Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 10:55, курсовая работа
Нужно отметить, что такая классификация основана на поведении и количестве продавцов. Но, как известно, на рынке субъекта — продавцы и покупатели. Так вот с точки зрения поведения покупателей на рынке и их количества выделяют монопсонию (монополию одного покупателя), когда на рынке господствует один покупатель и множество продавцов (ситуация достаточно неординарная и встречающаяся крайне редко); олигопсонию (монополия продавцов) — наличие нескольких крупных покупателей, имеющих возможность диктовать условия рынку, и конкурентный рынок, на котором представлено множество покупателей.
Введение
Глава 1. Монополия и конкуренция.
1.1.Классификация рынков по степени монополизированности
1.2.Условия возникновения монополий
1.3. Необходимость антимонопольного регулирования.
Глава 2. Антимонопольное законодательство зарубежных стран
2.1. Антимонопольное законодательство в США
2.2. Антимонопольное законодательство в странах Европы.
2.3. Формы и методы государственного регулирования
монопольной деятельности.
Глава 3. Проблемы демонополизации экономики России.
3.1. Создание конкурентной среды производителей
3.2. Антимонопольное законодательство в России.
Заключение.
Список литературы.
В
1982 году министерство юстиции
приняло новые правила,
В
1983 году был принят Закон о
производительности труда и
Современное
антитрестовское
Вне
сферы антимонопольного
Что
касается второй особенности,
то в современный период
Третья
особенность антитрестовского
Антитрестовское законодательство в США не включает в себя требований которые детально регулируют данную сферу экономики, а состоит из нескольких положений, целью которых является поддержание конкуренции. Данные положения не ликвидируют тресты как таковые, но ограничивают ущемление партнеров и потребителей вызываемое их деятельностью. В США монопольное регулирование осуществляется по двум направлениям в инфраструктурных областях – это прямое регулирование тарифов, цен и т.д. в других секторах оно дает возможность регулировать число конкурентов на рынке, воздействовать на рост корпораций и т.д. Антитрестовское законодательство выступает как механизм защиты свободного предпринимательства и фактически ограничивает деятельность корпораций. В силу ряда специфических характеристик, которые свойственны для отечественной экономики применение в России основных положений антитрестовского законодательства США, становится реальным лишь в некоторых направлениях, в частности в области регулирования естественных монополий.
2.2
Антимонопольное
Европейская
модель законодательства
Наиболее
сложна ситуация с
Ведомство по добросовестной торговли хранит различные сведения о злоупотреблениях господствующим положением, информирует правительство о своих решениях в случае необходимости возбуждает следующие производства: передает дела о монопольной ситуации в какой-либо отрасли в Комиссию по монополиям, осуществляет контроль за предполагаемыми слияниями предприятий, передает дела о картельных договорах в суд по ограниченной практике, возбуждает дела по поводу установления и поддержания перепродажных цен. Следует также отметь, что деятельность Ведомства в определении конкурентной политики носит консультативный характер.
Основная задача Комиссии по монополиям и слияниям заключается в проведении расследования и составления докладов по поводу наличия ( или возможности возникновения ) монопольной ситуации либо осуществления слияния предприятий. В случае, если Комиссия по монополиям придет к заключению о нарушении публичных интересов, государственный секретарь имеет полномочия по применению различных мер воздействия на правонарушителя: вынесение постановлений о прекращении действия договора, о запретах в поставке товаров, связывающих сделок, дискриминации, о запрете или ограничении слияний, о разделении предприятий путем продажи каких- либо их частей или каким-то иным способом.
Роль
государственного секретаря
В
Германии основным органом,
К
этому управлению относятся
Работу
по антимонопольному
Важной
частью контроля является
2.3
Формы и методы
В большинстве развитых стран мира борьбу с проявлениями монополизма на рынке ведет государство. При этом главными задачами антимонопольного регулирования являются ограничение власти фирм-монополистов, диктующих покупателям свои уровни цен, и защита конкуренции от подавления монополистами.
Уже самый первый антимонопольный закон (закон Шермана), отражая интересы покупателей, объявлял недействительными договоры, ограничивающие свободу торговли и ведущие к формированию монополии. Суды США стали считать монополистом любую фирму, на долю которой приходилось 50% и более продаж определенного товара. За попытки монополизировать рынок руководителей фирм стали наказывать лишением свободы на срок до 1 года, а сами фирмы — денежными штрафами, превышающими в 3 раза ущерб, нанесенный покупателям (а иногда применялись оба вида наказания).
Сегодня
подобные законы существуют почти во
всех странах мира. При этом наказанию
подлежит не сама монополия как таковая,
а стремление к монополизации
рынка, т. е. проведению определенной экономической
политики на основе монопольной власти
над рынком. Основаниями для судебного
преследования монополиста
Во многих
странах, в том числе и в
США, закон возлагает
К числу других наиболее широко применяемых методов борьбы с монополизацией рынков относятся:
1) предельное упрощение процедуры создания новых фирм;
2) снятие всех барьеров во внешней торговле и открытие внутренних рынков для зарубежных фирм, разрушающих контроль над рынком отечественных монополистов;
3) принудительное
разделение крупнейших фирм-
4) введение государственного контроля за процедурами слияния и поглощения фирм, а в некоторых случаях установление порядка, при котором поглощение и слияние возможны лишь с разрешения государства;
5) введение в особо сложных случаях (чаще всего это относится к естественным монополиям) прямого государственного контроля за ценами и заработной платой. Последнее связано с тем, что в определенных ситуациях профсоюзы, если они достаточно массовы, трактуются законом как монопольные продавцы на рынке труда;
6) наказание фирм за проведение политики ценовой дискриминации.
Ценовая дискриминация — продажа одинаковых товаров в одном и том же количестве на одном и том же рынке по разным ценам различным покупателям.
Одним из методов обеспечения монопольного господства на рынке является демпинг, также караемый по закону. Выгода демпинга в том, что он позволяет вытеснить с рынка конкурентов и стать монополистом. А уж тогда можно взвинтить цены и с избытком компенсировать потери прибыли от продаж, по демпинговым ценам.
Поэтому антимонопольные органы строго проверяют фирмы, продающие свои товары значительно дешевле, чем их конкуренты. Многие страны карают демпинговую практику и иностранных фирм-импортеров, если те пытаются таким образом проникнуть на их национальные рынки.
Конечно, граждан другой страны нельзя посадить в свою тюрьму по обвинению в нарушении антимонопольного законодательства. Но повысить цену товаров до уровня местных производителей вполне возможно. Для этого уличенные в демпинге иностранные фирмы обязывают уплатить при ввозе товаров в страну дополнительную плату.
Весной 1994 г. правительство утвердило совершенно новую модель антимонопольной политики, предложенную в «Государственной программе демонополизации экономики и развития конкуренции на рынках Российской Федерации». Отныне в России доминирующие на рынке фирмы могут быть отнесены к одной из трех категорий: 1) естественные монополии; 2) разрешенные монополии; 3) временные монополии.
Естественными монополиями теперь в нашей стране будут считаться отрасли или фирмы, обладающие двумя признаками: а) они производят продукцию или услуги, которые невозможно импортировать из-за рубежа или привезти из других регионов страны; б) они действуют на рынке, где создание конкурентной среды за счет увеличения числа фирм-производителей экономически неэффективно. Реально в эту категорию попали такие отрасли, как электро- и теплоэнергетика, газовая промышленность, железные дороги, нефтепроводы, система водоснабжения и т. п.