Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Сентября 2015 в 16:39, курсовая работа
Действие рыночной конкуренции, свободного рынка неизбежно порождает монополию, которая меняет условия конкурентной борьбы, под удар ставятся механизмы функционирования рыночной системы.
Монополии благодаря высокому уровню сосредоточения экономических ресурсов создают возможности для ускорения технического прогресса. Однако, эти возможности реализуются в тех случаях, когда такое ускорение способствует извлечению монопольно высоких прибылей. Многие известные экономисты доказывали, что крупные фирмы, обладающие значительной властью, - это желательное явление в экономике, поскольку они ускоряют технические изменения, так как фирмы обладающие монопольной властью, могут тратить свои монопольные прибыли на исследования, чтобы защитить или упрочить свою монопольную власть. Занимаясь исследованиями, они обеспечивают выгоды как себе, так и обществу в целом.
Введение…………………………………………………………………………...3
Глава 1. Монополия: понятие, сущность и виды……………………………….4
Глава 2. Антимонопольная политика, ее цели и методы……………………….8
Глава 3. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в проведении антимонопольной политики…………………………………………………….11
3.1 Антимонопольная политика в США……………………………….11
3.2 Антимонопольная политика в Западной Европе…………………..14
3.3 Антимонопольная политика отдельных развитых стран…………15
Глава 4. Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы….19
Заключение……………………………………………………………………….30
Библиографический список……………………………………………………..32
Для измерения последствий государственного регулирования применяются ряд методов, например:
Рассмотрим разные варианты осуществления конкурентной политики стран с развитой рыночной экономикой и российский опыт.
Глава 3. Опыт стран с развитой рыночной экономикой в проведении антимонопольной политики
3.1 Антимонопольная политика в США.
Цель антимонопольной политики в США заключается в том, чтобы определять допустимость той или иной практики экономических агентов с точки зрения ее воздействия на конкуренцию.
Антимонопольную политику в данной стране проводят федеральные и местные суды; антитрестовский отдел Министерства юстиции (главный законодательный орган); Федеральная торговая комиссия (главная исполнительная власть).
К основным законодательным документам, принятым в США, относятся:
Согласно законодательной классификации США, выделяют следующие виды антиконкурентных действий фирм:
Решения суда по данным действиям принимаются на основе сравнения и сопоставления положительных и отрицательных последствий антиконкурентного действия.
К первому виду относятся следующие виды взаимодействий фирм:
Ко второму виду можно отнести такие действия, как:
Особой сферой действия отраслевой политики США является регулирование слияний и поглощений фирм - определение критериев, при которых подобное взаимодействие фирм не допускается.
Горизонтальные слияния и поглощения запрещаются при следующих соотношениях долей двух фирм на рынке (табл.1).
Таблица 1. Запрет слияний и поглощений в США
Поглощающая фирма, % |
Поглощаемая фирма, % |
Высококонцентрированные отрасли (СR4>75%) | |
4 |
4 и более |
10 |
2 и более |
15 |
1 и более |
Низкоконцентрированные отрасли (СR4<75%) | |
5 |
5 и более |
10 |
4 и более |
15 |
3 и более |
20 |
2 и более |
25 |
1 и более |
Антиконкурентным считается при индексе Херфиндаля-Хиршмана (НН1) от 1000 до 1800 каждая сделка, которая увеличивает индекс на более чем 100 пунктов; при индексе для отрасли более 1800 - сделка, которая может увеличить индекс на 50 и более пунктов. Если индекс Херфиндаля-Хиршмана меньше 1000, такой рынок считается слабо концентрированным и не регулируется.
Другим направлением государственной политики служит регулирование информационного обеспечения рынка. Подобная проблема возникает в связи с наличием у фирм стимулов к искажению информации в тех случаях, когда трудно проверить качество товара; фирмы выпускают экспериментальные товары; происходят одноразовые продажи изделия или совершаются спекулятивные операции краткосрочного характера. Во всех подобных ситуациях органы регулирования - государственные (федеральная комиссия по качеству товаров и по стандартам; комиссии по качеству лекарственных препаратов; по безопасности товаров); потребителей (общества потребителей; журналы потребителей) и производителей (объединения производителей высококачественных товаров) оказывают влияние на параметры поведения фирмы - объекты регулирования:
3.2 Антимонопольная политика в Западной Европе
К особенностям государственного регулирования отраслевых структур экономик Западной Европы следует отнести следующие общие характеристики:
Основой регулирующих мероприятий стран-членов Европейского Сообщества является Римский договор, который запрещает картели и другие ограничительные соглашения между фирмами1; осуждает злоупотребления доминирующим положением на рынке; предусматривает регулирование слияний, запрет слияний, которые могут создать доминирующее положение для данной фирмы2; запрещает государственную помощь фирмам, которая искажает торговлю между странами3. Исключения предусматриваются в тех случаях, когда картели и доминирующие фирмы способствуют техническому или экономическому прогрессу в интересах покупателей (например, в случае кооперации в сфере НИОКР).
3.3 Антимонопольная политика отдельных развитых стран
В ФРГ к органам проведения отраслевой политики относятся Министерство экономики (осуществляет общее руководство), Федеральный орган по картелям (разбирает конкретные дела), Антимонопольный комитет (комитет экспертов, дающих советы по выработке конкурентной политики, действует как консультативный орган).
Здесь контролю подвергаются:
Антимонопольный закон ФРГ включает рассмотрение дел о создании холдинга или кооператива из других предприятий (при условии координации поведения фирмы-матери и фирмы-дочери). При этом используются такие критерии оценки фирмы, как создание или усиление доминирующего положения. Доминирующее положение фирмы представляет собой ситуацию на рынке, когда у фирмы нет конкурентов или сильных конкурентов; когда фирма располагает большей властью на рынке по сравнению со своими конкурентами. План анализа фирмы с точки зрения ее доминирующего положения включает следующие факторы:
При этом фирмы могут рассматриваться как находящиеся в состоянии коллективного доминирования, если конкуренция между ними незначима или если у них есть сильная власть над третьей стороной на рынке.
Количественные показатели, при которых фирма (или группа фирм) рассматривается как доминирующая на рынке (или обладающая излишней рыночной властью), характеризуются следующим образом:
В Великобритании органами контроля при проведении антимонопольной политики являются Министерство торговли и промышленности; Комитет по слияниям и монополиям (консультативный орган) Комитет по свободной торговле (наблюдает за проведением конкурентной политики, проводит предварительное расследование). Критерием доминирования на рынке служит доля фирмы в 25 процентов рынка.
При рассмотрении антиконкурентных дел принимаются во внимание следующие практические соображения:
В Италии проведение отраслевой политики осуществляется Комиссией по конкуренции на рынке, которая рассматривает дела промышленных предприятий, за исключением средств массовой информации и банков, а также расследует дела о приобретениях, слияниях и создании общих филиалов. В качестве наказания предусмотрен штраф за совершение сделки без разрешения Комиссии - до 1 %оборота в год ее совершения; штраф за сделку, которая была совершена вопреки запретительному решению Комиссии - 1-10 % оборота.
Для Японии характерно проведение антимонопольной политики такими органами, как: Комиссия по свободной торговле, Министерство промышленности и торговли. Механизм государственной политики осуществляется специфическим образом: органы регулирования обычно не принимают официальных решений, а предпочитают неформальные переговоры с фирмами в «трудных» случаях. Так, фирмы с годовым оборотом в 2 млрд. иен и выше должны ежегодно представлять в Комиссию отчет о своих участиях в деятельности других компаний и отчет о предполагаемых слияниях. В действительности фирмы консультируются неформальным образом с Комиссией прежде, чем предпринять какие-либо действия (слияния, участия).
Информация о работе Антимонопольная политика в России: проблемы и перспективы