Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Сентября 2012 в 20:40, доклад
Американская модель - это либеральная рыночно - капиталистическая модель, предполагающая приоритетную роль частной собственности, рыночно - конкурентного механизма, капиталистических мотиваций, высокий уровень социальной дифференциации.
Сохраняются и прямые формы социальной помощи, в частности льготы для покупки жилья (выплата первого взноса, облегчение налоговых платежей и т.п.). В проведении этих мероприятий, как правило, осуществляется кооперация федерального правительства со штатными и местными государственными органами, поддержка роли гражданских организаций и церкви при неукоснительном соблюдении принципа отделения церкви от государства. Вся эта работа опирается на постоянный мониторинг различных аспектов благосостояния семей национальные обследования американских домохозяйств.
Говоря о стратегической
ориентации развития США, не следует
упускать из виду американский опыт продвижения
в решении социально-
В рамках экономики США, для которой органичны технологии двойного военно-гражданского назначения, изменилась экономическая значимость военного производства. Поскольку развитие экономики опирается на реализацию более двух третей ВВП в сфере индивидуально-семейного спроса, гражданский компонент является не только несравненно более масштабным, но и ведущим. Он более сложен в техническом и коммерческом отношении. Нужно учитывать то, что доля военных расходов в общественном продукте США не может быть произвольно низкой по ряду объективных причин, не связанных с текущими военными операциями и приготовлениями к ним, а также в силу действия постоянных факторов, таких как высокий уровень материального обеспечения военнослужащих, огромный масштаб военно транспортных операций, затраты на обновление приоритетов развития вооруженных сил. Тем не менее, относительная величина базовой части военных расходов США остается стабильной на уровне от 4% до 4,2% ВВП. В эту цифру не вошли прямые чрезвычайные расходы на военные операции в Ираке и Афганистане, которые финансируются отдельно по смете, представляемой Белым домом и утверждаемой конгрессом США. По данным бюджетного управления конгресса, они составили в 2004 фин. г. 111 млрд долл., в 2005 г. - 81, в 2006 г. - 120, в 2007 г. (до утверждения в конгрессе) - 170 млрд долл.
При оценке степени оправданности уровня военных расходов в стране требуется иметь в виду, что запросы правящей администрации находятся под постоянным жестко критическим контролем (обычна практика скрупулезной проверки и сокращения) конгресса США. Если к приведенным выше расходам на оборону добавить значительные, ставшие постоянными затраты на обеспечение национальной безопасности, антитеррористические мероприятия, затраты по статьям других ведомств, а также затраты на обширные льготы ветеранов, то размер подобных затрат оценивается экспертами на предкризисный 2007 г. в 850-900 млрд долл., то есть до 7% ВВП.
Американская система экономических механизмов самодвижения и средств государственного регулирования имеет ряд сильных сторон. К их числу относятся, во-первых, комплексность обеспечения эффективности крупных государственных мероприятий. В первую очередь это относится к законодательству, содержащему те или иные социальные инновации. В каждом из таких случаев прописывается степень участия и роль не только государственных структур - федеральных, местных и штатных органов власти, но и институтов гражданского общества. В общественных обсуждениях такого рода законодательных актов детально обнажается воздействие предлагаемых мероприятий на конкретные интересы всех слоев населения и общественных групп. Таким образом, окончательное решение, как бы не расценивались его качество и результаты, представляет собой итог разнонаправленного давления интересов всех политических сил страны.
Во-вторых, способность адаптироваться
к изменяющимся конкретным требованиям
сменяющих друг друга экономических
циклов. Размерность цикличности
укладываются в восьмилетний срок допускаемого
конституцией времени пребывания президента
в должности. Тем самым появляется
возможность избегать издержек застоя
и убывающей эффективности
В-третьих, ориентированность
на постоянное совершенствование
В-четвертых, это ярко выраженный расчет на то, что успех политики обеспечивает ориентация на решительные прагматические действия в данных конкретных условиях. Гарантией успеха является не подбор политики под доктрину, а подбор доктрин под сформировавшиеся общественные потребности. Примером может служить борьба с коррупцией. В 2003-2004 гг. прокуратура обвиняет в уголовном преступлении руководство десятков крупнейших компаний страны, суд выносит по этим делам быстрые и реальные приговоры, Конгресс немедленно принимает жесткий антикоррупционный закон Сарбанеса-Оксли, а в области политической деятельности закон Мак-Кейна-Файнгольда об упорядочении пожертвований в партийные кассы.
Особого внимания заслуживают
решительные и в то же время
демократически согласованные шаги
американской администрации по купированию
кризиса 2007-2009 гг. Сейчас пока еще трудно
дать оценку результативности этих мер
и об эффективности использования
огромных бюджетных ассигнований. Однако
имеется полное основание отметить
огромный объем деятельности по решению
принципиально новых проблем
внутреннего и глобального
В-пятых, принятая в принципе,
хотя еще далеко не всегда выдерживаемая
на практике стратегическая ориентация
всех аспектов развития на основе растущего
понимания того, что процессы в
реальном времени - это заключительный
этап событий прошлого, а управлять
на основе текущих показателей и
рефлекторных тактических решений
означает дезориентировать политику.
Анализируя антикризисные мероприятия
администрации Обамы легко
Главным экономическим приоритетом США является укрепление лидерства страны в глобальной инновационной системе в равной мере в отношении как к решению крупных научно-технических проблем, так и к стимулированию формирования новых производств на территории страны. Это нужно для роста производительности, обеспечения запаса конкурентоспособности и формирования рациональной структуры занятости. Решение этой задачи усложняется в условиях необходимости отвлекать средства на преодоление кризиса и решение острых социальных проблем. Об активных действиях в этом направлении, в частности, о стремлении сочетать текущие и стратегические задачи свидетельствует новая волна ориентации на развитие человеческого потенциала страны - инвестиции в образование, включая решение социально-воспитательных, национально-культурных и демографических проблем, в развитие науки, сферы здравоохранения и экологии. От этих инвестиций и непосредственно, и в конечном счете зависит весь успех долгосрочного и глубокого перехода на новую структуру национальных потребностей и новые контуры образа жизни, соответствующие условиям XXI века.
Главным процессом саморазвития
страны в направлении такой
Главная из созревших острых экономических проблем - обеспечение сложного комплекса условий для сохранения равновесия при рискованном балансировании страны, когда на одной стороне - экономический, инновационный, политический и силовой вес США, а на другой - груз внешних и внутренних задолженностей, отягощенный пороками американской и мировой финансовой систем. Решение этой проблемы упирается в успешное налаживание международной кооперации в деле глобального финансового оздоровления и в реализацию инновационных подходов в дело строжайшей экономии средств при проведении дорогостоящего комплекса антикризисных мероприятий.
В отдаленной перспективе вырисовывается более общая проблема структуры модели современной экономики. Удастся ли народнохозяйственной системе сохранить конкурентоспособность и жизнеспособность в ситуации, когда доля обрабатывающей промышленности США приближается к десятой части экономической активности страны. Уже сейчас даже в среде наиболее инновационно настроенных экономистов слышны заявления необходимости вдвое увеличить вес этой главной отрасли материального производства.
Из опыта американской
социально-экономической модели следуют
выводы, относящиеся к принципиальным
условиям успешного социально-
Сложившаяся структура американского экономического, политического и силового воздействия на исторический процесс ХХI века зависит от того, какое направление будет выбрано для адаптации американского общества к имеющимся альтернативам. Они располагаются между двумя крайностями - либо к поступательному, постепенному сглаживанию мировой неравномерности развития на основе тенденций социально-гуманитарного характера, либо к враждебной конфронтации стран и отчуждению цивилизаций. Ближайшая перспектива глобализации будет определяться ожесточенной конфронтацией этих полярных сценариев. В этой борьбе за США закреплена роль одного из бесспорных полюсов современного мира.