Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Сентября 2012 в 17:12, доклад
Антимонопольное законодательство России разрабатывалось по аналогии с антимонопольным законодательством США, между тем экономические реалии двух этих стран различаются в достаточно сильной степени. В частности, антимонопольное законодательство США разрабатывалось в условиях, когда существовавшая система классической свободной конкуренции стремилась законсервировать себя, остановив
Антимонопольное законодательство
России разрабатывалось по аналогии
с антимонопольным
Первым федеральным
актом в области
Сказанное свидетельствует
о том, что антимонопольные
Любой стране нужны крупные национальные капиталы, которые должны быть конкурентоспособными на мировом рынке. В связи с этим уместность применения антимонопольного законодательства, подобного американскому, можно поставить под сомнение.
Российские условия
в период принятия антимонопольного
законодательства были совсем другими.
Российская экономика представляла
собой разновидность
Известно, что эффективность
жесткого централизованного управления,
основанного на административных методах,
снижается со значительным увеличением
числа управленческих связей. Поэтому
государственные министерства и
ведомства, стремясь ограничить рост таких
связей, пытались сконцентрировать производство
каждого вида продукции в рамках
максимально узкого круга предприятий,
соединить в производственных объединениях
производителей одинаковой и аналогичной
продукции. В результате складывалась
высокомонополизированная экономика.
Именно в данных условиях формировалось
российское антимонопольное
Но если законодательные
акты США направлены на предотвращение
чрезмерной концентрации предприятий,
то законодательные акты РФ – на
разукрупнение уже сложившихся
предпринимательских монополий, хотя
по содержанию данные законы сходны. Другими
словами, антимонопольное
Такого основное
отличие антимонопольных
Так, антимонопольный иск по определению может быть предъявлен только очень крупным хозяйственным субъектам. Но насильственное расформирование такого предприятия чревато высвобождением большого числа работников и, быть может, разрушением самого товарного рынка, ради которого собственно и осуществляются все действия антимонопольного органа.
К нечеткости законодательных норм, которое усиливает сходство систем прямого антимонопольного регулирования РФ и США относится приводимые в законодательстве РФ формы недобросовестной конкуренции, такие как введение потребителей в заблуждение, некорректное сравнение хозяйствующим субъектом производимых или реализуемых им товаров с товарами других хозяйствующих субъектов, незаконное использование интеллектуальной собственности и т. д. Но все эти формы недобросовестной конкуренции не являются предметом антимонопольного законодательства и должны быть запрещены совершенно другими законами.
Обобщая сравнение антимонопольного регулирования России и США, можно сказать, что их сходство заключается в том, что оно направлено в принципе против крупного капитала. Но если представители крупного капитала США сумели нейтрализовать воздействие данного регулирования за счет создания института доверительной собственности, представителям крупного капитала России ответить на такое воздействие нечем. А между тем, любой стране нужны крупные национальные капиталы, особенно в современной глобализирующейся экономике, когда эти капиталы должны быть конкурентоспособными на мировом рынке. При этом здесь необходимо соблюсти тонкий баланс между интересами крупного капитала и общественным благосостоянием: эти крупные капиталы не должны наносить ущерб благосостоянию народа и страны при реализации производимого товара на внутреннем рынке. В условиях открытой экономики, формирования мирового хозяйства и глобализации национальные монополии являются основой конкурентоспособности национальной экономики (бизнеса) на мировом рынке, включая конкуренцию с иностранным капиталом внутри страны.