Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Октября 2013 в 11:09, курсовая работа
Целью данной работы является изучение рынка земли и выявления его роли в формировании экономической системы.
В соответствии с обозначенной целью работы перед ней ставится ряд задач:
- изучить сущность, функции, особенности рынка земли;
- подвергнуть исследованию земельные и рентные отношения;
- провести анализ современного земельного рынка России;
Введение
Глава 1. Характеристика рынка земли
1.1 Сущность, функции, особенности рынка земли
1.2 Земельные и рентные отношения
1.3 Виды земельной ренты
1.4 Цена земли
Глава 2. Современное состояние земельного рынка России и перспективы его развития
2.1 Анализ земельного рынка России
2.2 Перспективы развития рынка земли в России
Заключение
Список литературы
Большинство заключенных
сделок относилось к участкам, предназначенным
для личного подсобного хозяйства—42,6
процента, для индивидуального жилищного
строительства — 29 процентов и
для садоводства — 25,2 процента. Исчерпывающих
сведений о ценах на земли данных
категорий нет, поскольку они, во-первых,
весьма дифференцированы и, во-вторых
(если иметь в виду те, что значатся
на бумаге в договорах купли-продажи),
как правило, ощутимо занижены по
сравнению с реальными
В среднем по России цена
на незастроенные земельные
2.2 Перспективы развития рынка земли в России
В нашей стране площадь
неиспользуемых сельскохозяйственных
угодий составила 6033,75 тыс. га, из них
пашни - 82 % (4948,25 тыс. га), а это упущенные
возможности пополнить бюджет, используя
эти земли. В ежегодный оборот
земель сельскохозяйственного
Анализ земельного рынка России
в крестьянские (фермерские)
и личные подсобные хозяйства. Перед
правительством стоит дилемма: разрешить
продажу земли, и увеличить вывод
земель из сельскохозяйственного
В заключение необходимо отметить
ничтожность количества операций по
залогу земель. В 2005–2007 годах на их
долю приходилось от 0,02 до 0,04 процента
от числа всех сделок. Развитие земельной
ипотеки сдерживалось российским законодательством,
в первую очередь Федеральным
законом от 16 июля 1998 года «Об ипотеке
(залоге недвижимости)», которым земли
сельскохозяйственного
Госдума 23 января 2004 года приняла
новый закон по этому поводу, вносящий
поправки в предшествующий; 28 января
принятый закон одобрен Советом
Федерации, а с 5 февраля вступил
в действие. Наиболее существенная
поправка снимает прежнее ограничение
в отношении земель сельскохозяйственного
назначения, которые теперь также
стали предметом залоговых
Другая поправка разрешает арендатору земельного участка передавать арендные права на него в залог с согласия собственника участка и в пределах срока договора аренды.
Согласно еще одной
поправке, ипотека находящихся на
землях сельскохозяйственного
Можно надеяться, что указанные
поправки расширят сферу действия рыночного
механизма применительно к
Глубокие трансформации,
которые в настоящее время
происходят с земельными отношениями,
включая появление официального
рынка земли, ее перераспределение
и нерешенность еще многих научных
и практических задач в этой области,
требуют серьезных и
• необходимо дать новую трактовку понятия абсолютной земельной ренты с объяснением этого феномена с современных теоретических позиций, основывающихся на ограниченности земельных ресурсов и низкой эластичности предложения земли как фактора производства.
• в отличие от традиционно
сложившихся взглядов о необходимости
существования
• обоснование необходимости повышения рентабельности сельскохозяйственного производства, в том числе и за счет государственной поддержки отрасли, для создания благоприятных условий ценообразования на землю, поскольку в условиях низкорентабельного или убыточного ведения хозяйств земельная рента не может служить основой для капитализации стоимости земельной собственности.
•выявить, что современную частную собственность на землю необходимо рассматривать не как абсолютную и безусловную, а условную, ограниченную многими факторами, такими как:
- возможность покупки
земли лишь реальным
- ограничение максимальных размеров сельскохозяйственных владений;
- запрещение или максимальное
ограничение вывода
- как правило недопущение
иностранных собственников
- запрещение приобретения
сельскохозяйственных угодий
- ограничения экологического характера.
• обосновать необходимость дифференцированного подхода к крупным и мелким (крестьянским и личным подсобным) хозяйствам, которая заключается в создании различных систем налогообложения различного юридического статуса земельной собственности, признанием за ними статуса некоммерческих и семейно-трудовых хозяйств, вывода мелкой земельной собственности из хозяйственной правоответственности, с сохранением семейного характера собственности мелких хозяйств.
• доказать необходимость введения государственного регулирования рынка земли и создание институциональных основ для его функционирования в России,
- установить нормы максимальных владений и аренды, с целью недопущения латифундистских форм собственности.
• определить возможности и ограничения ипотечного кредита в современных условиях, а именно
- высокорентабельное ведение
сельскохозяйственного
- наличие ценных земель;
- наличие ликвидного имущества (скот, техника и др.);
- возможности
Несмотря на принятие Земельного Кодекса и других нормативных актов, в первую очередь Закона об обороте сельскохозяйственных земель, наличие значительного числа прежде всего эмпирических исследований, многое еще в этой области остается непроработанным, о чем говорит и нынешняя практика земельных отношений, ситуация с земельным рынком, а также наметившаяся тенденция к созданию в ряде случаев хозяйств латифундистского типа. Отсутствие, по существу, концепции аграрной политики (во всяком случае в ясной и четкой определенной форме), Закона о сельском хозяйстве, который разрабатывается в течение многих лет, но до сих пор еще не определены его основные важнейшие юридические и экономические принципы и установки, все это оставляет большую сферу неопределенности, служащую для всякого рода импровизаций.
Острота этой проблемы, как
одной из важнейших в как научном,
так и в законотворческом плане,
хорошо осознается в органах законодательной
и исполнительной власти, а также
в соответствующих научно-
Заключение
Российский земельный рынок пока еще очень слаб, этому свидетельствуют сумбурные из года в год скачущие показатели землеоборота. Землеоборот в рыночной экономике служит своего рода индикатором состояния экономической системы и эффективности механизмов ее функционирования. Выводом из бесчисленных реформ и постановлений может служить необходимость политики, воздействующей на структуру рыночного землеоборота, ее инструментами должны выступать налоговая, финансово-кредитная, инвестиционная политика, гарантии предпринимательского риска, поддержка страховой, консалтинговой и иных видов инфраструктурной деятельности на земельном рынке. Анализируя структуру земель РФ, по объективным причинам из рыночного землеоборота в части купли-продажи земель в современных условиях исключается ориентировочно 1065-1165 млн. га. Остается же в качестве потенциального его резерва около 540-640 млн. га, что не может не огорчать.
Делая вывод, можно увидеть,
что в настоящее время
В данный момент наиболее существенной и в то же время объективно трудноустранимой на современном этапе причиной проблемного состояния земельного рынка в России выступает большие затраты на освоение земли, неразвитость производственной инфраструктуры в сельской местности, недостаточный объем инвестиций в сельскохозяйственное производство и на восстановление земли. Вместе с тем есть и вполне устранимые причины, сдерживающие становление полноценного земельного рынка. К ним относятся: недостаточная государственная поддержка землевладельцев; недоверие людей к властям и проводимой ими экономической политике; неразвитость системы средне- и долгосрочного кредитования; коррумпированность властей.
Для квалифицированного решения
проблем развития и определения
перспектив использования земельно-
В заключение можно сказать, что главной задачей на сегодня является создания полноценной рыночной инфраструктуры, прогнозирования перспектив развития земельного рынка, выявления сегментных и региональных его диспропорций, разработки и осуществления мер регулирования, позволяющих нейтрализовать негативные отклонения в его функционировании.
Список литературы
Приложения
СТРУКТУРА ЗЕМЕЛЬ РФ ПО КАТЕГОРИЯМ
(ЦЕЛЕВОМУ НАЗНАЧЕНИЮ)
по состоянию на 01.01.2008
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ЗЕМЕЛЬ РФ
ПО ФОРМАМ СОБСТВЕННОСТИ
по состоянию на 01.01.2008
РАСПРЕДЕЛЕНИЕ ПРИВАТИЗИРОВАНЫХ ЗЕМЕЛЬ РФ
ПО СОБСТВЕННИКАМ
по состоянию на 01.01.2008
ЗЕМЛИ РФ, НАХОДЯЩИЕСЯ В СОБСТВЕННОСТИ ГРАЖДАН
по состоянию на 01.01.2008
1 Государственный (национальный)
доклад о состоянии и
1 См., напр.: Липски С. А. Институциональные преобразования в системе земельных отношений и их исследование (модель России конца XX — начала XXI века). М.,2002. С. 209.
2