Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Декабря 2013 в 13:32, реферат
Австрийская школа” возникла в 70-х годах 19-в., которые характеризовались дальнейшим ростом капитализма и обострением его противоречий. На основе растущей концентрации производства в 70-х годах начали возникать первые кап. монополии. Австрийская школа оспаривала учение Маркса, и в авангарде этого движения были австрийские и германские экономисты. Цель школы состояла в том, чтобы в борьбе против марксизма противопоставить ему теории, изображавшие капитализм вечным способом производства, отрицавшие противоречия между пролетариатом и буржуазией.
1. Предпосылки возникновения новой экономической школы. Её представители.
2. Методология.
3. Теория предельной полезности. Таблица Менгера.
4. Теория Е. Бем-Баверка.
5. Австрийская школа и современная экономическая наука.
выступает уже в готовом виде, поэтому основные экономические закономерности
выводятся из анализа обмена. Объявляя редкость товара фактором стоимости,
австрийские экономисты ставили всё с ног на голову. В действитель6ности
относительная редкость товаров сама определяется их стоимостью. Теоретики
АШ обосновывали свою теорию предельной полезности, ссылаясь на редкие,
невоспроизводимые товары. Но это так же сомнительно, как и попытка решать
проблему ценообразования на необитаемом острове. Ведь очевидно, что сама
предельная полезность предполагает наличие запасов у продавца, что в свою
очередь предполагает постоянное их производство. Следовательно,
использование принципа редкости и изолированности хозяйства для решения
проблемы ценности неприемлемо.
Но авторы ТПП не только игнорировали производство, они искажали и
картину обмена. АШ исходила из условий, нетипичных для массового
производства и обмена при капитализме. Её теоретики произвольно
утверждали, что для продавца реализуемые им товары – только потребительные
стоимости, которые удовлетворяют его собственные потребности. В
действительности для продавца его товар не имеет непосредственной
полезности. Для него имеет значение лишь стоимость товара, связанная с
затратами труда. На рынке уровень цен на товары устанавливается в
зависимости от общественно-необходимых затрат труда, а продавцы и
покупатели в своих субъективных оценках исходят из этого уже существующего
уровня цен. Следовательно, сами субъективные оценки имеют производный
характер. Не субъективные оценки определяют цены на товары, а, наоборот,
они сами определяются этими ценами.
Представители
АШ сделали попытку
психологического метода экономического анализа свою концепцию прибыли. С
этой целью Е. Бем-Баверк сконструировал такие категории, как «настоящее
благо» (например, заработная плата) и «будущее благо» (средства
производства, труд рабочих). Прибыль рассматривалась им как разница между
оценкой «настоящих» и «будущих благ», причем «настоящее благо» оценивалось
выше, чем «будущее благо». Капиталист авансирует капитал и отказывается
будто тем самым от «настоящего блага» во имя «будущего блага», он
получает прибыль якобы потому, что должен выжидать, чтобы реализовать
благо. Другими словами, прибыль выступает здесь не как результат
эксплуатации рабочих капиталистами, а как результат «ожидания
капиталиста». В действительности ни ожидание, ни время само по себе не
могут быть источником стоимости,
создаваемой исключительно
Отмечая
методологические и
полезности, нельзя в то же время не отметить, что проблемы взаимодействия
спроса и предложения в ценообразовании, вопросы взаимной связи
потребительной стоимости (полезности) и стоимости, соотношения
платежеспособного спроса и цен, затронутые в этой теории, являются важными
для понимания функционирования товарного производства. Совершенно
очевидно, что изучение и прогнозирование спроса и предложения,
исследование конкретных рынков является актуальной задачей для
экономической науки. С целью решения этой задачи современные буржуазные
экономисты используют теорию предельной полезности, усилив внимание к
изучению закономерностей потребительского спроса, анализу предложения,
исследованию рынков совершенной и несовершенной конкуренции и
ценообразования факторов производства на микроэкономическом уровне.
На современном этапе сложились объективные предпосылки для синтеза
трудовой теории стоимости и относительной выделенности. Пока труд является
определяющей субстанцией для увеличения общественного богатства, трудовая
теория стоимости занимает главенствующее положение. Но по мере того, как
эта роль переходит к интеллектуальным способностям человека,
т. е. к нетрудовым факторам , на первое место выходит маржинализм,
причем трудовая детерминанта остается некоторым базисным ограничителем ,
который дает о себе знать тогда , когда люди начинают игнорировать эти
ограничения. Соответственно, и трудовая теория стоимости становится всего
лишь глубинной основой, которая по мере прохождения к постиндустриальному
обществу все меньше описывает конкретные экономические реалии, и тогда на
первый план выходит теория предельной полезности.
Как видим, теория австрийцев продолжает жить и наше время, причем
находит применение не только в своем классическом виде, но и, что очень
важно, в синтезе с другими теориями. Это дает возможность получить
качественно новые методы анализа, изучения и прогнозирования экономических
процессов и явлений, которые на современном этапе позволят наиболее полно
выполнять свои функции.
1. “Всемирная история экономической мысли”, т. 3; М’89г.
2. “. История экономических учений. Курс лекций” (под ред. Н. Каратаева),
М’ 89г.
3. “История экономических учений”, (авторский коллектив: Рындина М. Н.
Алешина И. В. и др.), Москва, издательство «Высшая школа», 1983г.
4. Гриценко. А , “Маржинализм и трудовая теория стоимости: возможен ли
синтез?”// “Экономика Украины”;№1, 1996г.
Информация о работе Австрийская школа и теория предельной полезности