Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 05:56, курсовая работа
В настоящее время одним из самых распространенных рыночных структур являются монополии и олигополии. Однако в чистом виде монополии сохранились лишь в немногих отраслях экономики. Наиболее же преобладающей формой современной рыночной структуры является олигополия. Именно о олигополии и рассказано в этом реферате.
Термин “олигополия” применяется в экономике для описания рынка, на котором существуют несколько фирм, отдельные из которых контролируют значительную долю рынка.
ВВЕДЕНИЕ
1глава. Теоретические аспекты олигополистических рынков.
1.1 Сущность олигополии…………………………………………………….
1.2.Формы взаимодействия фирм на олигополистических рынках,факторы их определяющие…………………………………………….
2 галва. Формы сотрудничества фирм на олигополистическом рынке.
2.1.Картель………………………………………………………………..
2.2. Лидерство в ценах…………………………………………….
2.3. Ценообразование издержки + …………………………………………….
2.4.
3 глава.Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации .
3.1. Основные характеристики олигополистического рынка в РФ
3.2. Формы взаимодействия фирм на олигополистическом рынке в экономике РФ
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
Автомобильная промышленность является одной из самых "больных" отраслей Российской экономики. На производстве автомобилей занято более 1 млн. человек, предприятия как правило являются градообразующими. Однако продукция автопрома чаще всего неконкурентоспособна не только на внешнем рынке, но и на внутреннем. Единственное в большинстве своем преимущество отечественных автомобилей перед импортными - преимущество в цене постепенно невелируется.
Особенно это касается "Автоваза", который постепенно уменьшает выпуск "дешевых" моделей, расчищая нишу для отечественных производителей ("ИЖавто") и для иностранных конкурентов, в первую очередь корейских компаний. Ставка на "Шевроле Нива", казалось бы, себя оправдала за 2004 год объем производства вырос на 1,2%. Но по итогам первого квартала 2005 года Волжский автозавод снизил объемы производства по сравнению с тем же периодом 2004 года на 4,7 процента. Все же "Автоваз" несомненный лидер в производстве легковых автомобилей от 70 - 75 % всех произведенных ежегодно. Объем реализации продукции в 2004 году составил 3,9 млрд $, для сравнения у "ГАЗа" - 1,1 млрд $ Государство проводит активную протекционистскую политику по отношению к автопрому. Благодаря высоким пошлинам на иномарки и стабильному росту спроса на внутреннем рынке, "Автоваз" ежегодно испытывает рост. Однако уже в 2003 году каждый третий купленный в России автомобиль - иномарка.
На примере рынка легковых автомобилей можно проследить ситуацию лидерства в ценах, когда один самый крупный производитель диктует цены на продукцию остальным. В данном случае таким производителям является "Автоваз". Именно данная компания является основным переговорщиком с правительством по поводу защиты отрасли. Превосходя конкурентов по объемам продаж в 8 - 10 раз, имея большую рентабельность, вследствие масштаба производства "Автоваз" разумеется является безусловным лидером.
Нельзя обойти стороной и "родной" "ГАЗ". Он как я уже писал ниже может стать центром целого сконцентрированного холдинга под контролем "Сибала". Автозавод по 2002 год увеличивал долю производства грузовиков и уменьшал производство легковых автомобилей. Но в 2003-2004 годах рынок малых грузовиков похоже пришел в состояние насыщения, в производстве наблюдался некоторый спад.
Одновременно очков автозаводу не добавила компания против "Газелей" в качестве микроавтобусов. А ситуация с "ЗМЗ" вовсе могла сделать автозавод банкротом.
По прогнозам специалистов рынок легковых автомобилей к 2010 году в России возрастет до 2,5 млн. единиц, В 2004 году рынок легковых автомобилей в РФ составил 1 млн. 619 тысяч единиц. При этом их производство в 2004 году составило 1 млн. 110 тысяч единиц, а в 2010 году возрастет до 1,3- 1,9 млн. Объем производства будет зависеть от объема отечественных и зарубежных инвестиций. В ближайшие 1,5-2 года цены на отечественные автомобили приблизятся вплотную к ценам на некоторые зарубежные модели. Что не может не сказаться на конкурентоспособности наших предприятий. По прогнозам "Института Адама Смита" уже к 2006 году в России иномарок будут покупать больше, чем отечественных автомобилей, а к 2010 году их доля составит 66% .
Из такого положения у отечественных компаний есть несколько путей выхода. 1) Создание совместных предприятий. Наподобие совместного предприятия "ВАЗ" и "Дженирал Моторз" по производству "Шевроле Нива". Такое сотрудничество выгодно для иностранных компаний, ведь они снижают издержки в виде пошлин. Для российских же компаний это один из основных способов выживания в конкурентной среде. Второй способ - комплексная перекапитализация, создание новой конкурентоспособной продукции на основе новых технологий. Так тот же "Автоваз" проводит перекапитализацию сроком 8 лет.
3.2. Формы взаимодействия
фирм на олигополистическом рын
В зависимости от ситуации, некоторые олигополии могут действовать во многом так, как совершенно конкурентные рынки, имея цены равные или близкие к предельным издержкам. Другие, заключив или не заключив открытое соглашение, могут действовать больше как монополии, имея цены выше предельных издержек, и, в результате, - большие чистые убытки.
Когда экономисты не могут ответить на вопрос о положении на рынке с помощью чистой теории, они прибегают к статистическим методам. В идеале следовало бы измерить разрыв между ценой и предельными издержками в точке рыночного равновесия, но такая возможность открывается очень редко. При отсутствии достоверных данных о предельных затратах допустимо использовать косвенный подход. Если удается установить, что фирмы в концентрированных отраслях получают прибыли, превышающие альтернативную стоимость капитала, можно заключить, что они ведут себя больше как монополисты, чем как совершенные конкуренты. Если, с другой стороны, фирмы в отраслях с высоким уровнем концентрации получают только “нормальные доходы”, при которых нормы прибыли на капитал в более и в менее концентрированных отраслях. По этой причине многие споры о взаимодействии фирм на рынке в условиях олигополии фокусируются на нормах прибыли.
Первым, кто попытался,
систематизировано применить
Заключение.
Помимо факторов,
определяющих рыночный спрос и рыночное
предложение, уровень равновесной
цены зависит от характеристик рынка,
на котором осуществляются торговые
сделки. Характеристики рынка формируются
как условиями его функционирования (открытый
— закрытый, организованный — стихийный
и пр.), так и объектами совершаемых на
нем сделок (недвижимость, услуги, патенты,
облигации и пр.). Совокупность нескольких
характеристик рынка образует его структуру,
или тип. Путем сочетания различных свойств
рынка можно составить большое число рыночных
структур, но наиболее распространенными
из них на рынке благ являются олигополия,
совершенная конкуренция, монополия и
монополистическая конкуренция.
В условиях олигополии специфическим
фактором ценообразования является многовариантный
стратегический план реакции производителя
на ожидаемые действия немногочисленных
конкурентов. Из-за неоднозначности ответных
реакций олигополистов не существует
единой теории олигопольного ценообразования.
Но в любом случае цена на рынке олигополии
предложения при прочих равных условиях
превышает цену, складывающуюся на рынке
совершенной или монополистической конкуренции,
и ниже монопольной цены. Наиболее заметная
черта олигополии состоит в немногочисленности
действующих на рынке фирм. В олигополистической
отрасли, как и при монополистической
конкуренции, наряду с крупными часто
действует немало мелких фирм. Однако
на несколько ведущих компаний приходится
столь большая часть суммарного оборота
отрасли, что именно их деятельность определяет
развитие событий. Лидерство в ценах -
это одна из форм рыночного поведения
фирм - олигополистов, при которой все
конкуренты на данном рынке следуют в
фарватере ценовой политики ведущей или
господствующей фирмы олигополиста.
Информация о работе Анализ олигополистических рынков в экономике Российской Федерации