Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Июня 2013 в 15:59, реферат
Антимонопольное законодательство - законодательство, направленное против накопления фирмами опасной для общества монопольной власти.
Обеспечение защиты конкуренции выступает как один из механизмов, поддерживающих и обеспечивающих эффективность экономики любой страны по всем направлениям. Экономика конкуренцией признает соперничество субъектов рыночных отношений за лучшие условия и результаты коммерческой деятельности, то есть цивилизованную легализованную форму борьбы за существование и один из наиболее действенных механизмов отбора и регулирования в рыночной экономике.
Введение.
Антимонопольное законодательство в России.
Антимонопольное за
А вот Постановлением Федерального арбитражного суда Волго-Вятского округа от 7 сентября 2011 года № Ф01-3618/11 по делу № А79-8284/2010 действия антимонопольного органа наоборот были признаны необоснованными в части привлечения открытого акционерного общества «Сбербанк России» в лице Чувашского отделения № 8613 к административной ответственности, предусмотренной статьей 14.31статьей 14.31 КоАП РФ. Суд не согласился с антимонопольным органом и отменил принятое им постановление о привлечении к ответственности, поскольку антимонопольный орган неверно определил, что банк установил необоснованно высокую цены финансовой услуги, которая по мнению этого органа приводят к ущемлению интересов других лиц. При этом антимонопольный орган не доказал влияние Банка как доминирующего хозяйствующего субъекта на рынке рассматриваемых банковских услуг на поведение других участников рынка в связи с отсутствием причинно-следственной связи между действиями заявителя по изменению тарифов на свои услуги и действиями иных кредитных организаций.
Необходимо отметить, что отраслевые антимонопольные расследования на межгосударственном уровне носят беспрецедентный характер. В июне этого года ФАС по запросу Генеральной прокуратуры РФ начала расследование деятельности авиакомпаний и туроператоров, поскольку резкое повышение цен на авиакеросин (примерно на 70%) должно было спровоцировать рост цен на авиабилеты. Уже в июле ФАС заявила о том, что антимонопольные службы стран СНГ совместными усилиями проверят своих авиаперевозчиков на предмет возможного завышения цен на авиабилеты.
Использование монополиями соглашения
о ценах, разделение рынков сбыта в условиях
возрастающей монополизации хозяйства
угрожают существованию экономической
системы, основанной на конкуренции. Только
вмешательство государства в деятельность
монополий и в конкурентно-рыночные отношения
обеспечивает нормальное функционирование
капиталистического хозяйства. Оно достигается
прежде всего принятием специальных законодательных
актов, которые создают условия для развития
конкуренции, пресечения ее ограничения
и смягчения негативных последствий чрезмерной
монополизации хозяйства.
Многочисленные недобросовестные методы
в конкурентной борьбе стали общей проблемой
для стран, переживших стремительное развитие
экономики. Понятие недобросовестной
конкуренции возникло в середине XIX в.
во Франции, где суды встали на защиту
предпринимателей от нечестной конкуренции.
При определении недобросовестности в
конкурентной борьбе исходят из того,
полезны или вредны те или иные действия
конкурентов для торгового оборота.
Конкурентные отношения регламентируются
законодательством о конкуренции, которое
включает антимонопольное законодательство,
направленное против ограничения конкуренции,
и законодательство о пресечении недобросовестной
конкуренции. К предпринимательской деятельности,
ограничивающей свободную конкуренцию,
иногда применяются нормы, направленные
и против ограничения конкуренции, и на
пресечение недобросовестной конкуренции.
Против антиконкурентной деятельности
используются нормы, содержащиеся в законодательных
актах о торговле, защите потребителей,
контроле над ценами и т.д.
Антимонопольное законодательство именуется
в разных странах по-разному. В США это
антитрестовское законодательство, в
ряде европейских стран - законодательство
о борьбе с ограничительной деловой практикой,
в Германии - картельное законодательство.
Согласно традиционной антимонопольной
политике к поведению фирм, которое считается
незаконным как таковое, относят следующие
типы действий:
1) вертикальные или горизонтальные ограничения
конкуренции;
2) связанные продажи;
3) групповой бойкот;
4) недобросовестная реклама и маркировка
товара*(67).
Исторически сложились две системы антимонопольного
регулирования: американская и европейская.
Американская система базируется на принципе
запрета монополии как таковой. Европейская
система не рассматривает монополистическую
практику как неправомерную и борется
лишь со злоупотреблениями в этой области.
Различия такого рода в действительности
непринципиальны, о чем свидетельствует
в первую очередь практика разрешения
конфликтов между государством и предпринимателями
в США и странах Европы.
В США основу антитрестовского регулирования
составляют три закона:
- Закон Шермана 1890 г. (закон, направленный
на защиту торговли и промышленности от
незаконных ограничений и монополий);
- Закон Клейтона 1914 г. (закон, дополняющий
существующий закон против неправомерных
ограничений монополий, а также преследующий
иные цели);
- Закон о создании Федеральной торговой
комиссии, принятый в 1914 г. в развитие общих
положений Закона Шермана.
В дальнейшем они неоднократно дополнялись.
Во второй половине ХХ в. был принят ряд
законов (в том числе Закон Харта-Скотта-Родино
1976 г.), внесших значительные изменения
в антимонопольное регулирование. Наряду
с федеральными законами в большинстве
штатов действуют свои антитрестовские
законы.
Вскрытие нарушений входит в компетенцию
Федеральной торговой комиссии и суда.
В американской судебной практике присутствует
"правило разумности", согласно которому
суды вправе решать, какие действия доминирующих
на рынке компаний отвечают здравому смыслу,
а какие - нет. Для современного антимонопольного
регулирования характерна гибкость в
отношении отдельных случаев монополистической
практики, а также смягчение количественных
стандартов антимонопольного законодательства.
Именно поэтому в стране с жестким, казалось
бы, антимонопольным законодательством
монополии достигли наибольшего по сравнению
с другими странами развития.
В Англии в период интенсивного роста
корпоративного предпринимательства
действовал Закон о спекуляции 1919 г., который
давал Министерству торговли право проводить
расследования в отношении цен, издержек
и прибыли в производстве. Начало современному
антимонопольному законодательству положил
Закон о монополиях и ограничительной
практике 1948 г. В 1976 г. были приняты Закон
об ограничительной торговой практике
и Закон о суде по ограничительной практике.
С 1 марта 2000 г. вступил в силу Закон о конкуренции
1998 г., принятый в развитие права ЕС об
ограничении монополистической деятельности
и недобросовестной конкуренции. Закон
устанавливает, в частности, многочисленные
требования к условиям и порядку совершения
целого ряда сделок, уточняет и вводит
новые меры контроля со стороны государства
над деятельностью предпринимателей на
товарных рынках.
По-прежнему важным законодательным актом,
регулирующим деятельность монополий,
организаций, имеющих доминирующее положение
на рынке определенного товара, остается
Закон о добросовестной торговле 1973 г.,
который, в частности, предусматривает
условия и порядок контроля со стороны
государства над некоторыми формами концентрации
капитала (слияние и др.)*(68).
Антимонопольное законодательство Германии
основывается на двух принципах: принципе
запрещения монополии (как в США) и принципе
контроля за монополистической практикой
(как в большинстве стран ЕС).
Антимонопольный закон, или Закон о картелях,
был принят в 1957 г. (в настоящее время действует
с изменениями от 26 августа 1998 г.) и запрещал
картели, но содержал исключения из этого
запрета, мотивированные соображениями
экономического характера. В результате
среди исключений оказались картельные
договоры и решения, отнесенные этим же
законом к числу недействительных.
Германия относится к группе стран, располагающих
специальным законодательством о пресечении
недобросовестной конкуренции. Основным
нормативным актом является Закон о недобросовестной
конкуренции 1909 г. (с изменениями от 17 декабря
1999 г.), который содержит определение состава
действий, представляющих собой недобросовестную
конкуренцию, процессуальные нормы, касающиеся,
например, обеспечения иска, а также нормы,
связанные с ответственностью за нарушение
конкуренции.
Большую группу составляют страны, где
нет специальных законов о пресечении
недобросовестной конкуренции. В борьбе
с ней используются общие нормы права.
Во Франции ответственность за недобросовестную
конкуренцию представляет собой разновидность
деликтной ответственности, предусмотренной
ст. 1382 и 1383 Гражданского кодекса Франции.
В английской правовой литературе и судебной
практике нет общего понятия недобросовестной
конкуренции. Основным противоправным
конкурентным действием является так
называемое ведение дел под чужим именем.
К недобросовестной конкуренции английские
суды относят ряд других противоправных
действий: предумышленная или наносящая
вред неправда, ложь, диффамация, оскорбление
суда.
В США в 1964 г. был принят Единообразный
закон об обманной торговой практике,
на основании которого впоследствии были
приняты штатами свои законы. К недобросовестным
конкурентным действиям относят ложную
и вводящую в заблуждение рекламу, присвоение
экономических ценностей конкурентов,
вмешательство в деловые отношения конкурентов,
недобросовестное установление цен, незаконное
деловое поведение.
Экономические связи давно вышли за национальные
границы государств, и деятельность по
рекламе и сбыту определенного товара
затрагивает все большее число стран,
отсюда - растет число нарушений в области
конкуренции в этих странах. Постоянно
возникает вопрос относительно применения
в таких случаях законодательства той
или иной страны. Западный автор Н. Детлофф
отмечает, что право недобросовестной
конкуренции в ЕС, в частности, представлено
большим количеством вторичных правовых
актов, в основном директив, которые охватывают
лишь ограниченные области регулирования
и содержат минимум общеобязательных
требований. Он подчеркивает необходимость
унификации конкурентного права как на
международном, так и на европейском уровне.
Информация о работе Антимонопольное законодательство в различных странах