Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Октября 2013 в 21:30, реферат
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно развиваться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы "внедрения" результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.
С тех пор был принят ряд государственных Концепций регулирования и стимулирования инновационной деятельности, объявлено о создании национальной инновационной системы, создан ряд механизмов государственного финансирования инноваций, включая создание инфраструктуры инновационной деятельности. Главной проблемой пока остается разорванность связей между основными участниками инновационного процесса (разработчиками и потребителями нововведений), информационная непрозрачность и поэтому низкая мотивация как к разработке, так и финансированию инноваций.
ВВЕДЕНИЕ 3
1. ВИДЫ ИННОВАЦИЙ ПО ОТРАСЛЯМ. 5
2. НАПРАВЛЕНИЯ ИННОВАЦИЙ 10
3. ПОКАЗАТЕЛИ ИННОВАЦИОННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ 13
4. ИННОВАЦИОННЫЕ КОМПАНИИ 17
Заключение. 23
Список использованной литературы 24
Возможные пути создания благоприятного инновационного климата в российской экономике начали активно развиваться в начале 80-х годов, еще до распада Советского Союза. Уже тогда стало очевидным, что действующие механизмы "внедрения" результатов исследований и разработок неэффективны, инновационная активность предприятий низкая, а средний возраст производственного оборудования постоянно увеличивался.
С тех пор был принят ряд государственных
Концепций регулирования и
Развитие инновационной
- отсутствие ясной нормативной базы;
- нет притока денежных средств;
- невостребованность со стороны отечественного производителя и т.д.
Ещё в 1999 г. Государственная Дума приняла
Федеральный закон "Об инновационной
деятельности и о государственной
инновационной политике", одобренный
советом Федерации и
В настоящее время
Современная экономика все более быстрыми темпами становится экономикой знаний. Взятая как элемент НИС, научная сфера создает пространство знаний, служащее своеобразным инкубатором нововведений. Соответственно, меняется понимание, что такое "инновация". Если классическое определение инноваций связано с производством новых товаров и услуг, то современное - с производством нового знания. Следовательно, уходит в прошлое противопоставление "фундаментальная наука" и "инновационная деятельность", так как именно фундаментальная наука является основным генератором новых знаний. Весь вопрос теперь состоит в том, как генерировать знания, востребованные научно-техническим рынком. Такого рода знания добываются при выполнении поисковых фундаментальных работ. На мировом рынке заказных НИОКР Россия имеет большие возможности занять ведущее место.
Таким образом, цель этой работы - дать представление об инновационной деятельности предприятий и применения ее на практике. А основные задачи - понять сущность инноваций, выявить виды инноваций, а также рассмотреть влияние инновационной деятельности на развитие предприятия.
Объектом этой работы является предприятие, как хозяйствующий субъект, а предметом - инновационная деятельность.
В 2009 г. наблюдался существенный рост затрат на технологические инновации: их величина составила 358.9 млрд руб., что на 27 % превосходит уровень 2008 г. В целом за период 1995—2009 годов объёмы таких затрат, рассчитанные в постоянных ценах, утроились.
Интенсивность затрат на технологические инновации в промышленном производстве России (то есть их доля в общем объёме продаж промышленной продукции) в 2009 году значительно превысила показатели прошлых лет и составила 1,9 %. Максимальные значения данного индикатора, соответствующие среднеевропейским, отмечаются в высокотехнологичных секторах (4,0 %). Передовые позиции среди них занимают производители летательных аппаратов (4,6 %), медицинской техники и приборов (4,4 %), офисного оборудования (4,3 %). Выделяется еще ряд отраслей, относящихся к среднетехнологичным, — металлургия (4,4 %), химическое производство (3,4 %) и автомобилестроение (3,0 %).
Многолетними
лидерами по масштабам инвестиций в
технологические инновации
Структура
затрат по видам инновационной
Международные сопоставления показывают, что в ряде государств Западной Европы расходы на инновационное развитие в 1.5-2 раза (Бельгия, Исландия, Люксембург), а иногда и более превосходят инвестиции в приобретение машин и оборудования. Так, это соотношение в Швеции составило 5:1, Дании и Нидерландах — 4:1. В странах Восточной Европы оно чаще смещено в пользу инвестиций в основной капитал, что особенно заметно в Болгарии (1:19), Эстонии (1:8), Польше и Словакии (1:7).
При всем разнообразии возможных форм и механизмов финансирования инновационной деятельности основным его источником являются собственные средства предприятий: 87 % — в 1995 г. и 74 % — в 2009 г. Совокупная бюджетная поддержка обеспечивает 3.4 % указанных затрат, причем большая их часть сосредоточена в высокотехнологичных секторах. Резко вырос в 2009 г. объём иностранных инвестиций, привлеченных в российскую инновационную сферу (в основном в производство электроэнергии, газа и воды — 77 %), а их доля в затратах на технологические инновации достигла 3.5 % (в 2008 г. — 0.1 %). [2]
1.2 Организационные инновации
Организационными инновациями в 2009 году занимались 896 организаций промышленного производства, или 3.7 % от их общего числа. Наиболее активными оказались нефтепереработка (15.3 %), а также высокотехнологичные сектора, где соответствующие индикаторы заметно выше средних (производство летательных аппаратов — 18.7 %, аппаратуры для радио, телевидения и связи — 11.4 %, компьютеров — 10.3 %). Среди других отраслей выделяются производство химических продуктов (9.8 %), автомобилей (9.2 %), металлургия (8.8 %).
Российские
предприятия чаще всего практикуют
такие организационные
1.3 Маркетинговые инновации
Согласно определению, данному на сайте Росстата, маркетинговые инновации — это «реализация новых или значительно улучшенных изменений дизайна и упаковки продуктов, использование новых методов продаж и презентации продуктов (услуг), их представления и продвижения на рынки сбыта, формирование новых ценовых стратегий».
Маркетинговые инновации в 2009 г. осуществляли 593 организации промышленного производства (2.4 % от их общего числа). В высокотехнологичных секторах значения данного показателя в два с половиной раза выше (5.9 %), а лидерами выступают производители фармацевтической продукции (9.3 %) и летательных аппаратов (6 %). В группе низкотехнологичных отраслей, где средний уровень маркетинговой активности составляет 2.6 %, выделяются производства изделий из кожи (5.5 %) и табачных изделий (5 %). Пассивную позицию занимают добывающие компании (0.2 %): сохранявшийся вплоть до кризиса спрос на их продукцию не стимулировал к реализации новых маркетинговых стратегий. [2]
Степень распространения отдельных видов маркетинговых инноваций в различных секторах примерно одинакова. Наиболее популярны методы, направленные на расширение состава потребителей либо рынков сбыта, и новые приемы продвижения товаров. В то время как предприятия высокотехнологичных отраслей часто отдают предпочтение введению новых концепций презентации товаров, в низкотехнологичных, ориентированных на выпуск товаров массового потребления, большое внимание уделяют изменениям в упаковке и дизайне.
1.4 Экологические инновации
Согласно определению, данному на сайте Росстата, экологические инновации — это «новые и значительно усовершенствованные товары, работы, услуги, производственные процессы, организационные или маркетинговые методы, способствующие повышению экологической безопасности, улучшению или предотвращению негативного воздействия на окружающую среду».
В 2009 году в российской статистике впервые проведено обследование экологических инноваций. Их практиковали 15,5 % предприятий, имевших за трёхлетний период завершенные инновации. Самые высокие показатели относятся к среднетехнологичным секторам, в состав которых входят такие экологически вредные производства, как производство кокса и нефтепродуктов (39 %), металлургия (35 %), химия (34 %). Кроме того, заметно выделяется табачное производство (67 %), где осуществлялся интенсивный переход на новые технические регламенты. [2]
Одним из крупнейших инвесторов в инновационные проекты по направлению «энергоэффективность и энергосбережение» является ОАО «Русгидро». В частности, в 2010 году компания завершила проект по разработке ортогональной турбины, предназначенной для низкооборотных применений на волновых, ветровых, приливных, низконапорных электростанциях. Применение этих турбин на приливных станциях позволит обеспечить наивысший КПД станций и снижение себестоимости 1 кВт электроэнергии. Ветроустановки и ГЭС на основе ортогональных турбин заметно расширят диапазон применения технологии и повысят КПД станций.
В настоящее время ОАО «Русгидро» реализует проект по созданию опытно-промышленных энергоблоков для увеличения установленной мощности МГеоЭС-1 за счет использования тепла сбросного сепарата. Стоимость проекта оценивается более чем в 2,2 млрд рублей. Реализация проекта позволит повысить на 26 % эффективность использования геотермальных ресурсов и, кроме того, получить дополнительно до 13 МВт мощности без дополнительных затрат на бурение геотермальных скважин и добычу теплоносителя. Еще один инновационный проект ОАО «Русгидро» — строительство опытно-промышленной Северной приливной электростанции (ПЭС) в губе Долгая Баренцева моря в Мурманской области. Технологии, используемые в этой ПЭС, позволяют ежегодно экономить до 8 тыс. тонн условного топлива.
Также
ОАО «Русгидро» ведет работы по проекту
строительства опытно-
ЗАО «Комплексные энергетические системы» в 2008—2009 годах внедрило в производственный процесс низкотемпературную вихревую технологию сжигания твердого топлива, что увеличило КПД котла, а его максимальная мощность возросла на 20 %, до 250 т/ч. В то же время ЗАО КЭС в качестве инновационного проекта представило инвестиционную программу на 2009—2017 годы, оценивающуюся более чем в 130 млрд рублей. Результатом её проведения должны стать ввод более 3 ГВт новой электрической мощности, повышение эффективности производства электрической и тепловой энергии, повышение КПД ТЭЦ.
Активно инвестирует в инновации в области энергоэффективности и энергосбережения ОАО «ФСК ЕЭС». В частности, в 2009 году были созданы промышленные образцы асинхронизированных компенсаторов, обеспечивающие снижение потерь электроэнергии на 8 %. В 2010 году компанией были завершены испытания уникальной отечественной разработки — компенсатора реактивной мощности нового поколения типа СТАТКОМ, который позволяет увеличить пропускную способность сетей и снизить потери электроэнергии на 4 %.
2.2 Космические технологии
На стыке космических и информационных технологий сразу несколько проектов реализуется ОАО «Ситроникс» (АФК «Система») и ОАО «Навигационно-информационные системы» (ОАО НИС).
Реализуемый в настоящее время проект ОАО НИС — государственная система «ЭРА-ГЛОНАСС» («Экстренное реагирование при авариях»). В рамках проекта создается навигационно-информационная система, охватывающая своим действием все дороги страны, а автомобили оснащаются навигационно-связными терминалами ГЛОНАСС/GPS, которые в случае аварии автоматически передают информацию о месте, времени и тяжести ДТП оператору системы «ЭРА-ГЛОНАСС». Прогнозируемый эффект — сохранение жизни до 4 тыс. человек. Ежегодно прямой экономический эффект — 25 млрд рублей (оценки на 2020 год).
Проект ОАО «Ситроникс» также связан с автотранспортом — НИКА («Наблюдение и контроль автотранспорта»). Суть проекта — разработка и внедрение системы наблюдения контроля автотранспорта на базе технологий спутниковой навигации в форме услуги, оказываемой совместно с оператором сотовой связи.