Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Июня 2013 в 11:20, курсовая работа
Цель данной работы – провести исследование по вопросам возникновения, становления и развития антимонопольного законодательства. Государственное регулирование играет важную роль в поддержании необходимого уровня конкуренции в экономике. Можно выделить три главных его направления:
меры, направленные на предотвращение и запрещение монополии (собственно антимонопольное законодательство);
государственное регулирование естественной монополии;
защита компаний от «чрезмерной конкуренции».
Введение……………………………..……………………………………...3
Основные законы о конкуренции……………………………………6
1.1 Понятие монополии…………………………………………...………..7
Антимонопольная политика………………………………...……….10
2.1 Особенности монополизма в Р.Ф. Антимонопольная
политика и ее регулирование в Р.Ф. …………………………………….12
2.2 Методы антимонопольной политики………………………………...17
2.3 Система антимонопольных органов и порядок
их формирования…………………………………………………………..22
Заключение………………………………………...………………………25
Список использованной литературы………………………………..…....27
Федеральный антимонопольный орган входит структуру федеральных органов исполнительной власти, формируемую в порядке, установленном Конституцией Российской Федерации и Федеральным конституционным законом «О Правительстве Российской Федерации».
Территориальные органы федерального антимонопольного органа независимы не только в организационно-структурном, но и в финансовом отношении, поскольку финансируются из средств федерального бюджета.
Законом не предусмотрены
какие-либо ограничения в
отношении количества, структуры
и местоположения территориальных
органов федерального антимонопольного
органа, однако традиционной стала практика
их формирования
в соответствии с
административно-
Федеральный антимонопольный орган, как установлено п. 1 ст. 78 Конституции Российской Федерации и Законом, наделяет территориальные органы полномочиями в пределах своей компетенции.
Заключение
Государство выполняет
в экономической жизни
Второй важнейшей функцией государства в мире экономики является компенсация слабостей рыночных механизмов. Необходимость в этом диктуется тем, что рыночные механизмы допускают ошибки, а некоторые проблемы решить не могут. Это ухудшает условия хозяйственной деятельности, а потому участники рынка, исходя из общенациональных интересов, поручают государству устранению таких ошибок.
Выполняя возложенные на него задачи, государство защищает рынки от монополизации, совершенствуя антимонопольные законы.
В итоге мы пришли к следующим выводам, характерным для российской экономики:
Всестороннее изучение вопроса антимонопольного законодательства и поддержки конкуренции - тема, довольно подробно проработанная западными экономистами и недостаточно освещенная в отечественной литературе. Необходима большая работа отечественных экономистов в рассмотрении данного вопроса, так как это представляется важным в том, чтобы менять состояние экономики России и наметить пути улучшения, оздоровления отечественной экономики. Представляется необходимым углубленное исследование проблемы связи данного раздела экономики и социологической науки, которое может иметь возможность практического применения.
Нормативные акты
1. Закон об информации — Федеральный закон от 20 февраля 1995 г. «Об информации, информатизации и защите информации» (СЗ РФ. 1995. 8. Ст. 609).
2. Закон о защите конкуренции — Федеральный закон от 23 июня 1999 г. «О защите конкуренции на рынке финансовых услуг» (СЗ РФ. 1999. I 26. Ст. 3174).
3. Закон о конкуренции — Закон РСФСР от 22 марта 1991 г. «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», действующий в редакции законов Российской Федерации от 24 июня 1992 г., от 15 июня 1992 г., от 25 мая и 6 мая 1998 г. (Ведомости СНД и ВС. 1991. № 16. Ст. 499; СЗ РФ. 1995. 34 22. Ст. 1977; СЗ РФ. 1998. 19. Ст. 2066).
4. Федеральный Закон от 26.07.2006 № 135-ФЗ «О ЗАЩИТЕ КОНКУРЕНЦИИ» (принят ГД РФ 08.07.2006) Вступил в силу 26.10.2006 г.
5. Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений — Положение о порядке представления антимонопольным органам ходатайств и уведомлений в соответствии с требованиями статей 17 и 18 Закона РСФСР «О конкуренции и ограничении монополистической деятельности на товарных рынках», утвержденное приказом ГКАП России от 13 ноября 1995г. 145.
Список используемой литературы
1. Абалкин Л. Роль государства в становлении и регулировании рыночной экономики. - // Вопросы экономики. – 2003. - № 6. – с 3-12
2. Васильева П.В. Принудительное разделение (выделение) хозяйствующих субъектов как средство антимонопольного регулирования // Законодательство и экономика. 2004. № 3, 4.
3. Законодательство о конкуренции и защите прав потребителей // Сборник нормативных актов и документов. М., 1998.
4. Калганов А. К. К вопросу о власти планово-корпаративных групп в России. // Вопросы экономики. – 2000. № 6. – с 144-151
5. Г.А. Кирюшкина, А. В. Михайлов. Антимонопольное законодательство – элемент госрегулирования процессов экономической концентрации. – Российский экономический журнал, 1998, № 11-12
6. Никитин С., Глазов Е. Государство и проблема монополии. – 2001,
№ 30
7. Государственная антимонопольная политика: практический опыт и задачи совершенствования законодательства. – Российский экономический журнал, 2000, № 3