Жизненный цикл инновации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 11:25, реферат

Описание работы

Далее Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необходимо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа.

Файлы: 1 файл

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ.docx

— 156.67 Кб (Скачать файл)

ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ ИННОВАЦИИ

Современные концепции  цикличности инноваций

Экономисты первой половины XIX в. обращали внимание на процессы колебательного характера длительностью в 7-11 лет, известные как промышленно-капиталистические циклы. Они слагаются из трех повторяющихся фаз: «подъем - кризис - депрессия».

Исследовав обширный статистический материал с конца XVIII века, т.е. с начала промышленной революции, связанный с цикличностью чередования сменяющихся фаз в промышленном производстве, Н.Д. Кондратьев установил существование длинных волн или больших циклов конъюнктуры протяженностью в 40-60 лет.

По результатам проведенного исследования Кондратьев установил, что перед  началом повышательной волны  каждого большого цикла происходили  глубокие изменения в технике (технологии) производства на основе появления кардинальных изобретений и открытий, радикальных  нововведений (первая эмпирическая правильность по его терминологии). Именно этот вывод  явился важнейшим вкладом ученого  в теорию инноваций.

Вторая эмпирическая правильность (по терминологии Кондратьева) сводится к тому, что периоды повышательных  волн больших циклов сопровождаются крупными социальными потрясениями в жизни общества, тогда как  на понижательном участке эти  потрясения незначительны.

Третья эмпирическая правильность в больших циклах конъюнктуры  характеризуется депрессией сельского  хозяйства на понижательном участке  волны.

Четвертая наблюдаемая правильность сводится к тому, что большие циклы  конъюнктуры выявляются в том  же едином процессе динамики экономического развития, в котором проявляются  и средние циклы с их фазами подъема, кризиса и депрессии. Поэтому  средние циклы «нанизываются» на волны больших циклов.

Если наблюдать понижательный  период большого цикла, то все повышательные  тенденции средних циклов будут  ослаблены, а понижательные тенденции  будут усиливаться общей понижательной  волной большого цикла. Краткие и  слабые подъемы средних циклов будут  сопровождаться длительными и более  глубокими депрессиями.

Далее Н.Д. Кондратьев пришел к выводу, что повышательная волна большого цикла связана с обновлением и расширением основных капитальных благ, с радикальными изменениями в производительных силах общества. Для этого процесса требуются огромные запасы капитала, в частности, для смены его пассивной части (зданий, сооружений, коммуникаций и др.). Отсюда необходимо, чтобы кривая роста капитала была выше кривой текущего инвестирования на замену активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и т.п. Концентрации капитала способствует система кредита и фондовая биржа.

Накопление капитала значительно  выше на стадии понижательно-депрессивной волны, так как объем капитальных  вложений снижается. Это создает  условия для очередной повышательной  стадии большого цикла экономической  конъюнктуры.

Исследуя экономические изменения  в факторах производства, И. Шумпетер предложил схематическую картину сложной циклической модели. Толчок развитию дают не только внешние факторы, но и внутренние, которые изнутри «взрывают» равновесие рыночной системы (хозяйственного кругооборота). Этими внутренними факторами становятся новые комбинации факторов производства, которые и определяют динамические изменения в экономике. Принципиально новыми комбинациями факторов производства названы следующие:

  • создание нового продукта;
  • использование новой технологии производства;
  • использование новой организации производства;
  • открытие новых рынков сбыта;
  • открытие новых источников сырья.

Рис. 3.1. Инновационные циклы И. Шумпетера

Новые комбинации факторов производства получили название нововведений (инноваций). Нововведение не является синонимом слова «изобретение», поскольку предпринимательская деятельность связана с применением уже имеющихся средств, а не с созданием новых.

Шумпетер создал теорию мультицикличности. Деловые циклы Шумпетера для описания всех явлений определяются волновыми колебаниями.

В длинные волны входят циклы  с периодом в 55 лет (цикл Кондратьева). Со средними циклами (10 лет) связаны замена активной части капитала в форме станочного оборудования, транспортных средств и др. Короткие циклы в 2 года 4 месяца соответствуют рыночным конъюнктурным изменениям по отношению к определенным видам продукции.

С.Ю. Глазьев связал глубокие изменения в технике (технологии производства), отмеченные Н.Д. Кондратьевым, со сменой технологических укладов. Чередование деловых циклов принято связывать со сменой технологических укладов в общественном производстве.

Технологический уклад характеризуется  единым техническим уровнем составляющих его производств, связанных вертикальными  и горизонтальными потоками качественно  однородных ресурсов, опирающихся на общие ресурсы квалифицированной  рабочей силы, общий научно-технический  потенциал и пр.

Рис. 3.2. Жизненный цикл технологического уклада

Жизненный цикл технологического уклада имеет три фазы развития и определяется периодом в 100 лет.

Первая фаза приходится на его зарождение и становление в экономике  предшествующего технологического уклада.

Вторая фаза связана со структурной  перестройкой экономики на базе новой  технологии производства и соответствует  периоду доминирования нового технологического уклада примерно в течение 50 лет.

Третья фаза приходится на отмирание  устаревающего технологического уклада. При этом период доминирования нового технологического уклада характеризуется  наиболее крупным всплеском в  его развитии.

Приведенная на рис. 3.2 кривая роста  имеет два крутых подъема, связанных  с фазами зарождения и бурного  роста нового технологического уклада. Следует заметить, что между ними расположен пологий участок кривой, на котором, по концепции И. Шумпетера, отдельные фирмы и компании в течение заметного периода времени добиваются эффективной монополии в производстве отдельных новых видов продуктов. Они успешно развиваются, получая высокую прибыль, так как находятся под защитой законов об интеллектуальной и промышленной (до 20 лет) собственности. Однако монопольное положение с течением времени постепенно нарушается из-за конкуренции других товаропроизводителей. Поэтому организации-монополисты приступают к лицензированию технологии производства своих изделий. В результате ускоряется распространение нововведений-процессов в технологические цепи нового уклада в общественном производстве. При этом происходит структурная перестройка экономики, когда большинство технологических цепей производства продукции и оказания услуг обновляется, и деловые циклы развиваются в новом направлении под влиянием изменений в системе ценностей.

Жизненный цикл инноваций

Все экономические процессы, как и жизнь человека, протекают во времени, т.е. имеют начало, движение вперед и окончание. Потребности и установки людей изменяются по мере того, как они переходят от одного этапа жизни к другому. Точно также любые товары и услуги проходят через ряд стадий, которые в совокупности представляют собой некоторую разновидность жизненного цикла.

Жизненный цикл инновации представляет собой определенный период времени, в течение которого инновация  обладает активной жизненной силой  и приносит производителю и/или  продавцу прибыль или другую реальную выгоду.

Концепция жизненного цикла инновации  играет принципиальную роль при планировании производства инноваций и при  организации инновационного процесса. Эта роль заключается в следующем:

  • концепция жизненного цикла инновации вынуждает руководителя хозяйствующего субъекта анализировать хозяйственную деятельность, как с позиции настоящего времени, так и с точки зрения перспектив ее развития;
  • концепция жизненного цикла инновации обосновывает необходимость систематической работы по планированию выпуска инноваций, а также по приобретению инноваций;
  • концепция жизненного цикла инновации является основой анализа и планирования инновации. При анализе инновации можно установить, на какой стадии жизненного цикла находится эта инновация, какова ее ближайшая перспектива, когда начнется резкий спад и когда она закончит свое существование.

Жизненные циклы инновации различаются  по видам инноваций. Эти различия затрагивают, прежде всего, общую продолжительность  цикла, продолжительность каждой стадии внутри цикла, особенности развития самого цикла, разное количество стадий. Виды и количество стадий жизненного цикла определяются особенностями  той или иной инновации. Однако у  каждой инновации можно определить «стержневую», то есть базовую, основу, жизненного цикла с четко выделенными  стадиями.

Схемы жизненного цикла различны у  инновационного продукта и у инновационной  операции (процедуры).

Основные стадии жизненного цикла  нового продукта:

  1. разработка нового продукта;
  2. выход на рынок;
  3. развитие рынка;
  4. стабилизация рынка;
  5. уменьшение рынка;
  6. подъем рынка;
  7. падение рынка.

Жизненный цикл нового продукта (операции) показан на рис. 3.3.

   

Рис. 3.3. Жизненный цикл нового продукта (операции)

На стадии разработки нового продукта (см. рис. 3.3: разработка товара, подготовка производства) производитель организует инновационный процесс. Собственно говоря, на этой стадии происходит вложение капитала.

Стадия выхода на рынок (см. рис.3.3: выведение) показывает период внедрения нового продукта на рынок. Продукт начинает приносить деньги. Продолжительность этой стадии зависит от интенсивности рекламы, от уровня инфляции и эффективности работы пунктов по продаже новых продуктов.

Стадия развития рынка (см. рис. 3.3: рост) связана с ростом объема продаж продукта на рынке. Продолжительность ее показывает время, в течение которого новый продукт активно продается и рынок достигает определенного предела насыщения этим продуктом.

Стадия стабилизации рынка (см. рис. 3.3: зрелость) означает, что рынок уже насыщен данным продуктом. Объем продажи его достиг какого-то определенного предела и дальнейшего роста объема продажи уже не будет.

Стадия уменьшения рынка (см. рис.3.3: упадок) - это стадия, на которой происходит спад сбыта продукта, однако еще существует спрос на данный продукт и, следовательно, существуют все объективные предпосылки к увеличению объема продажи продукта.

Две последних стадии могут отсутствовать, т.к. они появляются при диверсификации рынка.

Стадия подъема рынка является продолжением предыдущей стадии. Раз спрос на продукт существует, то производитель начинает изучать условия спроса, менять свою кадровую и ценовую политику, применять различные формы материального стимулирования продажи продукта, как продавца (премии), так и покупателя (призы, скидки), проводить дополнительные мероприятия, а также рекламную шумиху, и т.п.

Все это позволяет производителю  или продавцу увеличить объем  продажи продукта на какой-то период времени. Но он уже не может возрасти до ранее достигнутого предела. Стадия подъема рынка продолжается довольно короткое время и переходит в  последнюю стадию - стадию падения  рынка.

Стадия падения рынка - это резкое снижение объема продажи продукта, то есть падение его до нуля. На этой стадии происходит полная реализация продукта или полное прекращение продажи продукта из-за его ненужности покупателям.

Жизненный цикл новой операции включает в себя четыре стадии:

  1. разработка новой операции и ее оформление в виде документа;
  2. реализация операции;
  3. стабилизация рынка;
  4. падение рынка.

На стадии разработки новой операции и оформления ее в виде документаосуществляется работа по инициации, по поиску идеи, по разработке всего алгоритма финансовой операции, по созданию документа. На этой же стадии осуществляется финансирование производителем всех затрат по разработке операции.

Стадия реализации операции связана с ее внедрением внутри хозяйствующего субъекта или с ее реализацией на рынке. На этой стадии активно действует механизм продвижения и распространения инновации.

Стадия стабилизации рынка показывает насыщение рынка данной операцией и переходит в стадию падения рынка, когда объем продажи операции начинает резко уменьшаться вплоть до полного прекращения продажи.

При рассмотрении жизненного цикла  новой операции следует учитывать  три момента.

  1. Операция реализуется в форме законченного документа, описывающего всю процедуру выполнения данной операции.
  2. Операции реализуются в двух направлениях:

- внутри хозяйствующего субъекта, разработавшего данную операцию;

- на рынке, путем продажи операции  другим хозяйствующим субъектам.

Целью реализации операции внутри хозяйствующего субъекта является получение экономической  выгоды в виде снижения времени на проведение работы, экономии денежных средств и т.п. Целью продажи  операции на рынке другим хозяйствующим  субъектам является получение прибыли  и поднятие своего имиджа.

3. Операции не патентуются, но  представляют собой ноу-хау. Поэтому  производитель операции может  потерять монополию на операцию, не продав ее на рынке. Кроме  того, работники других хозяйствующих  субъектов могут сами разработать  эту операцию, опираясь на какие-то  элементы операции, взятые или  украденные (промышленный шпионаж)  у других хозяйствующих субъектов.

Информация о работе Жизненный цикл инновации