Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Октября 2012 в 10:35, курсовая работа
Целью исследования данной работы является полная характеристика антимонопольной политики России на современном этапе развития.
Введение
Глава 1. Понятие, виды и сущность монополий
1.1. Определение монополии и ее характерные черты
1.2. Сущность монополии
1.3. Формы монополий
Глава 2. Анализ антимонопольной политики России на современном этапе: проблемы и пути решения
2.1. Особенности антимонопольной политики в России
2.2. Пути совершенствования антимонопольной политики в России
Заключение
Список использованной литературы
В целом система антимонопольного регулирования в России находится пока в стадии становления и требует радикального совершенствования7.
Председатель правительства РФ Владимир Путин распоряжением N691-р от 19 мая утвердил программу развития конкуренции в РФ и план мероприятий по реализации программы развития конкуренции в РФ на 2009-2012 гг. Федеральным органам исполнительной власти и органам исполнительной власти субъектов РФ поручается обеспечить в пределах своей компетенции реализацию программы.
Минэкономразвития РФ обязано принять меры по координации работы федеральных органов исполнительной власти и органов исполнительной власти субъектов РФ по реализации программы, в том числе при разработке органами исполнительной власти субъектов РФ региональных программ развития конкуренции.
Федеральным органам исполнительной власти предписано представлять в Минэкономразвития РФ ежеквартально, до 10-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, информацию о ходе реализации программы.
Минэкономразвития России на основе анализа и обобщения информации, полученной от федеральных органов исполнительной власти, будет представлять в правительство РФ ежеквартально, до 30-го числа месяца, следующего за отчетным периодом, доклад о ходе реализации программы.
ФАС России поручено представлять в Минэкономразвития России ежегодно, до 1 марта года, следующего за отчетным, сведения о количестве установленных фактов нарушения антимонопольного законодательства по РФ, включающие информацию о количестве нарушений, выразившихся в злоупотреблении хозяйствующими субъектами доминирующим положением; ограничивающих конкуренцию соглашениях и согласованных действиях хозяйствующих субъектов; ограничивающих конкуренцию актах и действиях федеральных органов исполнительной власти, органов государственной власти субъектов РФ и органов местного самоуправления.
Минэкономразвития России
поручается также осуществлять анализ
социально-экономических
Конкурентная политика представляет собой комплекс последовательных мер, осуществляемых государством в целях обеспечения условий для состязательности хозяйствующих субъектов, повышения эффективности и конкурентоспособности российской экономики, модернизации предприятий и создания условий для обеспечения экономически эффективным способом потребностей граждан в товарах и услугах. Программа развития конкуренции в РФ является основой для реализации конкурентной политики, определяет ее приоритеты и основные направления на период до 2012 г, включает меры антимонопольного регулирования, иные защитные меры, а также меры по развитию конкуренции, расширяющие возможности и стимулирующие предпринимательскую деятельность.
Антимонопольное регулирование является важным инструментом защиты конкуренции, обеспечивает непосредственное и оперативное воздействие на угрозы ограничения конкуренции, а также предупреждает их возникновение. Вместе с тем существуют факторы, негативно влияющие на результативность выполнения функции защиты конкуренции. Прежде всего к ним относится перегруженность антимонопольного органа заявлениями и делами, косвенно связанными с защитой конкуренции. Регулирование ценообразования исключительно методами антимонопольного принуждения может привести к существенному искажению конкурентной среды на соответствующем товарном рынке. Несовершенная нормативно-правовая база также является препятствием на пути эффективного антимонопольного регулирования.
В целях совершенствования
антимонопольного законодательства необходимо
повысить экономическую обоснованность
принимаемых антимонопольным
Необходимо повысить доказательственный статус экономического анализа и оценки конкурентной среды, формализовать и регламентировать процедуру его проведения. Для этого следует установить в федеральном законе основные поведенческие и структурные критерии для анализа и оценки конкурентной среды, а также предусмотреть обязательное включение результатов анализа в решение по делу о нарушении антимонопольного законодательства.
Необходимо четко разграничить
две категории нарушений
К первой категории относятся нарушения антимонопольного законодательства, которые ограничивают или могут ограничить конкуренцию. Это правонарушения, которые наносят вред конкурентной среде отдельного рынка и затрагивают неопределенный круг лиц, ведущих хозяйственную деятельность на рынке. За правонарушения, относящиеся к этой категории, должна быть установлена повышенная ответственность вплоть до уголовной.
Ко второй категории
правонарушений относятся нарушения,
не влекущие серьезных общественно
опасных последствий и
Дела о нарушениях,
относящихся ко второй категории, являются
типовыми, не требуют проведения детального
анализа рынка, могут быть рассмотрены
в упрощенном порядке и в сокращенные
сроки. Для таких нарушений
Следует пересмотреть подход
к осуществлению контроля экономической
концентрации. Необходимо сократить
количество рассматриваемых
Следует уточнить ряд составов правонарушений, в том числе пересмотреть перечень деяний, запрещенных per se /как таковые/. Так, в настоящее время запрещено "создание дискриминационных условий". Однако нестандартные практики договорной работы почти всегда возникают в отраслях с высокими постоянными издержками и являются эффективными для конечных потребителей. Запрет на подобного рода действия должен вводиться только после исследования роли и значения подобных торговых практик для функционирования рынка.
Предстоит уточнить критерии определения монопольно высокой и монопольно низкой цены во избежание превращения антимонопольного регулирования в ценовое; изменить порядок установления антиконкурентных соглашений и согласованных действий с учетом необходимости оценки комплекса факторов, характеризующих возможность хозяйствующих субъектов ограничивать конкуренцию; расширить законодательные критерии допустимости "вертикальных соглашений".
Необходимо проанализировать и усовершенствовать практику применения антимонопольным органом предусмотренных законодательством мер структурного характера.
Будет повышена транспарентность решений ФАС России. Решения и предписания по делам о нарушениях антимонопольного законодательства, по итогам рассмотрения сделок по экономической концентрации, а также результаты анализа состояния конкуренции на рынке должны публиковаться на сайте в сети Интернет.
В целях совершенствования системы ответственности за нарушения антимонопольного законодательства будут реализованы следующие меры:
- внесены изменения в статью 178 Уголовного кодекса РФ, уточняющие перечень составов уголовно наказуемых деяний, ограничивающих конкуренцию, и условия привлечения виновных лиц к такой ответственности. Критериями отнесения деяний к уголовно наказуемым станут степень их общественной опасности и размер нанесенного ущерба или дохода, полученного в результате их совершения;
- уточнены положения
Кодекса РФ об
- организовано взаимодействие
антимонопольного органа с
Развитие международного сотрудничества РФ в области конкурентной политики является важным фактором, обеспечивающим защиту конкуренции на внутреннем рынке РФ и способствующим доступу российских экспортеров и инвесторов на внешние рынки.
Главной целью сотрудничества с ЕС является создание равных условий конкуренции на общем экономическом пространстве, устранение неоправданных барьеров для свободного перемещения товаров и услуг, предотвращение ограничений конкуренции как со стороны хозяйствующих субъектов, так и со стороны государственных органов.
В рамках сотрудничества со странами СНГ основной задачей является формирование эффективной системы взаимодействия конкурентных ведомств государств - участников Содружества, обеспечивающей проведение согласованной конкурентной политики и пресечение антиконкурентной практики на пространстве организации.
В качестве мер, направленных на стимулирование развития международного сотрудничества в области конкуренции, необходимо: включить раздел о конкуренции в новое соглашение между Россией и ЕС, в котором найдут свое отражение цели и основные направления сотрудничества в сфере конкурентной политики и правоприменения; активизировать участие антимонопольного органа в деятельности международной конкурентной сети, объединяющей большинство конкурентных ведомств мира, что позволит принимать участие в обсуждении многосторонних правил регулирования конкуренции и путей решения актуальных проблем развития конкурентной политики; развивать сотрудничество с антимонопольными органами государств - участников СНГ в рамках Межгосударственного совета по антимонопольной политике, в том числе путем проведения совместных расследований нарушений антимонопольного законодательства на трансграничных рынках; создать систему регулирования конкурентных отношений в рамках Таможенного союза Белоруссии, Казахстана и России.
Задача развития конкуренции
требует совершенствования испо
В целях повышения
эффективности таможенно-тарифн
Необходимо принимать во внимание, что введение мер торговой защиты внутреннего рынка /специальных защитных, антидемпинговых и компенсационных мер/ может существенно ограничивать импорт, что в условиях высокой концентрации отечественного производства может привести к искажению условий конкуренции на соответствующих товарных рынках. Решение о введении таких мер должно приниматься в целях повышения глобальной конкурентоспособности российских предприятий и с учетом последствий для конкуренции внутри страны.
Необходимо продолжить практику проведения мониторинга конкурентной среды на товарных рынках, в отношении которых принимались меры торговой защиты. Целью мониторинга должны быть анализ эффективности принятых мер и предотвращение возможных злоупотреблений со стороны защищаемых товаропроизводителей, положение которых на рынке упрочилось, а результатом - своевременная постановка вопроса об отмене, продлении или изменении защитных мер.
Целесообразно рассмотреть возможность при распределении импортных или экспортных квот более широкого использования конкурентных механизмов распределения /например, аукционы/. Использование таких механизмов возможно после тщательного анализа сложившейся системы распределения квот и оценки последствий изменения принципов распределения, поскольку принятие решений об изменении может повлечь как позитивные /расширение круга пользователей квот/, так и негативные /снижение доступа небольших компаний к пользованию квотами/ последствия.
В целях повышения
конкурентоспособности
Информация о работе Антимонопольная политика и регулирование естественных монополий России