Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2012 в 23:08, контрольная работа

Описание работы

Различные способы распределения компетенции между центральными и региональными органами власти порождают разные административно-территориальные способы организации государственной власти (формы государственного устройства), в то время как различные способы формирования центральных органов власти и распределения полномочий между ними приводят к возникновению различных форм правления.
В данной работе рассмотрены модели государства: автократические и демократические, с точки зрения институционального подхода, а также на какие виды они подразделяются.

Содержание работы

Введение 3
1 Понятие и функции государства
2 Типы государственного устройства
2.1 Автократические государства
2.2 Демократические государства
3 Модели государства с точки зрения институционального подхода
3.1 Контрактное государство
3.2 Эксплуататорское государство
3.3 Контрактная и эксплуататорская модели - сравнительный анализ
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Реферат по автократ и демократ.doc

— 139.50 Кб (Скачать файл)

В 1920-е годы большая  часть Китая находилась под контролем  различных военных диктаторов. С  помощью своих вооруженных банд они захватывали какую-либо территорию и провозглашали себя ее правителями. Население облагалось высокими налогами, основная часть которых шла в карман «правителей». Диктатор Фан Ючен стал известен решительностью, с которой он подавлял на своей территории бандитизм, а также тем, что разгромил относительно сильную армию бандита-гастролера Белого Волка. По всей видимости, большинство населения во владениях Фана предпочитали его присутствие нападениям бандитов-гастролеров.

Действительно, когда  бандит-гастролер становился оседлым  и его грабежи принимали форму  налогообложения, которое он осуществлял монопольно, то его жертвы получали побудительный мотив хозяйствования, отсутствовавший у них при систематических, но неупорядоченных набегах гастролеров. Ведь оседлый бандит отбирал лишь часть доходов, так как понимал, что сможет получить больше «налогов», оставляя «подданным» стимулы добиваться роста их доходов. Тем самым и жертвы оседлого бандита, и сам он будут жить лучше, чем при налетах бандитов-гастролеров, отбиравших все доходы. При этом оседлый бандит, стремясь к монополии на налогообложение, поневоле защищал своих жертв от нападений сторонних бандитов.

Когда грабежи и кражи  монополизированы, жертвы этих преступлений могут рассчитывать на то, что им удастся что-то накопить из средств, оставшихся после выплаты налогов. И, следовательно, у них имеется побудительный мотив к накоплению и инвестированию, что в свою очередь увеличит их – и налоговые поступления в адрес оседлого бандита – в будущем. Бандитская рациональность, следовательно, должна побудить вожака бандитов установить свой контроль над той или другой территорией, стать ее правителем и обеспечить ее населению мирную жизнь и прочие общественные блага, а себе тем самым – больше средств от налоговых поступлений, чем он смог бы получить, будучи мигрирующим грабителем.

Таким образом, мы сталкиваемся с феноменом «первого благословения  невидимой руки»: рациональный, руководствующийся  собственными интересами вожак шайки  бандитов-гастролеров, как бы ведомый  невидимой рукой, останавливается, закрепляется на месте, потом надевает корону и приводит на смену анархии власть. Гигантское увеличение масштабов производства, обыкновенно сопровождающее установление мирного порядка, появление прочих общественных благ, приносит оседлому бандиту куда большую добычу, чем та, на которую он мог бы рассчитывать, если бы не ввел для населения властный порядок и управление. Понятно, что такое управление нацелено изначально не на повышение благосостояния подданных, а на максимизацию доходов правителя путем силового перераспределения прав собственности в его пользу.

При данном подходе в  государстве видят орудие господствующих групп или классов. Как следствие, основная функция государства в  этом случае будет объективно состоять в «перекачке» доходов от остальных  членов общества в пользу властвующей группы или класса. В терминологии неоинституционального анализа это означает, что «эксплуататорское» государство будет устанавливать такую структуру прав собственности, которая максимизировала бы доход находящейся власти группы, независимо от того, как бы это влияло на благосостояние общества. [1,с. 497-500]

Таким образом, представители неоинституционального направления оценивают государство с точки зрения создания условий для максимизации общественного продукта. И, как следствие, главную функцию государства видят в создании институтов, благоприятствующих обмену. И именно по этому критерию определяют эффективный или неэффективный характер государства. Эффективный характер государства предполагается в модели контрактного государства, неэффективный – в модели эксплуататорского государства.

 

3.3 Контрактная и  эксплуататорская модели - сравнительный анализ

 

Различия в контрактной и эксплуататорской теориях государства заключаются: во-первых, в расхождениях относительно трактовки возникновения государства; во-вторых, в характеристике получателей остаточного дохода в широком смысле слова (т.е. выгод от обеспечения защищенности и упорядоченности обменов и вообще прав собственности).

Согласно эксплуататорской теории дополнительные выгоды получает только властвующая группа, а по контрактной теории – выгоды более или менее равномерно распределяются между всеми членами общества; т.е. в эксплуататорской теории государства речь идет о ренте, извлекаемой правящей группой, в контрактной же – о выгодах, которые получают все участники первоначального договора.

Подведем итоги сопоставлению  двух идеальных типов государства  с помощью таблицы: [2, с.187]

 

 

 

 

 

 

 

Таблица 1. Сравнительный  анализ контрактного и эксплуататорского  государств

Характеристика

Контрактное государство

Эксплуататорское государство

Цель 

Максимизация совокупного  дохода (ВВП) членов общества, снижение трансакционных издержек

Максимизация ренты (налоговых  поступлений) группы, контролирующей государственный  аппарат

Задачи (функции)

Гарант в ряде сделок между индивидами, спецификация или защита прав собственности

Активное вмешательство  в экономические и социальные взаимодействия, не ограничивающееся ролью гаранта 

Средства (использование  монополии на насилие)

Ограничено социальным договором и конституционными рамками

Зависит лишь от политической воли группы, контролирующей государство 

Механизмы решения проблемы принципала–агента

Принципал – гражданин: механизмы бюрократического контроля, наличие конституционных рамок, наличие альтернатив.

Принципал – государство: распространение нормы добровольного подчинения закону (в том числе налоговому)

Принципал – гражданин: отсутствуют.

Принципал – государство: использование принуждения и  насилия, попытки осуществления  всеобъемлющего контроля (особенно в  предельном случае – тоталитарного государства)

Бюджетные ограничения

Жесткие, ограниченные демократической  процедурой утверждения бюджета.

Мягкие

Основные статьи

доходов

Налоговые поступления, в первую очередь – от «рыночных» налогов

Конфискационные налоги и налоговые поступления

Основные статьи

расходов

Юстиция, правоохранительная деятельность

Оборона, государственное  управление, правоохранительная деятельность

Основные способы покрытия бюджетного дефицита

Займы на внешнем рынке

Кредиты ЦБ правительству, займы на внутреннем рынке, возможен и отказ от выполнения обязательств как вид конфискационного налога


 

 

Заключение

 

В данной работе рассмотрены  автократического и демократического моделей государства с точки зрения теоретиков институционального подхода как идеальные модели государства: контрактное и эксплуататорское.

Особенности данных подходов связаны с различиями в трактовке распределения насилия. Теория контрактной природы государства предполагает равное распределение потенциала насилия среди участников договора. Теория эксплуататорского государства – неравное распределение насилия. Однако и в первом, и во втором случае именно угроза применения насилия является решающим фактором при распределении прав собственности, поскольку все они, в конечном счете, основаны на способности индивидов или групп индивидов силой поддерживать исключительность, что предполагает принуждение.

Различия в контрактной и эксплуататорской теориях государства заключаются также в расхождениях относительно трактовки возникновения государства; в характеристике получателей остаточного дохода в широком смысле слова (т.е. выгод от обеспечения защищенности и упорядоченности обменов и вообще прав собственности).

Согласно эксплуататорской - дополнительные выгоды получает только властвующая группа, а по контрактной – выгоды более или менее равномерно распределяются между всеми членами общества; т.е. в эксплуататорской теории государства речь идет о ренте, извлекаемой правящей группой, в контрактной же – о выгодах, которые получают все участники первоначального договора.

Таким образом, государство как политический институт устанавливая, среди прочего, и систему прав собственности, оказывает огромное влияние на ход экономических процессов.

 

Список используемой литературы

 

1 Шаститко А.Е. Новая институциональная экономическая теория, М.: ТЕИС, 2009

2 Олейник А.Н. Институциональная экономика: Учеб. пособие. Тема 11А.Н. Олейник. – М.: ИНФРА-М, 2002.

3 Кравченко А.И. Социология и политология: уч. пособие. - М.: издательс-кий центр «Академия»; Мастерство; Высшая школа, 2000.

4  Кривогуз И.М. Политология: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.

5 Литвинцева Г.П. Институциональная экономическая теория: Учебник / Г.П. Литвинцева. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 2003.

6 Кузьминов Я.И. Юдкевич М.М. Институциональная экономика. Курс лекций. М, 2005.

7 Политология в схемах  и комментариях./ Под ред. А.С.  Тургаева, А.Е. Хренова. – СПб:  Питер, 2005

 


Информация о работе Автократические и демократические модели государства с точки зрения институционального подхода