Бедность и социальная защита населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа

Описание работы

Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.

Содержание работы

Введение
1.Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Определения бедности в мировой практике……………………………...4
1.2 Понятие бедности в современной экономической литературе……………………………………………………………………….6
1.3 Статистическая картина бедности в современном мире. Подходы к проблеме борьбы бедностью.…………………………………………………………..…8
2. Проблема бедности в белорусской экономике
2.1 Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси………………………………………………………………………..14
2.2 Социальная защита населения как одно из направлений социальной политики Республики Беларусь……………………………………………....20
2.3 Перспективы социальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………..26
Заключение

Файлы: 1 файл

Курсовая.docx

— 260.89 Кб (Скачать файл)

 

2. Проблема бедности в белорусской экономике

2.1Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси

Переход к рыночной модели хозяйствования неизбежно привносит  в жизнь общества хронические  «болезни» капиталистической системы: безработицу, резкое имущественное  расслоение, бедность многочисленных слоев населения. При социализме все население имело достаточно устойчивый, хотя и невысокий уровень  потребления, гарантированные трудоустройство  и получение дохода. С приходом новых, рыночных, отношений появились  трудности с получением работы и, соответственно, доходов, достаточных  для удовлетворения минимальных  потребностей. 
 
Малообеспеченность стала устойчивой и воспроизводимой реальностью еще по той причине, что начало рыночных реформ совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся глубочайшим системным кризисом, имевшим катастрофические последствия и для экономики, и для всего населения. Резко упал уровень благосостояния, возросла социальная дифференциация по доходам и доступу к социальным благам, пришли в упадок многие структуры социальной сферы. И лишь с 1996 г. в республике наметились позитивные сдвиги — приостановлена тенденция снижения уровня жизни населения, а уже 2003 г. реальные денежные доходы и реальная заработная плата по сравнению с 1995 г. выросли в 2,5 раза. 
 
Несмотря на позитивную динамику денежных доходов населения и заработной платы в 2003 году , сегодня уровень жизни остается низким и сопровождается широкомасштабной бедностью. Особенно тяжелое положение с удовлетворением материальных потребностей семей с детьми, в том числе многодетных, одиноких пенсионеров, инвалидов и других категорий населения. 
 
Определение «черты бедности» — сложный теоретико-методологический и социально-политический вопрос, который по-разному решается в различных странах и международных организациях. Но сегодня общепринятыми, в том числе и в Беларуси, являются методы социальных стандартов и нормативов, квинтильных групп, коэффициентов Джини, остроты и глубины бедности. 
 
При этом необходимо учитывать, что в 1990-х годах к малоимущим (бедным) категориям населения в Беларуси относились лица с уровнем располагаемых доходов ниже 60 % минимального потребительского бюджета. Этот норматив не был закреплен законодательно и носил рекомендательный характер (он рассчитывался по методике Министерства труда Республики Беларусь). В связи с этим был принят Закон «О прожиточном минимуме в Республике Беларусь». В соответствии с этим законом, вступившим в силу с 1 января 1999 г., бюджет прожиточного минимума является основным критерием признания граждан бедными; все граждане (семьи), отнесенные к этой категории, имеют право на государственную социальную помощь. 
 
^ Прожиточный минимум — минимальный набор материальных благ и услуг, необходимых для обеспечения жизнедеятельности человека и сохранения его здоровья. 
 
Бюджет прожиточного минимума (БПМ) — стоимостная величина прожиточного минимума, а также обязательные платежи и взносы. БПМ пересматривается с учетом роста потребительских цен и ежеквартально утверждается Правительством Республики Беларусь в ценах последнего месяца квартала. 
 
Наряду с этими нормативами утверждается и действует минимальный потребительский бюджет (МПБ), представляющий собой стоимость набора материальных благ и услуг, которые необходимы для удовлетворения минимальных физиологических и социальных потребностей человека определенного пола и возраста.  

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Динамика  изменения Бюджета прожиточного минимума в 2008-2012 гг. в расчете на один месяц в белорусских рублях

В ценах месяца

 

 

Период действия

 

В среднем на душу населения

Для трудоспо- собного населения

Для пенсио- неров

Для студен- тов

Для детей от 6 до

18 лет

 

 

Для детей до 3 лет

09.2012

1.11.2012- 31.01.2013

 

880 030

963 130

727 250

884 100

994 850

 

749 950

06.2012

1.08.2012- 31.10.2012

 

843 870

923 320

697 280

855 280

949 090

 

707 750

03.2012

1.05.2012- 31.07.2012

 

743 020

809 440

610 370

758 530

831 170

 

641 890

12.2011

1.02.2012- 
>30.04.2012< 
td>

706 880

764 970

567 510

690 340

759 980

581 240

09.2011

1.11.2011- 31.01.2012

574 790

621 830

463 570

541 730

619 600

451 400

06.2011

1.08.2011- 31.10.2011

442 360

481 920

366 790

425 980

475 250

348 970

03.2011

1.05.2011- 31.07.2011

343 260

373 260

294 210

342 370

377 730

289 430

12.2010

1.02.2011- 30.04.2011

296 870

324 550

262 210

316 070

361 310

262 040

09.2010

1.11.2010- 31.01.2011

283 050

302 490

252 230

302 950

345 380

251 830

06.2010

1.08.2010- 31.10.2010

274 510

293 880

245 310

294 670

336 860

245 860

03.2010

1.05.2010- 31.07.2010

266 230

284 860

238 380

285 500

325 980

237 410

12.2009

1.02.2010- 30.04.2010

255 220

271 450

227 380

272 130

312 070

227 430

09.2009

1.11.2009- 31.01.2010

250 070

266 330

223 250

267 030

305 910

223 060

06.2009

1.08.2009- 31.10.2009

249 410

266 070

222 920

266 590

306 240

222 450

03.2009

1.05.2009- 31.07.2009

243 570

261 320

219 140

262 140

297 070

215 160

12.2008

1.02.2009- 30.04.2009

234 370

256 550

204 370

244 450

278 110

200 130

09.2008

01.11.2008- 
>31.01.2009< 
p>

223 660

245 270

195 780

233 870

265 100

191 470

06.2008

01.08.2008- 31.10.2008

224 700

246 210

196 080

234 780

266 310

190 600

03.2008

01.05.2008- 31.07.2008

209 680

231 160

184 910

220 500

248 830

179 650


Структура бюджета  прожиточного минимума в среднем  на душу населения в 2012 года по статьям  расходов

Статьи расходов

Процентное соотношение  в ценах марта 2012

Процентное соотношение  в ценах июня 2012

Продукты питания

56,4

59,2

Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги

7,6

7

Предметы гардероба

22,1

20,3

Бытовые и транспортные услуги

5,0

5,0

Товары бытового и хозяйственного назначения

5,0

4,6

Взносы и платежи

1,2

1,4

Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства

2,7

2,5


 

 

 

Таблица. Размер бюджета  прожиточного минимума в 2012 году в Беларуси

Период действия

В среднем на душу на- селения

Для трудо-способного населения

Для пенсио- неров

Для студен- тов

Для детей от 6 до 18 лет

Для детей от 3 до 6 лет

Для детей до 3 лет

С 1 ноября по 31 января 2013

880 030

963 130

727 250

884 100

994 850

916 310

749 950

С 1 августа по 31 октября 2012

843 870

923 320

697 280

855 280

949 090

890 460

707 750

С 1 мая по 31 июля 2012

743 020

809 440

610 370

758 530

831 170

792 700

641 890

С 1 февраля по 30 апреля 2012

706 880

764 970

567 510

690 340

759 980

742 830

581 240

С 1 ноября 2011 по 31 января 2012

574 790

621 830

463 570

541 730

619 600

564 540

 

 
^ Квинтилъные  группы строятся путем ранжирования семей по уровню располагаемых ресурсов. Первоначально семьи ранжируются в порядке возрастания среднедушевых располагаемых ресурсов, а затем делятся на пять равных групп, каждая из которых включает 20 % всех семей. В результате первая квинтильная группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим уровнем располагаемых ресурсов, вторая квинтильная группа — последующие 20 % семей и так далее; пятая квинтильная группа (высшая) включает 20 % семей с самым высоким уровнем располагаемых ресурсов на члена семьи. 
 
В последние годы социальная дифференциация практически сохраняет свои соотношения. Доля низшей группы устойчиво составляет около 10 % общего объема располагаемых доходов, тогда как доля высшей — около 36 %, т.е. в 3,6 раза больше. Соотношение ресурсов 10 % наиболее и наименее обеспеченного населения подчеркивает еще более контрастное расслоение — оно почти равно 6. Как известно из мировой практики, этот разрыв считается предельным. Вместе с тем следует отметить, что значение коэффициента Джини снизилось с 0,278 (2008 г.) до 0,254 (2011 г.), что свидетельствует о некотором уменьшении неравномерности распределения ресурсов в обществе. Неравномерность имеет также ярко выраженные территориальные, профессиональные, тендерные и возрастные аспекты. Следствием неравномерности уровня доходов является и неравный доступ к получению материальных и культурных благ, продуктов питания, товаров длительного пользования. 
 
Высокий уровень бедности влияет на тенденции обострения и других проблем жизнедеятельности семей, среди которых можно назвать малодетность, рост числа неполных семей, большую долю социально уязвимой группы детей, снижение воспитательных возможностей семьи. 
 
Борьба с бедностью и нищетой занимает значительное место в политике зарубежных стран и международных организаций. Сокращение к 2015 г. уровня бедности и нищеты в 2 раза было названо на специальной сессии Генеральной Ассамблеи ООН, посвященной выполнению решений Встречи на высшем уровне в интересах социального развития (Копенгаген, 1995 г.) и Декларации тысячелетия (2000 г.), одной из семи целей развития мирового сообщества. 
 
Приоритетной задачей преодоления бедности должно стать создание условий для активного формирования и накопления человеческого капитала, стимулирования глубинных механизмов мотивации труда, уменьшения дифференциации доходов. Средний слой в перспективе в процентном отношении должен вытеснить слой бедных и при правильном государственном регулировании составить 70—75 % всего населения страны. 
 
Поскольку проблемы бедности в Беларуси, как и проблемы оплаты труда, имеют системный характер, то для повышения уровня жизни, эффективности политики доходов и занятости потребуются дальнейшие преобразования в социальной и экономической сферах. 
 
Важную роль в них призваны сыграть меры по совершенствованию социальной политики в целом и ее основных направлений в частности.

 

2.2 Социальная защита населения как одно из направлений социальной политики Республики Беларусь

Целью реформирования экономики  Республики Беларусь является построение социально-ориентированной рыночной экономики. В Конституции Республики Беларусь (ст. 13) отмечено, что «государство осуществляет регулирование экономической  деятельности в интересах человека и общества, обеспечивает направление  и координацию государственной  и частной экономической деятельности в социальных целях».

Главная цель социальной политики при переходе к рыночной экономике  – это создание для каждого  трудоспособного гражданина условий, позволяющих ему своим трудом и предприимчивостью обеспечивать собственное благосостояние и благосостояние семьи при усилении адресности социальной поддержки со стороны государства  слабо защищенных групп населения. Приоритетными направлениями социальной политики государства, по которым осуществляется регулирование социальных процессов  в обществе, являются:

- сфера доходов и личного  потребления семей;

- сфера общественного  благосостояния;

- сфера воспроизводства  населения, рабочей силы и занятости;

Государственная политика в  сфере общественного благосостояния связана, в первую очередь, с системой социальной защиты населения.

В широком значении социальная защита населения – это совокупность связей и отношений, обусловленных  необходимостью защиты социального  положения от воздействия социальных рисков. Она охватывает все население. Ее стержнем являются отношения законодательно закрепленных социальных гарантий и  прав в сфере человеческой жизнедеятельности. В узком значении социальную защиту можно определить как комплексную  систему социально-экономических  и правовых отношений, предназначенную  для обеспечения государственных  гарантий в области уровня жизни, а также поддержки социально  уязвимых слоев населения в связи  с трудной жизненной ситуацией.

Таким образом, в системе  социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:

- защита всех социально-демографических  групп населения;

- социальные гарантии  трудоспособным членам общества;

- меры социальной защиты  нетрудоспособного населения республики.

В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д. В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает прежде всего человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.

Это и различные проблемные семьи: с детьми-инвалидами, имеющие  низкий уровень доходов, многодетные, неблагополучные и др. В последнее  время все больше в социальной защите нуждаются женщины, дети и  подростки. Между субъектами и объектами  управления в системе социальной защиты осуществляются постоянные прямые и обратные связи. Вместе с тем, положение  субъекта и объекта не является постоянным: кто в одном случае выступает  в качестве субъекта, в другой ситуации становится объектом. Каждая более  высокая инстанция управленческой иерархии выполняет роль субъекта, уступая место объекта нижестоящей структуре, направляя на нее управленческие установки – прямые связи. В социальных системах взаимосвязь между субъектами и объектами управленческого процесса принципиально отличается от взаимосвязей в других системах. Это обусловлено их спецификой и субъекты и объекты социальной работы – это люди, социальные общности, которым присущи свои закономерности, в том числе активность и творческий подход к решению поставленных задач. Из этого вытекают следующие выводы: установки вышестоящих органов могут выполняться с корректировкой на инициативу (или ее отсутствие) нижестоящих структур. Изучать деятельность как субъектов, так и объектов необходимо в их взаимодействии; совершенствование системы социальной защиты зависит от одновременного улучшения деятельности и качеств как субъекта, так и объекта.

Особо подчеркивая то обстоятельство, что объекты социального управления в большей степени, чем другие обладают социальной активностью и  самодеятельностью, и в определенных условиях могут не принять установку  субъекта, побудить его изменить или  отменить свои намерения, – важно  заметить, что в управлении социальной деятельностью более четко, чем  в других сферах проявляется современное  представление об управлении как  о взаимодействии, а не только воздействии. На смену команде, заключенной в прямых связях, приходит консенсусно-демократический метод управления. К признанным типам организационных связей – субординации и координации – в социальном управлении прибавляется понятие реординации (обратное упорядочение). Реорганизационные связи являются разновидностью обратных связей, но имеют существенную особенность: они могут возникать не только как реакция на установки субъектов, а и как самостоятельные управленческие предложения, требования объекта, обусловленные изменившейся ситуацией.

Знание особенностей взаимодействия субъектов и объектов управления в любой сфере человеческой жизнедеятельности  важно при решении проблем  совершенствования управления, повышения  его результативности. Следует заметить, что в практике управления в системе  социальной защиты возможно больше, чем  в других сферах утвердилось одностороннее  понимание задачи улучшения управленческой деятельности. В большинстве случаев  все сводится к предъявлению требований к субъектам управления, социальным работникам, органам Министерства труда  и социальной защиты, объекты же практически не затрачиваются.

Информация о работе Бедность и социальная защита населения