ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В процессе данной работы нам удалось
определить то, что:
- Монополия возникает обычно там, где отсутствуют реальные альтернативы,
нет близких заменителей, выпускаемый
продукт в известной степени уникален,
велики барьеры вступления в отрасль;
- Сущность монополии характеризуется следующими моментами:
1. Монополия возникает
из господства в производстве;
2. Господствуя в производстве, монополия
господствует на рынке;
3. Благодаря монопольным
ценам монополия получает монопольно
высокую прибыль;
- Главной целью монополиста является получение максимальной прибыли, для чего он чаще всего использует положительный эффект масштаба;
- Существует много классификаций монополии, но мы акцентировали внимание на делении на естественные и искусственные монополии;
- Главной целью всякой антимонопольной политики является пресечение монополистических злоупотреблений;
- Российские монополии в большинстве своем естественные
и формировались по координально иному
пути нежели зарубежные;
- Прямое дробление монополий на мелкие предприятия ввиду объективных причин не лучший способ борьбы с монополией, тем более естественной;
- Основной путь борьбы с негативными сторонами естественных
монополий состоит в государственном
контроле над ценообразованием на естественно-монопольные
товары и/или за объемом их производства;
- В случае искусственного монополизма основным направлением регулирования является противодействие формированию таких
монополий, а порой и разрушение уже сложившихся;
- Основанием для приведения в действие антимонопольной политики является наличие любого из двух основных признаков монополизации рынка, а именно: либо концентрации очень большой доли рынка в руках одной фирмы, либо переплетения ведущей фирмы с конкурентами;
- При определении степени концентрации в той или иной отрасли государство обычно ориентируется на три показателя деятельности крупнейших компаний: размеры оборота, число занятых и величину капитала. Наиболее
важным из них с точки зрения политики
является доля оборота фирмы на конкретном
рынке, поскольку именно она показывает,
какую часть общего предложения товара
концентрирует данная фирма;
- Переплетение ведущей фирмы с конкурентами чаще всего реализуется в трех
формах: создании картеля, системе участий,
личной унии;
- В практике проведения антимонопольной политики постоянно сосуществуют два подхода, имеющие свои достоинства и недостатки: поведенческий критерий применения санкций, структурный критерий применения санкций;
- Практика антимонопольного регулирования искусственных монополий в развитых странах обычно сочетает оба подхода.
- Реализация положений антимонопольного законодательства за рубежом осуществляется в административном, судебном или смешанном порядке. В последнем случае решения административных органов могут быть обжалованы в судах.
- Можно выделить три принципиальных возможности понижения степени монополизации в России: прямое разделение монопольных структур; иностранная конкуренция; создание новых предприятий.
- Главным органом, осуществляющим антимонопольную политику в России, является Министерство по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства
- Основными законами, регулирующими монополии, являются закон «О конкуренции и ограничении монополистической
деятельности на товарных рынках» и закон
«О естественных монополиях».
Рыночные отношения
в РФ, как известно, находятся
на стадии становления, сталкиваясь
с огромными трудностями, препятствиями,
противоречиями, что не может не влиять на процесс формирования
эффективного антимонопольного законодательства.
Тем не менее, в стране сложилась определённая
система антимонопольного регулирования,
которая постоянно совершенствуется,
изменяется, дополняется.
В данной курсовой работе мы рассмотрели основные причины возникновения
монополий; что собой представляет антимонопольная
политика и как её регулировать. Подводя
итоги, можно охарактеризовать антимонопольную
политику как необходимые атрибуты структурных
преобразований во всех сферах экономики
различных стран. Бесспорно, в некоторых
случаях (но лишь в малой толике от их общего
количества) существование монополии
является оправданным и необходимым, но
за этими процессами должен осуществляться
жесткий контроль со стороны государства
по недопущению злоупотребления своим
монопольным положением.
Есть еще одна проблема,
заключающаяся в том, что десятилетиями
складывающаяся отраслевая монополия
не может быть быстро заменена свободным
и самоорганизующимся рынком, ведь
утверждение конкурентных отношений — не единовременная моментальная
акция, а процесс длительный, сложный,
а для немалого же числа предприятий —
губительный. Выжить смогут лишь те предприятия,
которые обеспечат более высокое качество
товара, относительно более низкие цены
и быструю сменяемость ассортимента.
СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Артемьев И. Основания антимонопольной политики государства / И. Артемьев, А. Сушкевич / Экономическая политика. 2007. № 4. 246с.
- Бабашкина А. М. Государственное регулирование национальной экономики. / А. М. Бабашкина. М.: Финансы и статистика, 2003. 97с.
- Васильева Ю. Антимонопольная политика государства / Ю. Васильева // Российская бизнес-газета. 2009. №691. 87c.
- Голомолзин А. Антимонопольная политика и автомобильное топливо / А. Голомолзин // Экономии России XXI в. 2006. №23. 89с..
- Жидков О. Антитрестовское законодательство США. / О. Жидков. М.: 2002. 183с.
- Качалин В. В. Система антимонопольной защиты общества./ В. В.Качалин. М.: ЮНИТИ, 2005. 351 с.
- Князева И. В. Антимонопольная политика государства / И. В. Князева. М.: Омега-Л. 2009. 526с.
- Кожевников А. Антимонопольная политика государства / А. Кожевников // Ведомость. 2009. №197. 96с.
- Комаров В. В. Антимонопольная политика государства / В. В.Комаров. М.: Инвестиции и лизинг. 2001. 181 с.
- Кушлина В. И. Антимонопольная политика государства / В. И. Кушлина. М.: Государственное регулирование рыночной экономики. 2005. 149 с.
- Лисин В.С. Отрасль в системе межотраслевых связей: возможности анализа и прогнозирования. / В. С. Лисин, М. Н. Узяков. М.: ТЕИС, 2002. 431 с.
- Макарова Г.Н. Командно-административный монополизм и его модификация в условиях постсоциалистической экономики / Г. Н. Макарова. Иркутск: Иркут. ун-та. 1999. 87 с.
- Никифоров А.А. Концепция антимонопольной политики и реформа / А. А. Никифоров / Вестн. Моск. ун-та. Экономика. 2000. №6. 92 с.
- Самуэльсон П. А. Микроэкономика / П. А. Самуэльсон, В. Д. Нордхаус. М.: Вильямс. 2000. 752 с.
- Сероокая А. Антимонопольное законодательство и конкуренция / А. Сероокая // Бизнес и закон. 2008. №8. 89с.
- Скрыпник В.И. Энергетика России: естественная монополия на свободе / В. И. Скрыпник / Общество и экономика. 1999. 79с.
- Стародубровская Н. Основы антимонопольной политики. / Н. Стародубровская // Вопросы Экономики. 2003. № 6. 55с.
- Юрасов В. Воздействие антимонопольной политики на социально-экономические процессы развития региона / В. Юрасов // Конкуренция и рынок. 2007. №2. 89с.
- Сайт Федеральной Антимонопольной Службы России http://fas.gov.ru/