Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Сентября 2015 в 15:04, курсовая работа
Целью курсовой работы является анализ использования основных производственных фондов и возможности их модернизации. Основными задачами, которые необходимо решить при анализе использования основных производственных фондов, являются:
– характеристика и оценка структуры и технического состояния основных производственных фондов;
– оценка технического уровня развития производства;
– определение показателей эффективности использования основных производственных фондов;
– возможность использования лизинга для финансирования производственной сферы.
ВВЕДЕНИЕ
1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ АНАЛИЗА ОСНОВНЫХ ФОНДОВ НА АВТОТРАНСПОРТНЫХ ПРЕДПРИЯТИЯХ
1.1 Понятие, состав и структура основных фондов
1.2 Методика анализа основных фондов
2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОСТОК»
2.1 Характеристика предприятия
2.2 Анализ структуры основных производственных фондов ООО «Восток»
2.3 Анализ состава и структуры подвижного состава
3. РАЗРАБОТКА МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ
М – количество
месяцев функционирования выбывших основных
средств.
Для упрощения
чаще всего используют следующую формулу
для подсчета стоимости основных средств
(простое среднеарифметическое):
Фср= (Фнач+Фкон) /2
Где Фнач – стоимость основных средств на начало года;
Фкон- стоимость
основных средств на конец года.
Главным
показателем использования основных средств
является показатель фондоотдачи, рассчитываемый
как отношение стоимости товарной продукции
к среднегодовой стоимости основных средств:
В процессе анализа выявляются и изучаются
факторы, которые тем или иным образом
влияют на результаты деятельности предприятия
и в частности на эффективность использования
основных средств. Тем самым выявляются
пути и резервы увеличения эффективности
использования основных средств. Ими могут
быть ввод в действие не установленного
оборудования, замена и модернизация его,
сокращение целодневных и внутрисменных
простоев, повышение коэффициента
сменности, более интенсивное его использование,
внедрение мероприятий по НТП.
2. ОЦЕНКА ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ОСНОВНЫХ СРЕДСТВ НА ПРИМЕРЕ ООО «ВОСТОК»
2.1 Характеристика предприятия
Общество с ограниченной ответственностью «Восток», (далее Общество) зарегистрировано Постановлением Главы Муниципального образования г. Нижневартовск № 490 от 20.05.2002 года.
Сокращенное фирменное наименование Общества на русском языке: ООО «ВОСТОК»
Юридический и почтовый адрес 628613, ХМАО-ЮГРА АО, г.Нижневартовск ул. Авиаторов д.7, стр. 6
Основными видами деятельности Общества являются:
Целями деятельности ООО «ВОСТОК» является расширение рынка автоуслуг и извлечение прибыли.
Предметом деятельности организации является коммерческая деятельность для удовлетворения потребностей в области транспортного обслуживания юридических и физических лиц.
Кроме чистого экономического результата от продажи транспортных услуг ООО «ВОСТОК» получает неформальный результат в виде укрепления имиджа фирмы, повышения доверия клиентуры, что естественно влияет на рост цены организации и положение её на рынке.
Необходимым условием успешного функционирования транспортной организации в условиях рынка является высокая конкурентоспособность услуг, предоставляемых юридическим лицам. Конкурентоспособность транспортной организации определяется уровнем конкурентоспособности конкретных транспортных услуг, так и уровнем диверсификации производства, имиджем самой транспортной организации и т.д.
Перевозки, осуществляемые ООО «ВОСТОК» характеризуются наличием разнообразных грузообразующих и грузопоглащающих точек и широкой номенклатурой грузов.
Основными видами транспортных услуг являются:
- вахтовые перевозки, с дальностью перевозок от 20 до 100 км и более;
- грузовые перевозки, с дальностью перевозок от 20 до 100 км и более;
- специальные перевозки, с использованием транспорта специального назначения.
Автотранспортные услуги ООО «ВОСТОК» оказывало сервисным предприятиям ОАО «ТНК-ВР» (с 2013 г. – ОАО «Роснефть»).
2.2 Анализ структуры основных производственных фондов ООО «Восток»
Основой успешной работы автотранспортного предприятия в сфере материальных ресурсов является подвижной состав. Стратегия формирования парка подвижного состава очень важна и с нее целесообразно начинать формировать ресурсную стратегию предприятия.
Отличительной особенностью парка подвижного состава ООО «Восток» является неоднородность, высокий средний возраст, сильная изношенность арендованного парка подвижного состава.
Зависимость АТП от объемов работ ОАО «Роснефть» и его сервисных предприятий, отсутствие реальных возможностей планирования приводит к сбалансированности структуры транспортных средств. В результате нарушения воспроизводственных процессов в течение 10-14 лет у ООО «Восток» наблюдалась устойчивая тенденция физического старения парка транспортных средств, а поэтому из года в год доля подвижного состава, эксплуатируемого в пределах близких к установленному сроку службы, увеличивается.
Возраст транспортных средств существенно снижает показатели их производительности, увеличивает время текущего ремонта подвижного состава.
В связи с этим у руководства автотранспортного предприятия появляется необходимость в ресурсной стратегии, в частности, в стратегии обновления подвижного состава. Однако, в этой стратегии обновления подвижного состава, ООО «Восток» целиком зависит от генеральной стратегии ОАО «Роснефть».
В этом случае предприятие сталкивается с определенными трудностями. Формирование оптимальной структуры парка подвижного состава незамедлительно отражается на деятельности предприятия.
Во-вторых, на основе стратегии ресурсного подхода появляются другие различные положительные эффекты, такие как экономические, экологические, что является довольно сложным для ООО «Восток».
В-третьих, предприятию необходимо развивать конкурентные преимущества, что также входит в перечень задач ресурсной стратегии, поскольку от ее правильного решения зависит расстановка приоритетов при выборе дальнейшего развития ресурсного потенциала автотранспортного предприятия.
В настоящее время существуют общие источники обновления подвижного состава: амортизационные отчисления, кредит и лизинг.
Основные производственные фонды (ОПФ) предприятия автомобильного транспорта – это часть средств производства, которые длительно участвуют в производственном процессе. Они создают общие условия производства (здания и сооружения) и являются орудиями труда и являются орудиями труда (оборудование, транспортные средства). Состав и величина ОПФ в значительной мере определяют результаты работы автотранспортного предприятия.
Экономические результаты производственно-хозяйственной деятельности автотранспортного предприятия зависят от размера структуры основных фондов и в частности подвижного состава.
ООО «Восток» арендует производственную базу у ОАО «Роснефть».
В таблице 1.2 приведена структура арендованного подвижного состава.
Таблица 1.2 - Структура арендованного подвижного состава
Наименование |
2011г. |
2012г. |
2013г. |
Отклонение 2013 к 2011 | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Среднее количество транспортных единиц |
519 |
100 |
399 |
100 |
340 |
100 |
-179 |
-34,5 |
1.1 Вахтовый подвижной состав |
161 |
31 |
139 |
35 |
115 |
34 |
-46 |
-28,6 |
1.2 Грузовой подвижной состав |
46 |
9 |
44 |
11 |
39 |
11 |
-7 |
-15,2 |
1.3 Специальный подвижной состав |
292 |
56 |
198 |
50 |
171 |
50 |
-121 |
-41,4 |
1.4 Транспорт на собственные нужды |
20 |
4 |
18 |
4 |
15 |
4 |
-5 |
-25 |
Данные таблицы показывают динамику снижения общего количества подвижного состава с 519 ед. в 2011году до 340 ед. в 2013 году, снижение составило 34,5 % (519/340 *100-100).
Отрицательная динамика наблюдается по вахтовому, специальному, грузовому транспорту.
Причиной являлось, с одной стороны – сокращение объемов транспортных услуг у заказчиков, а с другой стороны - совершенствование коммерческой и эксплуатационной деятельности.
В структуре арендованного подвижного состава за 3 года произошли следующие изменения (на конец 2013г):
- удельный вес вахтового подвижного состава -34%, снижение составило 28.6%;
- удельный вес грузового подвижного состава -11%, снижение составило 15,2%;
- удельный вес специального подвижного состава – 50 %, снижение составило 41,4%.
Структура арендованного основного капитала, используемого ООО «Восток» в коммерческой деятельности, приведена в таблице 1.3.
Таблица 1.3 - Структура арендованного основного капитала
Наименование |
2011 |
2012 |
2013 |
Отклонение | ||||
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% |
Кол-во |
% | |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
1. Здания |
7420 |
3 |
7243 |
5 |
7071 |
5 |
-349 |
2 |
2. Сооружения |
19485 |
9 |
1914 |
12 |
18751 |
14 |
-734 |
5 |
3.Машины и оборудование |
20688 |
9 |
18412 |
11 |
16387 |
13 |
-4301 |
4 |
4. Транспортные средства |
169330 |
78 |
115598 |
71 |
87472 |
67 |
-81858 |
-11 |
5. Другие |
2042 |
1 |
1899 |
1 |
1766 |
1 |
-276 |
- |
Итого: |
218965 |
100 |
162266 |
100 |
131447 |
100 |
-87518 |
- |
Структура основных фондов автотранспортных организаций различается в зависимости от их целевого назначения, размеров, географического фактора, производственной базы и ее технического уровня, их во всех случаях характеризуется высоким удельным весом стоимости подвижного состава.
В составе основного капитала, арендованного у ОАО «Роснефть», наибольший удельный вес составляли в течение отчетного периода транспортные средства (от 78% в 2011году до 67 % в 2013 году).
Машины и оборудование в общей структуре арендованного имущества составили 9-13% ; здания 3-5%; сооружения 9-13% .
Структура подвижного состава по количеству и сроку службы приведена в таблице 1.5.
Таблица 1.5 - Структура подвижного состава по количеству и сроку службы
Наименование |
Срок службы |
Количество | |
2011 г. |
2013 г. | ||
1 |
2 |
3 |
4 |
КамАЗ |
2004-2013 |
86 |
57 |
Урал |
2004-2013 |
208 |
137 |
Краз |
2004-2013 |
97 |
61 |
МАЗ |
2005-2013 |
2 |
1 |
Тракторная техника |
2003-2013 |
13 |
9 |
ВАЗ |
2006-2013 |
37 |
24 |
ГАЗель |
2008-2013 |
3 |
6 |
Соболь |
2009-2013 |
4 |
12 |
ЗИЛ-131 |
2004-2013 |
17 |
11 |
Икарус |
2001-2013 |
4 |
- |
ЛАЗ |
2002-2013 |
3 |
- |
Тойота |
2006-2013 |
33 |
15 |
Нисан |
2006-2013 |
2 |
1 |
Вольво |
2008-2013 |
1 |
1 |
Дэу |
2009-2013 |
1 |
1 |
Мицубисси |
2007-2013 |
1 |
1 |
Либхерр |
2008-2013 |
1 |
1 |
Татра-815 |
2001-2013 |
1 |
1 |
Кавз |
2007-2013 |
5 |
4 |
Итого: |
519 |
340 | |