Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Августа 2013 в 13:42, курсовая работа

Описание работы

Цель работы – рассмотреть рынок труда, его элементы и их наличие в экономике России.
Поставленная цель требует решения следующих задач:
1. Дать характеристику рынка труда как неотъемлемого элемента общественных отношений, определив его структуру и основные элементы.
2. Проанализировать современное состояние рынка труда в России.
3. Рассмотреть рынок труда Владимирской области.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Рынок труда как неотъемлемый элемент общественных отношений 4
1.1. Структура рынка труда, его основные элементы 4
1.2. Современное состояние рынка труда в России 12
Глава 2. Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области 22
Заключение 32
Список литературы 33

Файлы: 1 файл

Рынок труда - курсовая.doc

— 604.00 Кб (Скачать файл)

 

В конце марта 2007г., по оценке, 5,3 млн.человек, или 7,2% экономически активного населения, классифицировались как безработные (в соответствии с методологией Международной Организации Труда).

В государственных учреждениях  службы занятости населения в  качестве безработных было зарегистрировано 1,7 млн.человек, в том числе 1,5 млн.человек  получили пособие по безработице7.

Динамика численности  безработных на конец марта 2007 года представлена в таблице 2.

 

Таблица 2

Динамика численности  безработных на конец марта 2007 г.

 

Общая численность 
безработных

Численность официально  
зарегистрированных безработных

тыс. 
человек

в % к

тыс. 
человек

в % к

соответст-вующему  
периоду предыдуще- 
го года1)

преды- 
дущему  
периоду

соответст-вующему  
периоду предыдуще- 
го года

преды- 
дущему  
периоду

2006г.

Январь

5688

95,0

101,9

1839

94,9

100,5

Февраль

5792

97,3

101,8

1906

94,4

103,7

Март

5707

99,3

98,5

1905

95,4

100,0

I квартал  
(в среднем за месяц)

5729

97,2

103,8

1883

94,9

107,4

Апрель

5622

101,1

98,5

1875

95,1

98,4

Май

5536

103,1

98,5

1793

95,2

95,6

Июнь

5324

98,9

96,2

1732

95,4

96,6

II квартал  
(в среднем за месяц)

5494

101,0

95,9

1800

95,2

95,6

Июль

5111

94,6

96,0

1721

95,7

99,3

Август

4900

90,3

95,9

1707

96,7

99,2

Сентябрь

4933

90,0

100,7

1656

96,6

97,0

III квартал  
(в среднем за месяц)

4981

91,6

90,7

1695

96,3

94,1

Октябрь

4966

89,7

100,7

1634

96,7

98,7

Ноябрь

4999

91,2

100,7

1678

96,4

102,7

Декабрь

5133

90,1

100,7

1742

95,2

103,8

IV квартал  
(в среднем за месяц)

5033

91,2

101,0

1684

96,1

99,4

Год  
(в среднем за месяц)

5309

94,9

 

1766

95,6

 

2007г.

Январь

5267

92,6

102,6

1742

94,7

100,0

Февраль

5400

93,2

102,5

1744

91,5

100,1

Март

5333

93,4

98,8

1711

89,8

98,1

I квартал  
(в среднем за месяц)

5333

93,1

106,0

1733

92,0

102,9

1) C января 2006г.  по октябрь 2006г. темпы роста  к соответствующему периоду предыдущего  года рассчитаны с учетом численности официально зарегистрированных безработных по Чеченской Республике.


Россию необходимо выводить из сложившегося «равновесия» между низким уровнем заработной платы, скрытой безработицей и отсутствием продуктивных рабочих мест, подтолкнуть к формированию более динамичного и продуктивного рынка труда.

С точки зрения развития рынка труда особое значение имеют  три сегмента этой политики:

  • формирование динамичного рынка труда за счет реструктуризации предприятий и создания рабочих мест на новых предприятиях;
  • регулирование рынка труда (правила найма и увольнения работников и характер трудовых договоров; учет фактического исполнения законов; баланс законодательного, коллективного и рыночного регулирования);
  • система социальной защиты работников (страхование от безработицы и другие меры поддержки уровня доходов; разработка активных программ развития рынка труда; разделение ответственности между регионами и федеральным правительством).

Каковы пути повышения  эффективности отечественного рынка труда?

Помимо оздоровления экономической конъюнктуры и выхода из кризиса, это, прежде всего, более активная государственная политика как непосредственно в сфере занятости, так и в области доходов. До настоящего времени государственная политика на рынке труда была ориентирована на достижение краткосрочных целей, в первую очередь, на материальную поддержку части безработных, выплату пособий. Сегодня необходимо развернуть государственную систему подготовки и переподготовки кадров по приоритетным направлениям технического прогресса с учетом потребностей экономики.

Настало время выработать концепцию и программу государственного регулирования в области занятости, в том числе и с учетом усиливающегося процесса международной миграции нашей рабочей силы. Думается, что она   должна включать как минимум пять основных подпрограмм:

  • стимулирование роста занятости в приоритетных отраслях экономики;
  • создание общественных работ для безработных;
  • содействие найму;
  • социальная поддержка безработных;
  • регулирование международной миграции кадров.

 

 При этом важно, чтобы государственное вмешательство  осуществлялось в основном с помощью  экономических и правовых рычагов, с максимальным подключением предпринимательских структур,  а не административных мер.

 

Глава 2. Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области

 

На начало 2006 года в г. Владимире насчитывалось 212693 человека в трудоспособном возрасте, в том числе мужчин - 105710 человек, женщин - 106983  человека.

Среднесписочная численность  работников, занятых в отраслях экономики города (на крупных и средних предприятиях), за 2006 год составила 110,6 тыс. человек (97,7 к соответствующему периоду 2004 года).

Увеличилась численность  занятых в сфере государственное  управление и обеспечение военной  безопасности; обязательное соцобеспечение на 12,3, в транспорте и связи – на 7,1%, в здравоохранение и предоставлении социальных услуг на 0,7%.

В 2006 году в центр занятости г. Владимира обратилось в поиске работы 14432 человека, из них 12130 человек (84 процента) - незанятые граждане, 8310 человек (57,6 процента) - женщины.

Доля работающих граждан, желающих сменить работу, уменьшилась по сравнению с 2005 годом на  127  человек и составила 408 человек.

Среди обратившихся граждан 1427 пенсионеров (в 2005 году - 1305), из них по инвалидности - 685 (в 2005 году - 665).

Состав граждан, обратившихся в центр занятости, по профессиональной принадлежности выглядит следующим образом: 27 процентов - служащие; 38,2 процента - рабочие;  34,8 процентов – ранее не  работавшие, ищущие работу впервые и другие (таблица 1).

В течение 2006 года 64565 человек получили консультационные услуги.

К концу 2006 года численность граждан, незанятых трудовой деятельностью, зарегистрированных в центре занятости, составляла  3686 человек и увеличилась за год на 9,2 процента (311 человек).

 

Таблица 3

Состав граждан, обратившихся в центр занятости по вопросу трудоустройства (человек)

 

2002 год

2003 год

2004 год

2005 год

2006 год

 

всего

из них жен-щин

всего

Из них жен-щин

всего

из них жен-щин

Всего

из них жен-щин

всего

из них жен-щин

 

Всего:

 

11068

 

5922

 

11959

 

6426

 

12639

 

6670

 

13476

 

7351

 

14432

 

8310

в том числе:

занятые трудо-вой деятель-ностью

 

 

1443

 

 

763

 

 

610

 

 

336

 

 

599

 

 

316

 

 

535

 

 

308

 

 

408

 

 

241

 

учащиеся, же-лающие рабо-тать в свобод-ное от учебы время

 

 

 

2023

 

 

 

1020

 

 

 

2122

 

 

 

1014

 

 

 

1786

 

 

 

762

 

 

 

1672

 

 

 

796

 

 

 

1894

 

 

 

728

 

незанятые

 

7602

 

4139

 

9227

 

5076

 

10254

 

5592

 

11269

 

6247

 

12130

 

7341

 

пенсионеры

 

661

 

361

 

882

 

452

 

972

 

526

 

1305

 

763

 

1427

 

860

из  них:

по инвалидности

 

293

 

143

 

408

 

189

 

421

 

214

 

665

 

339

 

685

 

342


 

Спрос на рабочую силу, заявленный предприятиями в центр  занятости на конец 2006 года, увеличился по сравнению с началом года на 739 единиц и составил 2926 вакансий. Большую часть заявок (74,8 процента от общего спроса) предоставили предприятия негосударственного сектора.

На конец 2006 года на 1 вакансию претендовали  1,3 незанятых гражданина.

Дисбаланс спроса и предложения, высокие требования работодателей  к квалификации работников и другие ограничения (состояние здоровья, возраст, наличие малолетних детей и прочее) затрудняют трудоустройство граждан. Кроме того, трудоустройство осложняется предложением вакансий с низким уровнем заработной платы.

Численность высвобожденных работников с декабря 2005 года по ноябрь 2006 года составила 2689 человек. Основная часть работников (79,7 процента) высвобождалась с предприятий промышленности, организаций жилищно-коммунального хозяйства и бытового обслуживания,  управления, здравоохранения, социального обеспечения, культуры, науки, транспорта и связи.

Динамка высвобождения  работников представлена в таблице 4.

Таблица 4

Динамика высвобождения  работников

 

 

Отрасль

Число предприятий, сообщивших сведения о высвобождении работников,  единиц

Численность работников, намеченных к высвобождению,

человек

 

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

2002

год

2003

год

2004

год

2005

год

2006

год

 

Всего

 

247

 

167

 

119

 

124

 

153

 

1653

 

1358

 

1432

 

1548

 

2689

в том числе:

промышленность

 

45

 

47

 

38

 

29

31

 

310

 

275

 

604

 

796

804

сельское хозяйство

8

1

4

7

6

76

7

29

93

47

транспорт  и связь

28

20

13

8

12

313

99

185

28

237

строительство

28

9

8

9

9

111

48

37

43

35

торговля и общественное питание

 

22

 

12

 

5

 

8

 

16

 

61

 

119

 

10

 

52

 

94

жилищно-коммунальное хозяйство  и бытовое обслуживание населения

 

19

 

13

 

13

 

9

 

15

 

248

 

204

 

244

 

113

 

495

здравоохранение, социальное обеспечение, культура, наука

 

 

30

 

 

21

 

 

17

 

 

9

 

 

23

 

 

97

 

 

97

 

 

258

 

 

79

 

 

275

кредитование, финансы, страхование

 

8

 

4

 

 

5

4

 

46

 

16

 

 

42

48

управление

42

29

13

26

25

327

422

52

263

332

другие отрасли

17

11

8

14

12

64

71

13

39

322


 

Анализ проведен  по данным предприятий, сообщивших в центр занятости сведения о предстоящем высвобождении работников

В центр занятости  обратились в поиске работы 1777 граждан, уволенных в связи с ликвидацией предприятия, либо сокращением численности или штата работников организации.

Динамика потребности  в рабочей силе представлена на рис.1.

 

Рис. 1. Динамика потребности  в рабочей силе

(на конец года, человек)

 

Распределение вакансий на предприятиях различных форм собственности  в 2006 году можно проследить на рис.3

 

 

Рис.2. Распределение вакансий на предприятиях различных форм собственности в 2006 году (единиц)

Распределение вакансий по отраслям в 2006 г. представлено в табл. 5.

 

 

 

Таблица 5

 

Распределение вакансий по отраслям в 2006 году (единиц)

 

Отрасль

Всего

в т.ч.

рабочие

 

Всего

25755

20341

в том числе:

промышленность

7446

6340

сельскохозяйственное  производство

1349

1214

транспорт и связь

1009

865

строительство

3249

2873

торговля и общественное питание

3207

2436

жилищно-коммунальное хозяйство  и бытовое обслуживание населения

 

1533

 

1342

здравоохранение, социальное обеспечение, образование, культура, наука

2771

1517

кредитование, финансы,  страхование

87

17

управление

1215

391

другие отрасли

3889

3346


 

Официальный статус  безработного в 2006 году получили 8235 человек, что на 25,9 процента  больше, чем в 2005 году.

Информация о работе Анализ рынка труда, занятости и безработицы во Владимирской области