Анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Апреля 2013 в 18:32, реферат

Описание работы

Цель исследования – анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России (на примере ТТИ ЮФУ).
Задачи исследования:
1. Определить демографическую ситуацию в стране.
2. Рассмотреть научно-техническую и социально-экономическую среду.
3. Изучить рынок образовательных услуг.
4. Изучить конкурентную среду вуза.
5. Изучить продукцию вуза.

Содержание работы

Введение
3
Основные результаты исследования:
5
- Демографическая ситуация
9
- Научно-техническая и социально-экономическая среда
9
- Рынок образовательных услуг
9
- Конкурентная среда
10
- Продукции вуза
11
- Ценообразование
13
- Профессорско-преподавательский состав (ППС)
13
- Процесс обучения
14
- Реклама
14
рекомендации
16
Заключение
18
Список литературы

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ.doc

— 126.00 Кб (Скачать файл)

Все эти параметры  легли  в основу  разработке общекультурных и профессиональных компетенций 2-х уровневой системы образования.

В современных условиях перехода к 2-х уровневой системе образования разработку магистерских программ можно проводить не по специальностям, а на основе конкретных навыков и компетенций, причем по достаточно широким направлениям. Магистратура в этой концепции должна рассматриваться как зеркало спроса на рынке труда на специалистов, их компетенции и навыки. Магистратура должна стать базой для формирования фундаментальных знаний бакалавриата. Магистерские программы должны стать основой для вариативности программ бакалавриата. Магистерские программы могут обойтись без больших затрат на рекламу, если в них будут участвовать крупные компании.

Также необходимо проводить мониторинг выпускников на рынке труда. Эту работу надо продолжать и сделать ее постоянной.

Для того, чтобы  имеет четкое представление о  подготовленных специалистах,  необходимо целенаправленно создать Службу содействия занятости, усилить здесь исследовательскую работу, формировать базу данных о выпускниках по всем направлениям подготовке. ССЗ должна стать исследовательским центром рынка карьеры, экспертом рынка труда и образования, механизмом обратной связи вуза и работодателя. Результатом ее работы должны быть рекомендации по формированию необходимых компетенций в различных отраслях и сферах деятельности, которые рассматриваются в качестве основы открытия и настойки магистерских программ подготовке специалистов для конкурентного рынка труда.

Ценообразование.

Как формируется  ценообразование вуза. В основном проводится мониторинг цен конкурентов и это становится главным аргументом. Позиция, которую занимают абитуриенты при выборе будущей специальности, существенно не меняет их выбора в том случае, если диапазон цен в разных вузах не превышает разницу 15-20 %. В последнее время все более преобладает дифференцированный подход к назначению цены на ОП, что является правильным и обоснованным с точки зрения рынка. Но есть одна проблема – это проблема скидок. Долго и упорно ведутся разговоры на эту тему. Понять, почему мы не можем внутри вуза законодательно принять систему скидок сложно. Этап процедуры требует изучения. У факультета есть заинтересованность в привлечение дополнительных средств, участие в рекламных мероприятиях, способствующих увеличению объема платного набора студентов. Необходимо разработать механизмы материального стимулирования по привлечению и учету зарабатываемых дополнительных денежных средств на уровне кафедр, в первую очередь, выпускающих кафедр.

Профессорско-преподавательский  состав (ППС).

Необходимо  разрабатывать понятные и соответствующие механизмы материального и морального стимулирования для преподавателей и сотрудников. Для этого должны проводиться конкурсы по таким показателям, как: уважение  и признание студентами преподавателя, в качестве интересного педагога, выступление на ТВ и в других СМИ,  количество публикаций и цитирований, подготовка качественных методических материалов, использование активных методов обучения, знание иностранных языков и использование их в лекциях, проведение занятий с иностранными студентами и другая академическая, педагогическая и PR – активность. Необходимо разработать критерии  карьерного роста от преподавателя до профессора. Этот рост должен стимулироваться, поощряться и приветствоваться, стать одним из показателей конкурса среди факультетов и кафедр.

Процесс обучения.

Следует обсудить проблему расширения возможности обучения студентами 3-5 курсов по индивидуальным планам. Посещаемость занятий этими студентами очень низкая. Работодатели не рассматривают возможность привлечения молодых специалистов по полученной специальности без 2-3 летнего стажа работы. Сокращение индивидуальных форм работы со студентами создает активный отток студентов платной формы обучения, вынужденным искать дополнительные средства для оплаты обучения. Многие переходят на вечернюю или заочную форму обучения, в т.ч. рассматривают и другие вузы.

Реклама.

Вуз не обращает внимания на различия между рыночными сегментами, а концентрирует внимание на их  общих характеристиках и подходит ко всему рынку, как к единому целому, с одинаковым для всех покупателей товаром. Этот тип маркетинга, более всего, характерен для некоммерческих организаций, в особенности образовательных учреждений, которые страдают тягой к стандартизации своих предложений, экономии затрат, не только на их производство, но и на их рекламу. Это массовое распространение, массовая реклама с односторонним обращением к потребителям через общедоступные традиционные средства (ТВ, радио, печатные издания, наружная, транспортная, мобильная реклама). Но, есть и двухстороннее обращение, которое применяется в прямом маркетинге: Дни открытых дверей по факультетам, работа в школах, лицеях, структурированная информация на сайте, мониторинг ССЗ студентов и выпускников, проведение ярмарок и выставок, постоянная оптимизация сайта, развитие баннерной, контекстной рекламы, другая коммуникационная работа в Интернете, работа в социальных сетях и пр. Есть необходимость обсуждения вопроса о создании специальной ивент-службы. Логично создать ее в рамках Пресс-службы. Задачи ивент-службы помощь подразделениям в организации, проведении и освещении научных, практических  семинаров, конференций,  и других постоянно возрастающих научных мероприятий, которые соответствуют росту популярности и имиджа ТТИ ЮФУ. Необходимо расширить ассортимент презентационных, информационных и рекламных материалов, направленных на повышение репутации, укрепления положительного имиджа, фирменного стиля  ТТИ ЮФУ, отвечающего современным требованиям качества и дизайна. Для этого необходимо предусмотреть отдельный рекламный бюджет на продвижение фирменного стиля ТТИ ЮФУ. Усилить рекламную активность ТТИ ЮФУ в СМИ, Интернет, социальных сетях. Осуществлять мероприятия по оптимизации сайта ТТИ ЮФУ и его продвижению в российском и международном Интернет пространстве. Необходимо проводить социологические и маркетинговые исследования, направленные на повышение лояльности студентов и  конкурентоспособности выпускников ТТИ ЮФУ на рынке труда. Также централизовано финансировать распространение информации об исследованиях, проводимых в университете. Необходимо проводить мониторинг лояльности студентов, их удовлетворенности получаемым образованием и положением в вузе. Результаты мониторинга должны  стать основными направлениями совершенствования своей работы.

Продумать, как  сделать публичными лекции известных преподавателей и ученых. Проводить семинары и конференции в честь известных ученых и ныне и в прошлом работающих в ТТИ ЮФУ.

 

 

 

 

 

РЕКОМЕНДАЦИИ.

1. Необходимо активно развивать вечернее, заочное обучение. Эти формы образования наиболее точно отображают спрос и соответствие современной демографической ситуации в последние годы. Но для этого эта деятельность, как и работа с магистратурой, должна иметь четкие организационно-управленческие формы. Наряду с бакалавриатом и специалитетом готовить привлекательные, пользующиеся спросом ОП магистратуры, второго высшего образования, аспирантуры.

2. Обратить внимание и разработать стратегию на продолжающий рост рынок экспорта высшего образования.

3. Дистанционное образование должно стать приоритетным стратегическим направлением развития образования на перспективу. Сайт и электронная почта должны стать понятным и удобным инструментом интерактивного взаимодействия студентов и преподавателей, руководства и исполнителей.

4. Организовать социально – психологический мониторинг, нацеленный на анализ причин, мотивов и предотвращения оттока платных студентов из ТТИ ЮФУ в рамках ССЗ станет эффективным и рентабельным инструментом.

5. Магистратура в этой концепции должна рассматриваться как зеркало спроса на рынке труда на специалистов, их компетенции и навыки. Магистратура должна стать базой для формирования фундаментальных знаний бакалавриата.

6. Создать на базе ССЗ исследовательский центр карьеры студентов и выпускников. Необходимо проводить социологические и маркетинговые исследования, направленные на повышение лояльности студентов и  конкурентоспособности выпускников ТТИ ЮФУ на рынке труда. Необходимо проводить мониторинг лояльности студентов, их удовлетворенности получаемым образованием и положением в вузе. Результатом этой работы должны стать предложения по формированию необходимых компетенций в различных отраслях и сферах деятельности, которые рассматриваются в качестве основы открытия магистерских программ подготовке специалистов для конкурентного рынка труда.

7. В структуре факультетов создать базовые кафедры для чтения курсов по трудоустройству и карьерным возможностям и шансам студентов в общении с работодателями и их вхождением на рынок труда.

8. Разработать механизмы материального и морального стимулирования преподавателей и сотрудников с целью привлечения и учета зарабатываемых дополнительных денежных средств на уровне кафедр, в первую очередь, выпускающих кафедр.

 9. Учитывая неоднородный культурный и образовательный состав и подготовку студентов, а также различную степень их готовности к усвоению отдельных направлений (курсов и дисциплин) образовательных программ, следует серьезно и обстоятельно обсудить проблему расширения возможности обучения студентов 3-4-х курсов балакавриата,  всего состава студентов магистратуры по индивидуальным планам обучения.

10. Есть необходимость обсуждения вопроса о создании специальной ивент-службы.

11. Обратить внимание на необходимость привлечения в ряды ТТИ ЮФУ не только известных преподавателей и ученых, но и известных спортсменов,

артистов, популярных молодых людей, добившихся широкой  известности и славы.

12. Необходимо расширить ассортимент презентационных, информационных и рекламных материалов, направленных на повышение репутации, укрепления положительного имиджа, фирменного стиля  ТТИ ЮФУ, отвечающего современным требованиям качества и дизайна. Для этого необходимо предусмотреть отдельный рекламный бюджет на продвижение бренда ТТИ ЮФУ.

 

 

Заключение

В настоящее  время правомерно говорить о распространении  рыночных отношений во многие сферы жизни общества, в том числе и в образование. В этой связи принципиально важным является применение маркетингового подхода в управлении учебным заведением.

В наиболее общем  виде маркетинг в сфере образования  может быть представлен как средство выявления конкретных потребностей в профессиональной подготовке и повышении квалификации рабочих и специалистов через организацию комплекса исследований, планирование разработки содержания, методов и форм обучения, налаживание и поддержку устойчивых связей с потребителями своих образовательных услуг.

Традиционно используемые элементы комплекса маркетинга –  товар, цена, методы распространения  и стимулирования – в маркетинговой  практике российских вузов слабо  увязаны между собой и ещё  в меньшей степени ориентированы на целевой рынок потребностей целевых потребителей. Открытие вузами новых специальностей и направлений в большинстве случаев основывается не на прогнозах развития рынка занятости, а на отдельных статистических данных прошлых лет, касающихся тенденций развития рынка труда (повышение или снижение спроса на какие-либо профессии или специальности), и еще реже учитывает результаты опросов выпускников школ о выборе профессий.

Маркетинговые мероприятия, проводимые вузами, слабо  ориентированы на долгосрочную перспективу. Целью рекламной деятельности, мероприятий по связям с общественностью, пропаганды является привлечение внебюджетных средств, которые помогают вузам в условиях дефицита бюджетных ассигнований улучшать материальную базу, пополнять библиотечные фонды современной учебной литературой, повышать квалификацию и заработную плату ППС и т.д.

Проведённое исследование в ТТИ ЮФУ позволило выделить некоторые недостатки в его маркетинговой  деятельности.

Для обеспечения  долговременного благополучия вуза в условиях формирования рынка образовательных услуг очевидной является необходимость грамотного использования комплекса маркетинга, учёта потребностей потребителя, интересов учебного заведения и интересов общества в целом в маркетинговой деятельности вузов.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Список литературы:

    Алиев  Ш.М. Рынок образовательных услуг  и вопросы его регулирования.- М.: 2003.- 22 с.

    Андреев  С.Н. Маркетинг некоммерческих  субъектов.- М.: Издательство «Финпресс», 2002. - 320 с.

    Андреева  А.Ф. Маркетинг образовательного учреждения // Профессиональное образование. – 2003. - №8. – с. 22.

    Арефьев  О.Н. Факторы эффективности учреждения  профобразования // Профессиональное  образование.- 2006.- №8.- с.31-32.

    Белый  Е.М., Романова И.Б. Принципы формирования товарной политики вуза // Маркетинг в России и за рубежом.- 2005. - №3. – с. 42-47.

    Белый  Е.М., Романова И.Б. Ценообразование  на образовательные услуги в  государственных вузах // Маркетинг  в России и за рубежом.- 2003.-№3. - с.33-40.

     Бондаренко В.А. Маркетинговое сопровождение образовательных услуг как средство снижения рисков высшего учебного заведения // Практический маркетинг.- 2005.- №11 (105).

    Высшее  и среднее профессиональное образование  в Российской Федерации: статистический  справочник/ под ред. Савельева А.Я. –М.: 1999.- 100 с.

    Гвозденко  А.Н. Российские экономические  вузы: имидж или доля рынка? // Маркетинг  в России и за рубежом.-2006.-№2. с.116-119.

    Голдобин  Н.Д. Особенности маркетинга в  организации дистанционного обучения // Дистанционное образование. — 1999. — № 1.

    Голодец  Б.М. Современная концепция социального  маркетинга //Маркетинг в России  и за рубежом.- 2001.- №6. с. 3-10.

    Голубков  Е.П. Основы маркетинга: Учебник.  – 2-е изд. – М.: Финпресс, 2000

    Голубков Е.П. Современные тенденции развития маркетинга // Маркетинг в России и за рубежом.- 2000.- №4. - с. 3-7.

    Голубков  Е.П., Голубкова Е.П., Секерин В.Д.  Маркетинг: выбор лучшего решения.  – М. – 1993. – 430 с.

    Горбунова  Ю.А. Маркетинг в сфере высшего  образования: пример университета Калабрии // Маркетинг в России и за рубежом. – 2005. - № 5. – с. 24-28.

Информация о работе Анализ современного состояния и проблем развития маркетинговой деятельности высших учебных заведений в современной России