Аграрная политика Екатерины Второй

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Ноября 2013 в 20:19, реферат

Описание работы

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого Абсолютизма. Екатерине удалось просветить своих подданных и приблизить русскую культуру к западной.

Содержание работы

Введение
1.Личность Екатерины Второй
2.Аграрная политика Екатерины II. Генеральное межевание.
Заключение
Список литературы

Файлы: 1 файл

реферат аграрная политика екатерины2.docx

— 38.65 Кб (Скачать файл)

 

Российский экономический  университет и.м.Плеханова

 

 

Факультет государственной  службы труда и занятости

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат по истории экономики

 

на тему:"Аграрная политика Екатерины Второй"

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Студент 1 курса заочного отделения

Кузьмина И.Н.

Научный руководитель:

К.э.н., В.М.Сугробов

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Москва,2012

 

 

 

Содержание

 

 

 

Введение

1.Личность Екатерины Второй

2.Аграрная политика Екатерины II. Генеральное межевание.

Заключение

Список литературы

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Правление Екатерины II наложило отпечаток на всё последующее  культурное развитие России. Век её правления называют Веком Просвещённого  Абсолютизма. Екатерине удалось  просветить своих подданных и  приблизить русскую культуру к западной.  Так же она сделала существенные изменения и в механизмах управления государством. Я взяла эту тему, так как мне близка сама личность Екатерины. Как она могла  достичь  столь значительных успехов в своём правлении? Как могла немецкая девушка добиться того, чтобы русская гвардия сама возвела её на  Российский престол?

Я считаю  тему «Аграрная политика Екатерины II»  достаточно актуальной, потому что в наше время остро стоит вопрос развития сельского хозяйства, развитие правил пользования и владения землей в целом. Обеспечение России теми необходимыми средствами, которые вывели бы экономику России на новый уровень, и мне кажется, что ответ на вопрос о правильной дороге в нашей истории, которая, как известно, повторяется, а именно в деятельности Екатерины II  скрыто руководство к действию будущих правителей.

Смысл просвещенного абсолютизма  состоял  в  политике  следования  идеям Просвещения,  выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее феодальные институты (а иногда делавшие  шаг в  сторону  буржуазного развития).  Мысль о государстве с просвещенным монархом,  способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке  широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического  уклада,  распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.  В роли тогдашних "просветителей"  выступали  и прусский король Фридрих II, и шведский - Густав III, и австрийский император Иосиф II. В России же развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма приобрело характер целостной  государственно-политической  реформы,  в ходе  которой сформировался новый государственный и правовой облик абсолютной монархии.

По образному выражению  В. О. Ключевского "Екатерина II: была последней случайностью на русском  престоле и провела продолжительное  и необычайное царствование, создала  целую эпоху в нашей истории.  Эта "последняя случайность" XVIII в. не смогла оставить равнодушной ни своих современников, ни потомков. На протяжении более 200 лет отношение  к Екатерине II было неоднозначным, но мало кто оспаривал значение ее царствования для блага России..  
       И это несмотря на то, что ее столь многогранную личность нельзя подвести под определенный стереотип: для одних Екатерина II -просвещенная государыня, для других - тиранка, раздаривающая "крестьянские души", для кого-то - любвеобильная особа, сбившаяся в счете любовников. Для исследователей история царствования Екатерины II была, остается и, по всей видимости, еще долгое время будет оставаться одним из любимых объектов исследований.  
В отечественной историографии личность Екатерины II рассматривалась как в специальных монографиях и статьях, посвященных исключительно преобразованиям ее царствования или ее биографии, так и в работах общего характера, касающихся истории XVIII в., истории дипломатии, культуры, литературы или в трудах, посвященных деятелям ее царствования или фаворитам. К началу XXI в. библиография по этой проблематике насчитывает почти 600 названий. 

 

 

 

 

 

 

 

 

1.Личность Екатерины Второй

 

 

 «Родилась Екатерина 21 апреля 1729 года в семье  прусского фельдмаршала. Родители не слишком заботились о её воспитании. Отец был усердным служакой, а мать – неуживчивой склочной женщиной. Она жестоко наказывала дочь за каждый пустячный проступок.  Несмотря на недостаточность образования, Екатерина производила впечатление развитой и многообещающей девочки. Екатерина была племянницей принца Карла-Августа, епископа Любского,  бывшего жениха Елизаветы Петровны, умершего незадолго до их свадьбы.  В память о нём императрица согласилась с предложением прусского короля Фридриха II, и в декабре  1743 года 14-летнюю Екатерину привезли в Россию в качестве невесты  наследника престола Петра Фёдоровича.  До бракосочетания невеста изучала русский язык и  Закон Божий. Вероятно, тщеславные мечты заставляли её скорее сделаться вполне русской  и забыть своё немецкое происхождение.  От природы она была честолюбива в помыслах и способна на терпение, хитрость, риск и авантюру, ради достижения цели.  При всяком удобном случае она старалась показать любовь к русскому языку, русским обычаям, и православной вере.                     

Бракосочетание (1745 год) не принесло счастья молодым. Любви не было, семьи  не получилось. Это были два разных человека. С одной стороны  полумальчик   ограниченного ума, недалёкий, фальшивый, скверного характера, слабый, не понимающий и не признающий эту чужую непонятную страну; с другой – мечтательная, недюжинного ума девочка  с безграничным тщеславием и фантазией.  Длительная, скучная, серая супружеская жизнь способствовала появлению между ними взаимной неприязни и ненависти.  К тому же Екатерина долго, целых девять, лет не могла родить наследника, чем вызвала недовольство собой.  Но и рождение сына Павла не изменило отношения к ней окружающих.  В дополнение к её несчастьям, Елизавета Петровна, тотчас после рождения Павла забрала его к себе, и сама занялась его воспитанием.  С Екатериной стали поступать как с человеком, исполнившим законное дело и ни на что более не нужным.   Бесконечное, мучительное и томительное одиночество имело, к счастью, и большую пользу. За 18 лет бестолкового время провождения Екатерина прочитала много книг, невольно занимаясь самообразованием.  Философские сочинения и книги по управлению государством и праву  сделали Екатерину одной из образованнейших женщин того времени и подготовили к великой роли, которую предстояло ей сыграть.»

В декабре 1761 года скончалась императрица Елизавета Петровна. На престол вступил Петр III.

Екатерина II отличалась огромной работоспособностью, силой воли, целеустремленностью, храбростью, хитростью, лицемерием, неограниченным честолюбием и тщеславием, в общем, всеми чертами, характеризующими “сильную женщину”. Она могла подавлять  свои эмоции в угоду развитому  рационализму. Ей был присущ особый талант завоевывать общие симпатии.

Екатерина II медленно, но верно, продвигалась к русскому престолу, и, в итоге, отняла власть у мужа. 28 июня 1762 г. в России был совершен переворот в пользу Екатерины.

28.06.1762 от лица Екатерина  II был составлен манифест, говорящий  о причинах переворота, о возникшей  угрозе целостности отечества. 29.06.1762 Петр III подписал манифест о своем  отречении. Новой императрице  с готовностью присягнули не  только полки гвардии, но и  Сенат и Синод. Однако, среди  противников Петра III были влиятельные  люди, которые считали более справедливым  возвести на трон малолетнего  Павла, а Екатерина II позволить  править до совершеннолетия сына. При этом предлагалось создать  Императорский совет, ограничивающий  власть императрицы. Это не  входило в планы Екатерина  II. Чтобы заставить всех признать  законность своей власти она  решила как можно скорее короноваться  в Москве. Церемония была совершена  22.09.1762 в Успенском соборе Кремля. По такому случаю народу было  предложено богатое угощение. С  первых дней царствования Екатерина  II хотела быть популярной в  самых широких массах народа, она демонстративно посещала богомолья, ходила на поклонение к святым местам.

В первые годы царствования Екатерина II напряженно искала пути утверждения  на троне, проявляя при этом крайнюю  осмотрительность. Решая судьбу фаворитов  и фавориток предшествующего  царствования Екатерина II проявила великодушие  и снисходительность. Она прилагала  все усилия, чтобы не оттолкнуть как влиятельных, умудренных жизнью сановников, служивших еще Елизавете  Петровне, так и молодых своих  соратников, которые рвались к  управлению государством, не имея опыта  и знаний. В итоге многие действительно  талантливые и полезные государству  люди остались на своих прежних должностях. Екатерина II любила и умела ценить заслуги людей. Она понимала, что  ее похвалы и награды заставят людей еще усерднее трудиться.Сразу  после воцарения Екатерина II была заметна кипучая деятельность в  государственном организме. При  этом во всех отношениях выказывалось личное участие императрицы в  решении всевозможных вопросов.С  момента восшествия на престол и  до коронации Екатерина II участвовала  в 15 заседаниях Сената, и небезуспешно. В 1763 году Сенат был реформирован: он был разделен на шесть департаментов со строго определенными функциями и под руководством генерал-прокурора, назначаемого монархом, стал органом контроля за деятельностью государственного аппарата и высшей судебной инстанцией. Сенат лишился своей главной функции - законодательной инициативы, она фактически перешла к императрице.Смерть Иоанна Антоновича (05.07.1764) избавила Екатерина II от страха за будущее своего трона. Теперь ее честолюбие могло быть удовлетворено реализацией собственных планов. Она накопила определенный опыт управления, появились замыслы реализовать новшества. Екатерина II принадлежала к числу тех государственных деятелей, которые намеревались не только царствовать, но и управлять.Екатерина II хорошо понимала место России в тогдашнем мире. Она не слепо копировала европейские образцы, но была на уровне тогдашнего мирового политического знания. Она стремилась использовать европейский опыт для реформирования страны, где не было ни частной собственности, ни буржуазного гражданского общества, но, напротив, имелось традиционно развитое государственное хозяйство, господствовало крепостное право.Трудно перечислить все, что сделала Екатерина II для пользы и славы России. Еще проживая в Москве, после коронации, она ознаменовала начало царствования великим и добрым делом: основала так называемый Воспитательный Дом. В этом доме находили приют дети, оставленные родителями. До этого времени брошенные дети либо погибали от голода и холода, либо вырастали в нищете и невежестве. Только немногие попадали к добрым людям, которые доводили их до ума. В Воспитательном Доме детей не только кормили, поили, одевали, но и учили. Из “дома” они выходили уже самостоятельными людьми, способными приносить пользу себе и отечеству. Вскоре такой же дом был открыт в Петербурге.Будучи по происхождению немкой, Екатерина II понимала, что императрица должна прежде всего защищать интересы России и не отступала от этого правила.Екатерина II как Государыня православного народа, всегда отличалась набожностью и преданностью православию. В Польше жило много православных, которые подвергались гонениям со стороны польской католической церкви. Белоруссия была под властью Польши. Католики действовали не только методом убеждения, но и грубой силой. Екатерина II приняла решение помочь православным, защитить их от притеснений, дать им возможность жить спокойно. Дело о православных в Польше и Белоруссии было поручено князю Репнину. После множества хлопот проблема была решена: православным жителям были предоставлены те же права, какими пользовались католики.

Просвещенный абсолютизм Екатерины II.Время царствования Екатерина II называют эпохой просвещенного абсолютизма. Смысл просвещенного абсолютизма  состоит в политике следования идеям  Просвещения, выражающейся в проведении реформ, уничтожавших некоторые наиболее устаревшие феодальные институты (а  иногда делавшие шаг в сторону  буржуазного развития). Мысль о  государстве с просвещенным монархом, способным преобразовать общественную жизнь на новых, разумных началах, получила в XVIII веке широкое распространение. Сами монархи в условиях разложения феодализма, вызревания капиталистического уклада, распространения идей Просвещения вынуждены были встать на путь реформ.

Развитие и воплощение начал просвещенного абсолютизма  в России приобрело характер целостной  государственно-политической реформы, в ходе которой сформировался  новый государственный и правовой облик абсолютной монархии. При этом для социально-правовой политики было характерно сословное размежевание: дворянство, мещанство и крестьянство. Внутренняя и внешняя политика второй половины XVIII века, подготовленная мероприятиями  предшествующих царствований, отмечена важными законодательными актами, выдающимися  военными событиями и значительными  территориальными присоединениями. Это  связано с деятельностью крупных  государственных и военных деятелей: А.Р. Воронцова, П.А. Румянцева, А.Г. Орлова, Г.А. Потемкина, А.А. Безбородко, А.В. Суворова, Ф.Ф. Ушакова и других. Сама Екатерина II активно участвовала в государственной  жизни. Жажда власти и славы являлась существенным мотивом ее деятельности. Политика Екатерины II по своей классовой  направленности была дворянской. В 60-е  годы Екатерина II прикрывала дворянскую сущность своей политики либеральной  фразой (что характерно для просвещенного  абсолютизма). Эту же цель преследовали оживленные сношения ее с Вольтером  и французскими энциклопедистами и  щедрые денежные подношения им.

Задачи “просвещенного монарха” Екатерина II представляла себе так:

1. Нужно просвещать нацию,  которой должен управлять. 

2. Нужно ввести добрый  порядок в государстве, поддерживать  общество и заставить его соблюдать  законы.

3. Нужно учредить в  государстве хорошую и точную  полицию. 

4. Нужно способствовать  расцвету государства и сделать  его изобильным.

5. Нужно сделать государство  грозным в самом себе и внушающим уважение соседям.

 

2.Аграрная политика Екатерины II. Генеральное межевание.

 

 

Сельское хозяйство в  этот период являлось, как и раньше, основной отраслью экономики России, а сельские жители составляли подавляющее  большинство населения (к концу  века в городах проживало менее 4%).Развитие аграрного производства имело экстенсивный характер и достигалось  прежде всего за счет роста населения, который происходил в результате роста населения в центральных  районах России, а также в процессе присоединения новых земель. Если в 1747 году в Российской империи жили 18 млн. чел., то в 1796 году - уже 36 млн. чел.

Во второй половине XVIII в. были присоединены Новороссия (Северное Причерноморье и Приазовье), Крым, обширные территории на Северном Кавказе, украинские, белорусские и литовские  земли, ранее входившие в состав Речи Посполитой (Польши). При этом значительная часть новых территорий представляла собой плодородные черноземные  земли, которые передавались не только помещикам для вывода крепостных крестьян (по 1,5 -12 тыс. дес.), но и государственным  крестьянам (до 60 дес.), отставным солдатам. Для окультуривания приобретенных  земель активно привлекались иностранные  колонисты (немцы, греки, армяне, евреи, швейцарцы и др.).Кроме того, продолжалось колонизация Заволжья, Приуралья  и Сибири. Аграрному развитию этих регионов помогала не только миграция из центральных районов страны, но и начавшийся (хотя и постепенный, частичный) переход башкиров, бурятов, якутов и других народов от кочевого скотоводства к оседлому пашенному  земледелию.

Сохранение и усиление крепостного права также играло большую роль в развитии аграрного, особенно зернового производства. В  условиях того времени крепостное хозяйство  оставалось экономически эффективным.

В то же время наблюдались  и элементы интенсивного развития сельскохозяйственного  производства. Воздействие указанных (в том числе, развитие крепостного  строя) и иных экономических, политических и социокультурных факторов (логика технико-экономического развития, рост денежного обращения, государственная  экономическая, социальная и техническая  политика, влияние новых течений  общественной мысли, деятельность российских сторонников Просвещения и т.д.) привело к некоторым качественным изменениям (экономическим и технико-технологическим) в аграрной экономике и технике.

Интенсивное развитие, прежде всего, заключалось в повышении  товарности сельского хозяйства. Стремление помещиков к приобретению новых  и дорогостоящих предметов роскоши (часто необходимых для поддержания  образа жизни в соответствии с  чином, званием и пр.) сочеталось с возросшими возможностями сбыта  зерна. Росли закупки зерна для  армии, технических культур для  растущей промышленности, в несколько  раз увеличился экспорт зерна  в Западную Европу. Кроме того, с  развитием промышленности и городов  все большая часть населения  полностью или частично отходила от самообеспечения сельскохозяйственными  продуктами и нуждалась в их покупке.В  связи с возрастанием спроса повысились цены на продукцию сельского хозяйства.

К концу XVIII на основе роста  товарности, укрепления торговых связей между различными районами страны, превращения таких связей в регулярные сложился единый всероссийский хлебный  рынок.В результате этих процессов  в стране развивались товарно-денежные отношения.

Информация о работе Аграрная политика Екатерины Второй