин В.К. О вальдорфской педагогике и ее критиках. Москва. Журнал "Человек" 1998, №1
5. Штайнер Р. "Познание и посвящение". (Две лекции 1922г.). – М., Центр вальдорфской педагогики, 1992