Автор работы: Пользователь скрыл имя, 16 Апреля 2013 в 12:58, контрольная работа
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном и разнонаправленном дви¬жении экономических благ и денег. Покупатель платит деньги и становится собственником товара (услуги). Продавец, наоборот, отдает свой товар и получает деньги.
Задание 1………………………………………………………………….......3
Задание 2……………………………………………………………………...7
Задание 3…………………………………………………………………….17
Задание 4…………………………………………………………………….19
Задание 5…………………………………………………………………….20
Задание 6…………………………………………………………………….21
Задание 7…………………………………………………………………….22
Задание 8…………………………………………………………………….23
Задание 9…………………………………………………………………….24
Задание 10…………………………………………………………………...25
Список использованной литературы……………………………………...26
Содержание
Задание 1…………………………………………………………………....
Задание 2……………………………………………………………………...
Задание 3…………………………………………………………………….17
Задание 4…………………………………………………………………….19
Задание 5…………………………………………………………………….20
Задание 6…………………………………………………………………….21
Задание 7…………………………………………………………………….22
Задание 8…………………………………………………………………….23
Задание 9…………………………………………………………………….24
Задание 10…………………………………………………………………...
Список использованной литературы……………………………………...26
1. Рассмотрите две формы обмена – бартер и товарно-денежный обмен. Каковы их преимущества и недостатки?
Выполняя функцию средства обращения, деньги выступают посредником при обмене товаров и услуг. Процесс купли-продажи выражается в одновременном и разнонаправленном движении экономических благ и денег. Покупатель платит деньги и становится собственником товара (услуги). Продавец, наоборот, отдает свой товар и получает деньги. Благодаря этому он сам становится способным приобрести другие товары. Цепочка сделок может продолжаться неограниченно долго.
При этом деньги, перемещаясь из рук в руки, делают возможным переход прав собственности на товар от одного лица к другому. Напротив, отсутствие денег или нежелание их тратить способны прервать нормальный процесс обращения товаров. С этим печальным фактом знакомы практически все российские предприниматели: неплатежи партнеров лишают их самих возможности приобретать товары. Чтобы функционировать в качестве средства обращения, деньги должны пользоваться:
1) всеобщим признанием в качестве денег;
2) быть санкционированными
государством на выполнение
Более важным является первое условие. Если все субъекты экономики признают некий предмет в качестве денег, продавец может смело отдавать в обмен на эти «деньги» свой товар, даже если они на самом деле деньгами не являются. Спокойствие продавца в этом случае объясняется просто: главным для него является то, что не возникает проблем при попытке купить что-либо на вырученные «деньги». При этом вопрос о том, насколько подлинными эти деньги являются, в действительности явно второстепенен.
Второе условие выполнения деньгами функции средства обращения — наличие государственного признания определенных предметов в качестве денег — носит не столь обязательный характер, как первое. Подобное хождение «негосударственных» или даже запрещенных государством денег можно наблюдать и в наше время. Скажем, купля-продажа товаров и услуг за наличные доллары на территории РФ запрещена законом. Но как часто такие сделки заключаются на самом деле! При этом получатели долларов отнюдь не чувствуют себя ущемленными от того, что им заплатили «неофициальными» деньгами.
Тем не менее наличие государственной санкции все же оказывает существенное влияние на нормальное функционирование денег в качестве средства обращения. Во-первых, только государство может обязать других субъектов экономики принимать определенные знаки в качестве денег. Так, в частности, происходит при введении в обращение новых купюр, монет и т. д.: до официальной публикации образцов они являются всего лишь красивыми бумажками, а сразу же после публикации превращаются в деньги.
Во-вторых, государство само является очень важным субъектом экономики. В разных странах через его руки проходит 30-50% всех денежных потоков. Поэтому согласие или несогласие государства принимать деньги является очень важным слагаемым только что рассмотренного первого условия: признание определенных знаков в качестве денег не может считаться всеобщим, пока их не берет государство.
Обратим особое внимание на то, что деньги не вызывают, а лишь облегчают обращение товаров. Самой ранней формой обмена одного продукта на другой был бартер, или непосредственный обмен одной вещи на другую, одной услуги на другую. Деньги как таковые в этих операциях отсутствовали.
При всей простоте такого обмена у бартера есть множество недостатков. Важнейший из них заключается в том, что в условиях бартерной экономики необходимо найти партнера, который одновременно
Совпадение интересов должно произойти как по времени, так и по количеству, качеству и стоимости товаров. Поиск такого партнера требует значительных усилий, времени, затрат, а зачастую и просто бывает безрезультатным.
Замена механизма бартерных сделок механизмом,
использующим деньги, или переход к товарно-денежному
обмену, приводит, помимо всего прочего,
к снижению издержек обращения (трансакционных
издержек), что, в свою очередь, стимулирует
специализацию, разделение труда и
развитие торговли.
Проиллюстрируем сказанное с помощью простейшей матрицы (табл. 1), где Xij — количество товаров i, обмениваемых на товары j.
Таблица 1. Матрица бартерного обмена
Товар |
1 |
2 |
… |
n |
1 |
1 |
X21 |
X…1 |
Xn1 |
2 |
X12 |
1 |
Xn2 | |
… |
X1… |
1 |
||
n |
X1n |
X2n |
1 |
Предположим, что в хозяйствах производится по n товаров. Тогда при непосредственном обмене этими товарами между двумя хозяйствующими субъектами в условиях бартера будет совершено [n(n - 1) : 2] операций. Такое количество операций объясняется следующим образом: в матрице бартерного обмена (n x n) полей, то есть операций обмена. Клетки, лежащие на диагонали соответствуют случаю обмена товара на абсолютно идентичный ему. Такие сделки реально, разумеется, никогда не проводятся. Поэтому остается реально [n(n - 1)] операций обмена. А поскольку обмен, например, товара 1 на товар 2 тождествен обмену товара 2 на товар 1, то реальных операций обмена будет вдвое меньше, то есть [n(n - 1): 2].
Аналогично можно показать, что при существовании m потенциальных партнеров для обмена, будет совершено m[n(n - 1) : 2] обменных операций, и соответственно будет установлено столько же цен. Например, если есть 10 потенциальных партнеров, имеющих каждый по 40 товаров для обмена (то есть m = 10, а n = 40), то при полном обмене этими товарами будет совершено 7800 обменных операций (10 х 40 (40-1): 2 = 7800).
При товарно-денежном обмене этот процесс идет куда эффективней. Каждый партнер по обмену устанавливает свои цены только в деньгах. Таким образом, используется единая шкала измерения, при котором каждому хозяйствующему субъекту нужно установить только m(n-l) цен, то есть в нашем примере 390= 10(40 - 1). Легко понять, что бартерный обмен по сравнению с товарно-денежным требует установления огромного числа дополнительных цен (в приведенном примере 7410 = 7800-390). Это требует дополнительных затрат времени и средств для сравнения товаров друг с другом в целях принятия и реализации рационального решения.
И все же сам факт того, что товарно-денежный обмен эффективнее бартерного, еще не гарантирует отказа от последнего, что с особой силой проявляется в современной российской экономике.
Бартерные сделки являются неотъемлемыми спутниками расстройств платежно-денежной системы, ее деформации. Иными словами, периодическое возрождение бартера происходит каждый раз, когда деньги перестают в полной мере выполнять функцию средства обращения.
Наиболее часто переход к бартеру оказывается для субъектов экономики предпочтительным в следующих трех ситуациях:
В заключение суммируем значение товарно-денежного обмена. Он опосредует движение товаров и услуг, облегчая процесс их обращения, преодолевает количественные, временные и пространственные границы, присущие бартеру, сокращает издержки обращения.
2. Что такое естественные монополии? Приведите примеры российских естественных монополий. Какие процедуры регулирования в отношении естественных монополий может предпринимать государственная власть?
Монополия - ситуация, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей. Выделим характерные черты:
3. «Диктующий цену». Чистый монополист осуществляет значительный контроль над ценой. И причина очевидна: фирма выпускает и, следовательно, контролирует общий объём предложения. При нисходящей кривой спроса на свой продукт монополист может вызвать изменения цены продукта, манипулируя количеством предложенного продукта.
4. Заблокированное вступление.
По определению, чистый
Одним из таких барьеров является экономия, обусловленная ростом масштабов производства. В некоторых отраслях эта экономия особенно резко выражена и в то же время конкуренция неосуществима. Такие отрасли называются естественными монополиями, и большинство из так называемых предприятий общественного пользования – электрические и газовые компании, автобусные фирмы, кабельное телевидение, предприятия водоснабжения и связи – могут быть классифицированы таким образом. Этим отраслям обычно предоставляются государством исключительные привилегии. Но в обмен за это исключительное право снабжать электричеством, водой или услугами автобусов в данной географической области правительство сохраняет за собой право регулировать действия таких монополий, чтобы не допускать злоупотребления монопольной властью, которую оно предоставило. Важной особенностью естественных монополий можно выделить низкие предельные издержки и, следуя правилу MR = MC, считает выгодным расширять производство. В результате ценовая конкуренция имеет тенденцию вспыхивать, когда существует ряд фирм в этих отраслях коммунального обслуживания. Следствием могут быть убытки, банкротство более слабых соперников и возможное слияние уцелевших. Развивающаяся чистая монополия может стремиться компенсировать прошлые убытки и полностью извлечь пользу из своего нового положения господства на рынке, назначая непомерные цены на свои товары и услуги.
Фирма, средние затраты длительного периода которой снижаются на всем диапазоне спроса вследствие возрастающей отдачи от масштаба, является естественной монополией. Таким образом, одна фирма может удовлетворить весь рыночный спрос на товар со средними затратами, чем те, которые были бы возможны, если бы две или несколько конкурирующих фирм поставляли точно такое же количество товара.
Рис. 1. – Возрастающая отдача от масштаба и естественная монополия
Из рис. 1 видно, что естественная монополия может произвести количество товара q* с меньшими средними затратами, чем это могут сделать две фирмы, каждая из которых произведет 1/2q*. В таких условиях конкуренция, как правило, нежелательна, поскольку наличие более чем одного продавца привело бы к росту затрат. В качестве примера естественных монополий обычно приводят водо-, газо- и энергоснабжение, проводную телефонную связь, почтовую службу, канализацию, железные дороги, трубопроводный транспорт и некоторые другие отрасли.
Рис. 2. – Преимущества существования единственной фирмы в отрасли
Строго говоря, наличие возрастающей отдачи от масштаба на всем протяжении линии спроса — условие достаточное, но не необходимое для существования естественной монополии. Естественная монополия может иметь место и при убывающей отдаче от масштаба. На рис. 2 линия AC1 представляет собой кривую средних затрат единственной фирмы в отрасли. Предположим, спрос на продукцию растет и число фирм увеличится до двух. Мы знаем, что при выпуске продукции с минимальными средними затратами каждая фирма должна производить одно и то же количество продукции, и, следовательно, предельные затраты двух фирм должны быть равны. Соответственно кривую затрат двух фирм (АС2) можно построить, удвоив уровень выпуска для каждой точки на АС1. Очевидно, что для любого объема спроса ниже q* средние затраты на производство будут ниже при наличии единственной фирмы, которая и будет естественным монополистом. Но если объем спроса превысит q*, естественная монополия более невыгодна и на рынке должны работать две фирмы (возникает естественная дуополия). Существует также вид много естественной продуктовой монополии. Этот тип предприятия гораздо более распространен, чем рассмотренная выше естественная монополия с единственным продуктом. Если наличие возрастающей отдачи от масштаба является достаточным (но не необходимым) условием существования однопродуктовой естественной монополии, то для многопродуктовой фирмы возрастающая отдача не является ни необходимым, ни достаточным аргументом в пользу отнесения фирмы к числу естественных монополистов.