Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Марта 2014 в 23:02, курсовая работа
Цель работы - анализ факторов, определяющих спрос потребителей.
В связи с поставленной целью в работе решаются задачи:
-дать понятие спроса, рассмотреть закон спроса;
-изучить факторы, определяющие спрос, степень их влияния и эластичность спроса;
-на основе рассмотренных понятий, проанализировать особенности спроса на потребительском рынке России и показать основные факторы, определяющие спрос на потребительские товары в период становления рыночной экономики.
Содержание
В настоящий момент экономический фактор, который не в последнюю очередь зависит от уровня развития производства, в том числе от развития хозяйственных связей между производителями, играет едва ли не самую важную роль в обеспечении мощи государства и благосостояния его граждан.
В ходе экономических преобразований в нашей стране сложилась рыночная экономика, следовательно, появилась необходимость изучения факторов, формирующих спрос на современном рынке.
В нашей стране долгие годы товарно-денежные отношения регулировались планово-распределительной системой. В настоящее время происходит ее замена рыночной системой. Если раньше в формировании отношений между производителем и потребителем господствовали административные методы, то в условиях рынка – экономические, основанные на спросе и предложении. Исходя из этого, мы никогда не узнаем об истинных причинах спроса, если не проанализируем факторы, определяющие спрос потребителя.
Рыночный механизм – это механизм формирования цен и распределения ресурсов, взаимодействия субъектов рынка по поводу установления цен, объема производства и реализации товаров. Основными элементами рыночного механизма считаются спрос, предложение, цена и конкуренция.
Еще одно, более простое, определение гласит, что рыночный механизм представляет собой механизм взаимосвязи основных элементов рынка: спроса, предложения и цены.
Спрос – это обобщающий термин, описывающий фактических и потенциальных покупателей товаров. Спрос можно рассматривать как форму проявления потребностей людей, обеспеченных денежным эквивалентом. Спрос выражает собой не всю совокупность потребностей, а лишь ту ее часть, которая подкреплена покупательной способностью людей, т.е. денежным эквивалентом. Можно иметь потребности, но не иметь денег, тогда нет особого смысла говорить о покупательском спросе. Таким образом, предполагается, что покупатели имеют не только желание, но и возможность заплатить за требуемое количество товара, если бы таковое имелось в наличии.
Нередко спросом называют то количество товара, которое будет куплено потребителями по данной цене в определенных условиях места и времени.
Спрос, являясь платежеспособной потребностью, на практике может принимать различные виды:
Нерегулярный – спрос, основанный на сезонной, почасовой потребности (например, незагруженность транспорта днем, перегруженность в часы «пик»).
Нерациональный – спрос на товары, которые вредны для здоровья или антисоциальны (сигареты, наркотики, огнестрельное оружие).
Отрицательный – спрос, когда большая часть рынка недолюбливает товар или услугу (прививки, медицинские операции).
Скрытый – спрос, возникающий тогда, когда многие потребители испытывают желание в чем-либо, но не могут его удовлетворить, так как товаров и услуг на рынке недостаточно (безвредные сигареты, безопасные жилые районы, экологически чистый автомобиль).
Падающий спрос – явление постоянное (снижается посещаемость музеев, театров и т.п.).
Различают также реализованный, неудовлетворенный, формирующийся, ажиотажный, престижный, импульсивный и другие виды спроса.
Рыночный механизм позволяет удовлетворять только те потребности, которые выражены через спрос. Помимо них в обществе есть и такие потребности, которые нельзя трансформировать в спрос. К ним, прежде всего, относятся блага и услуги коллективного пользования, которые в экономической науке называются общественными товарами (охрана общественного порядка, национальная оборона, государственное управление и т.д.). Вместе с тем в обществе с развитой рыночной экономикой преобладающая часть потребностей удовлетворяется через спрос.
В этом заключается актуальность выбранной темы исследования.
Исследование природы потребительского спроса гносеологически восходит к трудам представителей классической экономической школы А. Смита, Д. Риккардо, проанализировавших такие элементы потребительского спроса как цена, доходы-прибыль, зарплата, рента.
В дальнейшем Э. Кондильяк анализировал «субъективные элементы» ценообразования, Д. Бернулли – проблему полезности выбора. Теория потребительского выбора представлена трудами Е. Бем-Баверка, Л. Вальраса, Ф. Визера, К. Ланкастера, К. Менгера, Дж. фон Неймана, В. Парето, Д. Пилдича, М. Фридмена, Д. Хикса, Ф. Эджуорта и др.
А. Маршаллу принадлежит первенство в исследовании «цена спроса» и «цена предложения», а также попытка соединить теорию предельной полезности с теорией спроса и предложения и теорией издержек производства, разработка концепции модели установления равновесной цены.
Современные исследования потребительского спроса и факторов его определяющих представлены работами Г. Бребаха, У. Деминга, Д. Залтмана, среди отечественных экономистов трудами В. Автономова, И. Алешиной, И. Белявского, С. Богачева, Г. Васильева, И. Красюк, В. Логуновой, Д. Патинкина, И. Полякова, В. Радаева и др.
Особо следует отметить высокий вклад лауреатов Нобелевской премии 2000 г. Дж. Хекмана и Д. Мак-Фаддена, разработавших теорию и методы, широко используемых в анализе поведения индивидуумов и семейных хозяйств в экономике.
Цель работы - анализ факторов, определяющих спрос потребителей.
В связи с поставленной целью в работе решаются задачи:
-дать понятие спроса, рассмотреть закон спроса;
-изучить факторы, определяющие спрос, степень их влияния и эластичность спроса;
-на основе рассмотренных понятий, проанализировать особенности спроса на потребительском рынке России и показать основные факторы, определяющие спрос на потребительские товары в период становления рыночной экономики.
Структурно работа состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы.
Для выполнения работы использовалась современная литература в области экономической теории.
Рынок – взаимосвязь между производителями и потребителями продукции в форме купли-продажи товаров, сфера реализации и товарно-денежных отношений, а также вся совокупность средств, методов, инструментов, организационно-правовых норм, структур т.д., обеспечивающих функционирование таких отношений. Рынок – это единственная система отношений купли-продажи, структурными элементами которой являются рынки товаров, капиталов, рабочей силы, ценных бумаг, идей, информации и т.д. Рынок – основа рыночной экономики. Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.
Спрос и предложение – это проявление действующего в конкурентной рыночной системе основного закона ценообразования на любые блага или услуги. Содержание законов спроса и предложения выражается в особом взаимодействии между изменяющимися на рынках ценами и количеством благ, покупаемых потребителями и выпускаемых фирмами. Особенности взаимной зависимости таких переменных, как цена и количество купли-продажи благ по этой цене, позволяют рассматривать спрос в качестве функции покупателя, а предложение – в качестве функции продавца.
Спрос показывает количество товаров и услуг, которые покупатели желают и способны приобрести по определенной цене и в течении определенного периода времени, при прочих равных условиях.1
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение: как правило, чем выше цена, тем меньше число тех, кто согласится купить данный товар, т.е. меньше уровень спроса (при данном уровне доходов); и, наоборот, чем ниже цена, тем больше будет число покупателей и количество приобретаемого товара.
Изобразим эту зависимость между ценой и величиной спроса графически. Если на абсциссе обозначить количество товара Q, покупаемого на рынке, а на ординате – движение цены Р, то получиться следующий результат, изображенный на рисунке 1.
Рисунок 1 - Кривая спроса
Кривую D в экономической литературе называют кривой спроса. Проецируя на нее цены, можно определить, как изменится величина спроса при изменении цены. Если при цене Р1 величина спроса составляет Q1, то при снижении цены до Р2 величина спроса увеличится до Q2 и т.д.
Полученная кривая иллюстрирует закон спроса, который можно сформулировать следующим образом: если цена какого либо товара повышается (и при этом все другие условия остаются неизменными), то спрос будет предъявляться на меньшее количество этого товара. Та же зависимость может быть сформулирована иначе: если на рынок поступает большее количество какого-либо товара, то, при прочих равных условиях, он может быть реализован по менее высокой цене.2
Для каждого товара существуют свои кривые спроса. Однако было бы неправильно представить их как раз и навсегда данные. Под воздействием ряда факторов кривые спроса могут смещаться. В связи с этим важно различать величину спроса и сам спрос. При снижении цены увеличивается величина спроса, сам спрос как выражение потребности в данном товаре остается неизменным. Можно говорить об увеличении спроса, если при каждой цене (как высокой, так и низкой) покупатели будут приобретать большее количество данного товара.
Закон спроса имеет силу в отношении практически всех товаров. Конфигурация кривой спроса и закономерности потребительского поведения могут быть объяснены при помощи двух известных в экономической теории эффектов: эффекта дохода и эффекта замещения. Эффект дохода показывает, как изменяется реальный доход потребителя и его спрос при изменении цен на товары. Эффект замещения демонстрирует взаимосвязь между относительными ценами товаров и объемом спроса потребителя. Эффект дохода и эффект замещения действуют не изолированно, а во взаимодействии друг с другом, и в различных ситуациях может преобладать более сильное влияние одного из них.
Например, в ситуации с покупкой нормальных товаров (т.е. товаров, спрос на которые увеличивается по мере роста дохода потребителя) эффект дохода и эффект замещения действуют в одинаковом направлении, вызывая больший объем спроса при снижении цен на товары. Но существуют так называемые низшие, или низкокачественные товары, чьи потребительские качества невысоки. В случае изменения цен на такие товары эффект дохода и эффект замещения действуют в противоположных направлениях.
Спрос характеризуется шкалой, которая отражает готовность покупателей в данный отрезок времени приобрести товар по каждой из предложенных на рынке цен. При этом значение имеют объем спроса и цена спроса.
Объем спроса – это то количество товара, которое потребители согласны купить. Цена спроса – это максимальная цена, которую покупатели готовы заплатить за определенное количество товара.
Между рыночной ценой товара и тем его количеством, на которое предъявляется спрос, существует определенное соотношение. Зависимость объема спроса от цен устанавливается законом спроса.
Закон спроса устанавливает обратную зависимость между ценами и количеством товаров, которые будут куплены при каждой данной цене.
Обратная зависимость объясняется следующими основными причинами:
-снижение цен увеличивает число покупателей;
-снижение цен расширяет покупательную способность покупателей;
-насыщение рынка приводит к снижению полезности дополнительных единиц товара, поэтому покупатели готовы покупать его только по более низким ценам.
Таким образом, при условии неизменности прочих факторов, повышение цены на товар ведет к соответствующему уменьшению величины спроса, а снижение цены, наоборот, обусловливает возрастание величины спроса.
Закон спроса имеет графическую интерпретацию в виде кривой спроса. Важнейшим свойством кривой спроса является ее нисходящий (убывающий) характер.
Следует различать понятия «изменение величины (объема) спроса» и «изменение спроса». Спрос, по существу, представляет собой функцию, выражающую зависимость величины спроса от значения цены при неизменности прочих факторов. Величина (объем) спроса – это количество единиц определенного товара, которое отдельный покупатель (индивидуальный спрос) или вся совокупность покупателей (рыночный спрос) готовы приобрести за некоторый период.
Таким образом, величина спроса меняется тогда, когда изменяется только цена данного товара. Спрос меняется тогда, когда изменяются все прочие факторы, которые принимались ранее постоянными. На графике изменения величины (объема) спроса выражаются в движении по кривой спроса, т.е. эти изменения происходят в рамках неизменного спроса, так как вид, форма функции не меняются. Соответственно, изменение спроса графически выражается сдвигом самой кривой спроса, ее смещением.
В экономической теории существует описание и такой ситуации, когда снижение цены приводит к уменьшению спроса, а увеличение цены – к повышению спроса на товар. Эта ситуация называется эффектом Гиффена, а низший товар, который занимает значительное место в структуре потребления (на него приходится большая доля бюджета всех потребительских расходов), называется товаром Гиффена. Имеются и другие (помимо эффекта Гиффена) исключения из закона спроса.3
Информация о работе Анализ спроса и определяющих его факторов