Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Ноября 2013 в 18:26, курсовая работа
Целью курсовой работы является раскрытие темы: « Бедность и социальная защита населения в современной России». Данная тема очень значительна в наше время, так как бедность и социальная защита остаются одними из главных социальных угроз в развитии общества. Бедность, как явление, свойственна практически каждой стране. Состояние постоянной нужды, преследующее бедных людей, превращает их в тех, кто не может самостоятельно руководить своей жизнью, не зависеть от кого бы то ни было в материальном плане, быть самостоятельным в выборе места и времени удовлетворения всех своих потребностей, как первичных, так и вторичных.
Введение......................................................................................................................3
Глава 1. Основные понятия бедности и социальной защиты населения в современной России…………………………………………………………………5
1.1. Характеристика бедности как понятия………………………………………..5
1.2. Степени бедности и её уровни…………………………………………………6
1.3. Сущность социальной защиты населения………………………………….…8
Глава 2. Анализ бедности как социально-экономического явления в современной России………………………………………………………………..11
2.1. Распределение доходов в России……………………………………………...11
2.2. Основные показатели уровня жизни населения……………………………..14
2.3. Организационно-правовые решения социальной защиты населения……...18
Глава 3. Методы борьбы с бедностью……………………………………………25
Заключение………………………………………………………………………...28
Список использованной литературы…………………………………………..30
3) разный объем принадлежащих людям факторов
производства (владелец двух нефтяных
скважин получает при прочих равных условиях
больший доход, чем владелец одной скважины).
Различия в уровне доходов на душу населения, или на одного занятого, называется распределением доходов.
Неравенство доходов
характерно для всех
Что касается распределения доходов среди различных слоёв населения в России на 2010-2012 год, то они выглядят следующим образом:
- В крайней нищете живут 13,4% населения с доходом ниже 3422 рубля в месяц.
- В нищете живут 27,8% населения с доходом от 3422 рублей до 7400 рублей в месяц.
- В бедности живут 38,8% населения с доходом от 7400 рублей до 17000 рублей в месяц.
- «Богатыми среди бедных» являются 10,9% населения с доходом от 17000 рублей до 25000 рублей в месяц.
- На уровне среднего достатка живут 7,3% населения с доходом от 25000 рублей до 50000 рублей в месяц.
- К числу состоятельных относятся граждане с доходом от 50000 рублей до 75000 рублей в месяц. Их число составляет 1,1% населения России.
- Так называемые богатые составляют 0,7% населения. Их доходы оцениваются свыше 75000 рублей в месяц.
Из приведенных данных видно, что первые три группы (нищие, в том числе живущие в крайней нищете, и бедные) составляют ровно 80% населения современной России.
Основную часть
населения России составляют
низкодоходные группы, поэтому решение
проблемы неравенства доходов
в значительной степени
Наглядно я представлю таблицу, в которой указаны сферы занятости, минимальная заработная плата, средняя заработная плата и максимальная заработная плата.( таблицу 2.1).
Таблица 2.1. Средняя заработная плата в 2012 году по сферам занятости.
Сфера занятости |
Минимум (10%), руб./мес. |
Средняя зарплата, руб./мес. |
Максимум (90%), руб./мес. |
Бухгалтерия, Финансы и Аудит |
22555 |
36580 |
92478 |
Логистика и закупки |
28816 |
41434 |
98621 |
Маркетинг и Реклама |
23218 |
39195 |
91391 |
Медицина |
12644 |
28736 |
56322 |
Образование |
10342 |
17241 |
24496 |
Охрана и Безопасность |
13793 |
27655 |
61548 |
Производство (руководство) |
37508 |
53193 |
88956 |
Юридическая служба |
29820 |
47549 |
93 365 |
По данным портала obzorzarplat.ru
Сейчас в России в низкодоходной группе оказалось подавляющее большинство работников сферы образования, медицины, охраны и безопасности.
Неравенство доходов – это та цена, которую обществу приходится платить за ускорение повышения его благосостояния. Россия не достигла того уровня, при котором происходит сглаживание социальных различий, нормальное для многих европейских стран.
2.2. Основные
показатели уровня жизни
Уровень жизни определяется
совокупностью различных
Уровень жизни, его динамика и дифференциация в значительной степени определяются уровнем развития производительных сил, объемом и структурой национального богатства, производством и использованием валового национального продукта, характером распределения и перераспределением доходов. Анализ тенденций в изменениях уровня жизни населения позволяет судить, насколько эффективна социально-экономическая политика государства, и в какой степени общество справляется с поставленными задачами.
Существует система показателей, которая охватывает как общие (макроэкономические) показатели, так и частные (микроэкономические): обобщающие показатели и фонд потребления ВНП в расчете на душу населения, доходы населения (денежные и натуральные), потребление и расходы населения, денежные сбережения всего и по видам вкладов, накопление имущества и жилище, социальная дифференциация населения, малообеспеченные слои населения, демографическая ситуация в регионе, здоровье, образование, рынок труда, социальное обеспечение и социальные услуги, экология и общественная безопасность. Основные показатели уровня жизни – денежные доходы, реальные располагаемые денежные доходы, номинальная начисленная среднемесячная заработная плата, реальная начисленная заработная плата, средний размер назначенных месячных пенсий (с учетом компенсационных выплат).
Уровень жизни населения как социально-экономическая категория представляет собой уровень и степень удовлетворения потребностей людей в материальных благах, бытовых и культурных услугах.
В рыночной экономике
важнейшими составляющими
Важную роль в изучении уровня жизни населения играют социальные нормативы. Различаются социальные нормативы:
-доходов и расходов населения;
-социального обеспечения и обслуживания;
-развития материальной базы социальной сферы;
-потребления населением материальных благ и платных услуг;
-потребительского бюджета;
-условий жизни, состояния и охраны окружающей среды и др.
Возможны три аспекта изучения уровня жизни:
1) применительно ко всему населению;
2) к его социальным группам;
3) к домохозяйствам с различной величиной дохода.
Непосредственное отношение к уровню жизни имеет потребительский бюджет, суммирующий нормативы (нормы) потребления населением материальных благ и услуг, дифференцированные по социальным и половозрастным группам населения, климатическим зонам, условия и тяжести труда, месту проживания и т.д. Различают минимальный и рациональный потребительские бюджеты. К другим основным социальным нормативам относятся: минимальная заработная плата и пособие по временной нетрудоспособности, пособие по безработице для трудоспособных лиц, минимальные трудовые и социальные пенсии для пожилых и нетрудоспособных граждан, инвалидов; минимальные стипендии учащимся, регулярные или разовые целевые пособия многодетным и малообеспеченным семьям, матерям-одиночкам и др.
Обязанность государства обеспечить гражданам: минимальные размеры оплаты труда и трудовой пенсии, право на получение пособий по социальному страхованию (в том числе по безработице, болезни, беременности и родам, уходу за малолетнем ребенком, по малообеспеченности и др.), минимальный набор общедоступных и бесплатных услуг в области здравоохранения, образования и культуры. Стержень социальной политики – прожиточный минимум, и с ним должны увязываться все остальные социальные стандарты и гарантии.
В соответствии с Федеральным законом от 24 октября 1997 г. N 134-ФЗ величина прожиточного минимума в целом по РФ устанавливается Правительством РФ на основании потребительской корзины. Федеральная служба государственной статистики сообщает сведения о величине прожиточного минимума, её соотношении с денежными доходами населения и численности малоимущего населения в целом по Российской Федерации. (таблицу 2.2).
Таблица 2.2 Величина прожиточного минимума за IV квартал 2012 г в целом по Российской Федерации, в расчёте на душу населения (рублей в месяц)
Информация приведена
с информационно-правового
Расчеты величины прожиточного минимума в целом по РФ производятся Министерством здравоохранения и социального развития РФ на основании потребительской корзины, установленной Федеральным законом от 31 марта 2006г. № 44-ФЗ «О потребительской корзине в целом по РФ» и данных Федеральной службы государственной статистики об уровне потребительских цен (тарифов) на товары и услуги, формирующие потребительскую корзину. Наблюдение за уровнем потребительских цен (тарифов) для исчисления величины прожиточного минимума в целом по РФ осуществляется органами государственной статистики во всех субъектах РФ.
Прожиточный минимум – стоимостная оценка потребительской корзины (минимального набора продуктов питания, непродовольственных товаров и услуг, необходимых для сохранения здоровья человека и обеспечения его жизнедеятельности), а также обязательные платежи и взносы.
Сведения о сумме прожиточного минимума ежеквартально публикуются в печати. Уровень минимальной заработной платы, минимальной пенсии, стипендии должны максимально приближаться к уровню прожиточного минимума. Соотношения между этими параметрами на текущий финансовый год устанавливаются законом о бюджете.
Минимальный потребительский
бюджет (МПБ) – расчетная величина,
характеризующая стоимостную
МПБбаз. = ПП+НТ+У+С+ОП;
где ПП – стоимость продуктов
питания, НТ – стоимость
В основе официально принятого в России метода измерения бедности лежит концепция абсолютной бедности, когда определяются минимальные потребности (нужды) и круг товаров и услуг, удовлетворяющих эти потребности (состав минимальной потребительской корзины).
2.3. Организационно-правовые решения социальной защиты населения
Одной из государственно-правовых
форм социальной Защиты является непосредственно
государственное обеспечение
Другой организационно-правовой формой
социальной защиты является социальное
страхование, которое широко используется
в абсолютном большинстве стран с рыночной
экономикой в отношении многих видов социальной
защиты. В его основе лежит понятие социальных
рисков и требование их обязательного
и добровольного страхования.
Финансирование выплат по социальному
страхованию осуществляется за счет страховых
взносов работающих граждан и их работодателей,
выплачиваемых, как правило, в равных долях.
В финансировании систем социального
страхования иногда также участвует государство.
В странах с рыночной экономикой также
активно используется такая организационно-правовая
форма социальной защиты, как социальная
помощь. Она носит адресный характер и
предоставляется лицам после проверки
их нуждаемости, если они не имеют других
источников существования.
Характерной особенностью частных форм
социальной защиты является то, что они
создаются не в обязательном порядке в
силу принятия соответствующего законодательства,
а в силу частной инициативы отдельных
субъектов отношений в данной среде, которые
принимают на себя обязательства по осуществлению
социальной защиты ограниченного круга
лиц, представляющих для них определенный
интерес. Частные формы могут применяться
в таких видах социальной защиты, как обеспечение
временной нетрудоспособности, медицинской
помощи, в пенсионном обеспечении и других.
Таким образом, социальная защита в любом
государстве — это комплексная система
социально-экономических отношений, предназначенная
для оказания разносторонней помощи нетрудоспособным
или ограниченно трудоспособным лицам,
а также семьям, доходы трудоспособных
членов которых не обеспечивают общественно
необходимого уровня жизни семьи. Эффективная
социальная защита предполагает проведение
политики, адекватно реагирующей на социальное
самочувствие людей, способной улавливать
рост социального недовольства и социальной
напряженности, предупреждать возможные
конфликты и радикальные формы протеста.
Особое место в системе
Среди граждан, нуждающихся в социальной защите, выделяют пять основных групп:
-первая группа - трудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: лица, уволенные из Вооруженных сил; безработные и незанятые граждане; беженцы и вынужденные переселенцы в трудоспособном возрасте; женщины, находящиеся в отпуске по беременности и родам, в отпуске по уходу за ребенком, а также беременные женщины;
-вторая группа - нетрудоспособные граждане в трудоспособном возрасте, в том числе: инвалиды; лица, имеющие профессиональное заболевание;
-третья группа - граждане в возрасте младше трудоспособного, в том числе: дети- инвалиды; дети из многодетных и неполных семей; дети-сироты, безнадзорные дети и подростки; иные категории детей, нуждающихся в социальной защите;
-четвертая группа - лица старше трудоспособного возраста, в том числе: одинокие престарелые граждане; пенсионеры по возрасту; инвалиды и участники Великой Отечественной войны; блокадники; иные лица старше трудоспособного возраста;
-пятая группа - иные граждане, нуждающиеся в социальной помощи, в том числе: малообеспеченные, т.е. те, среднедушевой доход которых ниже прожиточного минимума; молодые семьи с детьми и семейным стажем до трех лет; иные семьи, находящиеся в трудной жизненной ситуации.
Другим участником отношений в сфере социальной защиты являются социальные работники, профессионально занимающиеся социальной работой. Важнейшей составной частью социальной защиты являются органы социальной защиты населения. Под органом социальной защиты населения понимается созданное в установленном порядке образование, характеризующееся определенными задачами, функциями, структурными особенностями и соответствующей компетенцией.
Выделяют следующие группы органов социальной защиты населения:
В соответствии с действующим законодательством в России функционирует система социальных служб, основанных на различных формах собственности, которая включает:
а) Государственные социальные службы, являющиеся собственностью Российской Федерации или субъектов Российской Федерации и находящиеся в их ведении. Указанные службы не подлежат приватизации, не могут быть перепрофилированы на иные виды деятельности. Они также не вправе сдавать в аренду или отдавать в залог закрепленное за ними имущество. Виды учреждений социальной защиты определяются как в федеральных законах, например в Федеральном законе «О социальном обслуживании населения Российской Федерации», так и в законах субъектов Российской Федерации.