Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Ноября 2013 в 11:38, курсовая работа
Цель исследования – анализ и оценка процесса венчурного финансирования, в том числе в зарубежных странах, и определение направлений его совершенствования в Республике Беларусь.
Задачи курсовой работы:
•Изучить теоретико-методологические аспекты венчурного финансирования;
•Проанализировать процесс венчурного финансирования в зарубежных странах и Республике Беларусь;
•Рассмотреть возможные направления совершенствования процесса осуществления венчурного инвестирования в Беларуси.
Введение…………………………..………………………………………….....4
1.Теоретические основы венчурного финансирования…..….……….........5
1. Сущность венчурного финансирования……………………….................5
2. Субъекты венчурного финансирования………………..…….................10
3. Особенности венчурного финансирования………………......................13
2.Зарубежный опыт венчурного финансирования......................................16
1.Венчурное финансирование в Казахстане…………………………16
2.Венчурное финансирование в США……………………………….19
3.Венчурное финансирование в России……………………………...23
3.Венчурное финансирование в Республике Беларусь и пути его совершенствования…………………………………………………………...25
1.Тенденции и проблемы развития венчурного инвестирования в РБ……………………………………………………………………..25
2.Пути совершенствования венчурного финансирования в РБ….…33
Заключение…………………………………………………………………….39
Список использованных источников………………………………………..41
Определяя, какой из венчурных проектов запустить, Белинфонд в какой-то степени ограничен в своем выборе, ведь главная задача - дать толчок развитию высокотехнологичных наукоемких научных секторов. Поэтому проекты в области недвижимости, строительства и некоторых других направлениях не подходят. Наиболее интересны для государства проекты в сферах энергетики и энергосбережения; агропромышленных технологий и производства; промышленных и строительных технологий; медицины, медицинской техники; химических технологий, нанотехнологий и биотехнологий; информационно-коммуникационных технологий; ресурсосбережения.
Проекты, завершенные в части НИОКР при содействии Белинфонда:
Механизм финансирования венчурных проектов:
– предоставление бюджетных средств на возвратной основе;
– вклады в уставный фонд инновационной организации (за счет иных средств
кроме бюджетных);
– покупка
акций инновационной
бюджетных).
Критерии
для признания проекта
– проект должен быть в области высоких технологий и соответствовать приоритетам научно-технологического развития Республики Беларусь, определенным в Указе Президента Республики Беларусь от 22 июля 2010 г. № 378 «Об утверждении приоритетных направлений научно-технической деятельности в Республике Беларусь на 2011–2015 гг.»;
– проект должен находиться на ранней стадии развития, при этом критерием
ранних стадий может выступать отсутствие безубыточности или же малого объема продаж;
– проект должен иметь обоснованный потенциал для существенного роста
инновационной организации (то есть перспективы организации, подтвержденные надежными источниками и базируемые на авторитетном анализе рынка и сопоставлении задач, стоящих перед организацией с ее реальными возможностями и потенциалом, обосновании того, что она может достигнуть поставленных целей (рост капитализации, выручки) на базе имеющегося у нее потенциала). [20]
Сейчас венчурное финансирование в РБ представлено в основном бизнес-ангелами. У нас создано «Сообщество бизнес-ангелов и венчурных инвесторов «БАВИН», зарегистрированное 10 ноября 2010 года в г. Минске. Оно призвано объединять обладателей капитала с носителями идей без посредников, а также поддерживать проекты с большой перспективой роста.
Инициаторами создания БАВИНа выступил ряд известных предпринимателей и собственников частных компаний из различных отраслей: IT, страхование, строительство, масс-медиа, логистика, энергетика, производство и др. Цель - значительное увеличение количества и качества малых технологических бизнесов, претендующих впоследствии на получение инвестиций бизнес-ангелов и венчурных инвесторов. [21]
Основными направлениями
государственной политики в развитии
инновационной венчурной
– формирование инновационной инфраструктуры;
– обеспечение подготовки кадров;
– формирование
благоприятной экономической
– корректировка законодательства для потенциальных инвесторов;
– предоставление льгот для малого инновационного предпринимательства;
– защита прав на интеллектуальную собственность;
– оказание
поддержки научно-
его образования и развития;
– обеспечение
ликвидности венчурных
– повышение престижа предпринимательской деятельности.
Таблица 2 - Задачи и инструменты управления инновационной венчурной системой в Республике Беларусь:
Задачи |
Инструменты |
Формирование спроса на венчурные инвестиции |
Правовые: закрепление в нормативных
правовых актах возможности Экономические: содействие развитию инновационной активности малых, средних и крупных предприятий Институционально- |
Рост предложения венчурных инвестиций, разнообразие их источников |
Правовые: создание условий для участия в высокорисковой инвестиционной деятельности различных типов инвесторов; закрепление удобной для деятельности венчурных фондов организационно-правовой формы Экономические: устранение тройного налогообложения (на уровне выходов из предприятий, венчурных фондов и доходов инвесторов) Институционально- |
Обеспечение результативного соотношения спроса и предложения венчурных инвестиций |
Правовые: закрепление в нормативных правовых актах понятия «венчурная компания» и определение ее параметров для льгот Экономические: создание фондовых рынков для малых высокотехнологичных предприятий; содействие внедрению и развитию международных стандартов финансовой отчетности на предприятиях Институционально- развитие венчурной |
Развитие кооперации и интеграции в научно- технической и инновационной деятельности |
Правовые: закрепление в нормативных
правовых актах возможности участия
государственных предприятий в
государственно-частных Экономические: снижение налогового бремени на молодые инновационные компании и содействие развитию инновационной активности малых, средних и крупных предприятий Институционально- |
Примечание – Источник: [6, с. 59-61]
В переходных экономиках, к которым относится и Республика Беларусь, состав потенциальных источников капитала для венчурной индустрии тот же, что и в развитых странах, однако распределение удельных весов этих источников капитала в общем объеме инвестиций в венчурные фонды значительно различается. Если на развитых рынках основными источниками капитала являются средства пенсионных фондов и страховых компаний, в странах с переходной экономикой центр тяжести смещен в сторону государственного сектора и институциональных инвесторов.
Сущность
венчурной инвестиционной деятельности,
основанная на концепциях роста
стоимости предприятия, создания
новой стоимости, соединения воедино
научных идей, имущественного
комплекса, специализированных знаний
и навыков в управлении и бизнесе,
пока не получила широкого восприятия
среди экономических субъектов
нашей страны. Однако внедрение
в отечественную экономику
Имеется две причины, лежащие в основе сложившейся ситуации:
Для иностранных венчурных
1. Наличие законодательства, позволяющего регистрировать венчурные организации и фонды.
2. Льготы по налогу на прибыль при выходе из венчурных проектов, которые получил Белинфонд, что в перспективе повышает вероятность введения данной нормы для всех субъектов венчурной индустрии. Кроме того, сегодня действует ряд льгот в целом для иностранных инвесторов.
3. Страна переориентирована на инновационный путь развития. Имеется стратегический законодательный документ с утвержденной программой действия для правительства.
Остальные же вопросы, связанные непосредственно с деятельностью венчурных структур, такие как репатриация прибыли, налоговая база, защита прав на интеллектуальную собственность, страхование рисков венчурного проекта, выход из венчурного проекта, вполне решаемы в рамках действующих мер по либерализации экономики.
К факторам, сдерживающим развитие венчурного бизнеса в нашей стране, следует отнести:
Следующая проблема – это слабость белорусского бюджета, правительство не может эффективно поддерживать технологическое предпринимательство, как это, например, делается в развитых странах, которые имеют двухступенчатые системы выделения грантов с объемом финансирования проектов первого уровня до 50 тысяч долларов и второго - до 500 тысяч долларов. ВВП Беларуси – всего 54 656.6 млн долл., поэтому очень сложно выделять большие средства на развитие инноваций в стране.
Таблица 3 – Расходы на НИОКР в отдельных транснациональных корпорациях и государствах
Корпорации/ страны |
Млрд. долларов |
Корпорации / страны |
Млрд. долларов |
Форд моторс (США) |
7,2 |
Тойота Мотор (Япония) |
4,6 |
Испания |
6,8 |
Финляндия |
4,5 |
Тайвань |
6,5 |
Австрия |
4,5 |
Швейцария |
6,3 |
ИБМ (США) |
4,4 |
Сименс (Германия) |
5,7 |
Дания |
4,3 |
Дженерал моторс (США) |
5,4 |
Фольксваген (Германия) |
4,3 |
Израиль |
5,4 |
Индия |
3,7 |
Информация о работе Венчурное финансирование предприятий и пути его совершенствования