Анализ ресурсного потенциала организации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Февраля 2015 в 16:56, контрольная работа

Описание работы

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей.

Файлы: 1 файл

1задание. docx.docx

— 67.39 Кб (Скачать файл)

Глава 1. Анализ ресурсного потенциала организации

Задание №1. Определить степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от продаж по сравнению с прошлым годом

От обеспеченности предприятия трудовыми ресурсами и эффективности их использования зависят объем и своевременность выполнения всех работ, эффективность использования оборудования, машин, механизмов и как результат – объем производства продукции, её себестоимость, прибыль и ряд других экономических показателей. [2]

Показателем производительности труда является среднегодовая выработка продукции одним рабочим. Величина ее зависит не только от количества рабочих, но и от количества отработанных ими дней и продолжительности рабочего дня.

Степень влияния отдельных факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов, на прирост выручки от реализации продукции по сравнению с прошлым годом представлена в таблице 1.1

Таблица 1

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных

факторов, связанных с использованием трудовых ресурсов

Показатель

Прошлый год

Отчетный год

Динамика показателя (в %)*

Разница в процентах (+,-)**

Расчет влияния фактора***

Влияющий фактор

1. Численность рабочих

9750

10725

110,000

10,000

723839,9

0****

2. Число отработанных человеко-дней

2340000

2627625

112,292

2,292

165879,977

-6912,05

3. Число отработанных человеко-часов

18720000

20495475

109,484

-2,807

-203202,97

17944,99

4. Объем продаж (без НДС)

7238399

8243819

113,890

4,406

318903,095

84160,6


 

В отчетном году на предприятии наблюдается рост среднесписочной численности рабочих (на 975 человек), при этом увеличилось количество отработанных человеко-дней (на 287625,0), что можно объяснить сокращением количества часов, отработанных всеми рабочими (на 1775475,0) при одновременном увеличении количества дней работы (на 5 день). В отчетном году наблюдается увеличение выручки от продаж (на 8243819,0 – 7238399,0 = 1005420,0 тыс. руб. или на 13,89 %).

Вср.1р=Vпр/Nр*Nд*Рср

Где: Вср.1р-средняя выработка одного рабочего

N -объем продаж; Nр- число рабочих; Nд- число отработанных дней

Рср- средняя продолжительность одного дня

Nд= Чд/ Nр

Где: Чд- число отработанных человеко-дней

Рср-=Чч-Чд

Где:Чч- число отработанных человеко-часов

N= Рср* Чд* Рср

N= Вср.1р*Чч

Следовательно, необходимо установить связь между изменением объема продаж и изменением числа рабочих, среднего числа дней, отработанных одним рабочим, средней продолжительностью рабочего дня, среднечасовой выработкой одного рабочего.

N=R*Dn*Tчасов*Dчасов

Отсюда найдем влияние изменения каждого фактора на изменение объема продаж:

Расчет влияния трудовых факторов на изменение выручки от продаж производился методом абсолютных разниц.

а) влияние изменения численности рабочих

D V (N) = (10725 - 9750) * 240 * 8,0 * 0,38667 = + 723839,9 тыс. руб.

т.е. при увеличении средней численности рабочих на 975 человек объем продаж вырастет на 723839,9 тыс. руб.;

б) влияние изменения количества дней, отработанных одним рабочим

D V (Д) = 10725 * (245 – 240) * 8,0 * 0,38667 = +165879,977 тыс. руб.

Рост числа дней отработанных одним рабочим на 5 дней приведет к увеличению объема продаж на 165879,977 тыс. руб.;

в) влияние изменения продолжительности рабочего дня

D V (ПРД) = 10725 * 245 * (7,8 – 8,0) * 0,38667 = - 203202,97 тыс. руб.

сокращение продолжительности рабочего дня (на 0,2 час.)  соответственно приведет к уменьшению объема продаж на 203202,97 тыс. руб.;

г) влияние изменения среднечасовой выработки одним рабочим

D V (В) = 10725 * 245 * 7,8 * (0,4022263 – 0,386667) = + 318903,095 тыс. руб.

В итоге получили, что при увеличении эффективности использования трудовых ресурсов (среднечасовой производительности труда) на 0,0155597 тыс. руб. объем продаж увеличится на 318903,095 тыс. руб.

Тогда общее изменение показателя выручки от продаж составит

D V = 723839,9 + 165879,977 – 203202,97 + 318903,095 = 1005420,0

Составим баланс отклонений

D V = V1 – V0 = D V(N) + D V(Д) + D V(ПРД) + D V(В)

100420,0 = 1005420,0

Видно, что все факторы (кроме продолжительности рабочего дня) оказали почти одинаковое положительное влияние на изменение выручки от продаж. Тогда  

Резерв (V) = * 8243819  – 8243819 = + 824381,9 тыс. руб.

Из произведенного анализа видно, что руководство организации прилагает усилия, направленные на повышение среднечасовой производительности труда. Объем продаж растет (на 1005420,0) за счет  увеличения среднечасовой выработки и количества числа дней.

Вывод. Объем продаж (без НДС) в отчетном году увеличился по сравнению с прошлым на *100% -100 % = 13,89%. При этом, число рабочих увеличилось 10,0% (*100% - 100 %), число отработанных человеко-дней увеличилось на 12,29% (), а число отработанных человеко-часов сократилось 9,48%.

Факторный анализ заключается в выявлении взаимосвязи между показателями: в измерении количественного влияния отдельных показателей на изменение другого, совокупного показателя. Мы можем выявить потенциал только по количеству отработанных человеко-дней, так как он оказывает положительное влияние на объем продаж.

 

 Задание №2.

 Кроме факторов, связанных с  использованием трудовых ресурсов  на объем выручки также влияют  факторы, связанные с использованием  материалов. Потребность предприятия  в товарно-материальных запасах  определяется в разрезе их  видов на нужды основной и  не основной деятельности предприятия  и на запасы, необходимые для  нормального функционирования предприятия. Эффективность использования материальных  ресурсов характеризует показатель  материалоотдача и материалоемкость.

Материалоотдача – означает выпуск продукции с 1 руб. израсходованных материальных ресурсов. Как известно,      

Мо=Мз/V

Где: Мо - материалоотдача, Мз - стоимость материалов в себестоимости продаж, V - объем продаж.

Отсюда: 

 

V = Мз*Мо,

Определим материалоотдачу продукции в базовом и отчетном периоде (табл. 2):

Таблица 2

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных

факторов, связанных с использованием материалов

Показатель

Условное обозначение

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

А

Б

1

2

3

1. Объем продаж (без НДС)

V

7238399

8243819

1005420

2. Стоимость материалов в себестоимости  продаж

МЗ

4211690

4756320

544630

3. Коэффициент материалоотдачи проданной продукции

К Мо

1,7186

1,7332

0,0146

Влияние на объем продаж (V) следующих факторов

       

Изменение стоимости израсходованных материалов в

Δ V (МЗ)

х

х

936025,50

Изменение материалоотдачи продаж

Δ V (Мо)

х

х

69394,50


 

Используя материалы таблицы 2, проведен расчет влияния показателей использования материалов на изменение выручки от продаж. Для расчета использовалась следующую факторную модель:

V = МЗ * К Мо 

В данном случае наблюдается кратная функциональная зависимость, т.е. факторные показатели выступают как множители.

Расчет влияния факторов использования материалов на изменение выручки от продаж производился методом цепных подстановок. По результатам расчетов можно сделать следующие выводы:

Δ V (МЗ) = МЗ1* КМо – МЗ0 *К М0 = D МЗ * КМ0 =

= 4756320 * 1,7186 – 4211690 * 1,7186 = + 936025,0

при росте стоимости материалов в себестоимости продаж (на 544630,0) показатель выручки от продаж увеличится на 936025,5 тыс. руб.;

Δ V (Мо) = МЗ1* КМ1 – МЗ1 *К М0 =  МЗ1 * DКМ =

= 4756320 * 1,7332 – 4756320 * 1,7186 = + 69394,5

при увеличении показателя использования материалов (на 0,0146) показатель выручки от продаж также увеличится на 69394,50 тыс. руб.;

Тогда общее изменение показателя выручки от продаж составит

∆ V = + 936025,5 + 69394,5 = +1005420,0 тыс. руб.

Составим баланс отклонений

∆ V = V1 – V0 = Δ V (МЗ) + Δ V (Ме)

1005420,0 = 1005420,0

Очевидно, что положительное влияние на изменение выручки от продаж оказало увеличение стоимости материалов в себестоимости продаж (на 544630,0 тыс. руб.) и незначительному росту показателя материалоотдачи (на 0,0146).

При определении резерва увеличения объема продаж за счет улучшения использования материалов учитываем, что резервом в нашем случае можно считать их снижение по сравнению с расходом, обусловленным производственными нормами

Резерв  (V) = * 8243819  – 8243819 = +1066040,262 тыс. руб.

 

Задание №3.

Важным фактором производства и одним из основных ресурсов на предприятии являются основные промышленно-производственные фонды. Основные производственные фонды (или основные средства) являются одним из важнейших факторов любого производства. Их состояние и эффективное использование прямо влияет на конечные результаты хозяйственной деятельности предприятия.

На объем продаж оказывают влияние и другие факторы, связанные с использованием основных средств: изменение среднегодовой стоимости основных средств, доли активной части  в общей стоимости основных средств, общего времени работы активной части основных средств, выручки от продаж в расчете на 1 час работы активной части основных средств.

Определим выработку продукции за машино-час Вч в базовом и отчетном периоде (табл. 3):

Таблица 3

Анализ степени влияния на объем продаж отдельных

факторов, связанных с использованием основных средств

Показатель

Условное обозначение

Предыдущий год

Отчетный год

Изменение (+,-)

А

Б

1

2

3

1. Объем продаж (без НДС)

V

7238399

8243819

1005420

2. Среднегодовая первоначальная  стоимость активной части производственных  основных средств, тыс. руб.

ОС ак

918386

1124517

206131

3. Количество дней в году, в  течение которых активная часть  производственных основных средств  находилась в рабочем состоянии

Р Д

240

245

5

4. Коэффициент сменности работы  оборудования

К см

1,3

1,5

0,2

5. Средняя продолжительность смены, час.

П см

8

7,8

-0,2

6. Объем продаж, приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части  основных средств за 1 машино-час  работы оборудования, тыс. руб.

В Ч

0,0032

0,0026

-0,0006

Влияние на изменение объема продаж (D V) следующих факторов:

       

Изменение первоначальной стоимости активной части производственных основных средств, тыс. руб.

DОС ак

х

х

1624652,841

Изменение количества дней, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии

D Р Д

х

х

184646,9134

Изменение коэффициента сменности

D К см

х

х

1391953,655

Изменение средней продолжительности смены

D П см

х

х

-260991,3102

Изменение продукции,  приходящийся на 1 тыс. руб. стоимости активной части основных средств за 1 машино-час работы оборудования, тыс. руб.

DВ ч

х

х

-1934842,099


 

Для определения степени влияния отдельных факторов, связанных с использованием основных средств, на прирост выручки N от реализации продукции составим четырехфакторную детерминированную мультипликативную модель зависимости выручки   N от среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств ОСпр, количества дней в году, в течение которых активная часть производственных основных средств находилась в рабочем состоянии Чд,  коэффициента сменности оборудования , средней продолжительности смены Чч и выработки продукции за машино-час Вч:

   

D V1 = D ОС пр * Чд * К см * Чч * Вч =

= (+206131) * 240 * 1,3 * 8,0 * 0,0032 = + 1624652,841 тыс. руб.

 

т.е. при увеличении среднегодовой стоимости основных средств (на 206131,0 тыс. руб.) объем продаж вырос на 1624652,841 тыс. руб.;

 

DV2 = ОС пр * DЧд * Ксм * Чч * Вч = 1124517 * (+5) * 1,3 * 8,0 * 0,0032 = 184646,91 тыс. руб.

 

увеличение количества дней в году, в течение которых активная часть производственных средств находилась в рабочем состоянии, на 1 день привело к росту объема продаж на 184646,91 тыс. руб.;

 

D V 3 = ОС пр * Чд * DК см * Чч * Вч = 1124517 * 245 * (+0,2) * 8,0 * 0,0032 = 1391953,655 тыс. руб.

 

в свою очередь, увеличение коэффициента сменности работы оборудования (на 0,2) привело также к росту объема продаж на 1391953,655 тыс. руб.

 

D V4 = ОС пр * Чд * К см * DЧч * Вч = 1124517 * 245  * 1,5 * (-0,2) * 0,0032 = - 260991,3102 тыс. руб.

D V5 = ОС пр * Чд * К см * Чч * DВч = 1124517 * 245  * 1,5 * 7,8 * (-0,0006) = - 1934842,099 тыс. руб.

 

Тогда общее изменение показателя выручки от продаж составит

 

∆ V = 1624652,841 + 184646,9134 + 1391953,655 – 260991,3102 – 1934842,099

= + 1005420,0 тыс. руб.

Составим баланс отклонений

∆ V = V1 – V0 = DV1 +DV2 +DV3 +DV4 + D V5

1005420,0 = 1005420,0

Как видно из расчетов, наибольшее увеличение объема продаж произошло за счет  увеличения выработки продукции за один машино-час и увеличения количества дней в году, в течение которых активная часть производственных средств находилась в рабочем состоянии. Однако следует отметить, что объем продаж, сократился за счет уменьшения средней продолжительности смены. Это свидетельствует о том, что предприятие в основном приобретает основные средства, но либо на них некому работать либо не хватает материальных запасов для работы, поэтому часть оборудования остается не использованной.

Как видно из расчетов, наибольшее приращение объема продаж получено за счет  увеличения среднегодовой первоначальной стоимости активной части производственных основных средств. Однако следует отметить, что объем продаж, уменьшился за счет уменьшения выработки продукции за машино-час. Это говорит о том, что предприятие приобретает основные средства, но либо на них некому работать либо не хватает материальных запасов для работы, поэтому часть оборудования остается не использованной.

Информация о работе Анализ ресурсного потенциала организации