Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Декабря 2012 в 23:30, курсовая работа
Целью работы является определение основных направлений по преодолению бедности в современной экономике. К основным задачам относятся:
1. Определение бедности как социально-экономической категории;
2. Изучение основных причин возникновения бедности;
3. Изучение инструментов социальной политики в Республике Беларусь в области предотвращения бедности.
Введение
1.Бедность как социально-экономическая категория
1.1 Определения бедности в мировой практике……………………………...4
1.2 Понятие бедности в современной экономической литературе……………………………………………………………………….6
1.3 Статистическая картина бедности в современном мире. Подходы к проблеме борьбы бедностью.…………………………………………………………..…8
2. Проблема бедности в белорусской экономике
2.1 Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси………………………………………………………………………..14
2.2 Социальная защита населения как одно из направлений социальной политики Республики Беларусь……………………………………………....20
2.3 Перспективы социальной политики в Республике Беларусь………………………………………………………………………..26
Заключение
2. Проблема бедности в белорусской экономике
2.1Социальная поляризация в переходной экономике Беларуси
Переход к рыночной модели
хозяйствования неизбежно привносит
в жизнь общества хронические
«болезни» капиталистической
Малообеспеченность стала устойчивой
и воспроизводимой реальностью еще по
той причине, что начало рыночных реформ
совпало с распадом бывшего СССР и разразившимся
глубочайшим системным кризисом, имевшим
катастрофические последствия и для экономики,
и для всего населения. Резко упал уровень
благосостояния, возросла социальная
дифференциация по доходам и доступу к
социальным благам, пришли в упадок многие
структуры социальной сферы. И лишь с 1996
г. в республике наметились позитивные
сдвиги — приостановлена тенденция снижения
уровня жизни населения, а уже 2003 г. реальные
денежные доходы и реальная заработная
плата по сравнению с 1995 г. выросли в 2,5
раза.
Несмотря на позитивную динамику денежных
доходов населения и заработной платы
в 2003 году , сегодня уровень жизни остается
низким и сопровождается широкомасштабной
бедностью. Особенно тяжелое положение
с удовлетворением материальных потребностей
семей с детьми, в том числе многодетных,
одиноких пенсионеров, инвалидов и других
категорий населения.
Определение «черты бедности» — сложный
теоретико-методологический и социально-политический
вопрос, который по-разному решается в
различных странах и международных организациях.
Но сегодня общепринятыми, в том числе
и в Беларуси, являются методы социальных
стандартов и нормативов, квинтильных
групп, коэффициентов Джини, остроты и
глубины бедности.
При этом необходимо учитывать, что в 1990-х
годах к малоимущим (бедным) категориям
населения в Беларуси относились лица
с уровнем располагаемых доходов ниже
60 % минимального потребительского бюджета.
Этот норматив не был закреплен законодательно
и носил рекомендательный характер (он
рассчитывался по методике Министерства
труда Республики Беларусь). В связи с
этим был принят Закон «О прожиточном
минимуме в Республике Беларусь». В соответствии
с этим законом, вступившим в силу с 1 января
1999 г., бюджет прожиточного минимума является
основным критерием признания граждан
бедными; все граждане (семьи), отнесенные
к этой категории, имеют право на государственную
социальную помощь.
^ Прожиточный минимум
— минимальный набор материальных благ
и услуг, необходимых для обеспечения
жизнедеятельности человека и сохранения
его здоровья.
Бюджет прожиточного
минимума (БПМ) — стоимостная величина
прожиточного минимума, а также обязательные
платежи и взносы. БПМ пересматривается
с учетом роста потребительских цен и
ежеквартально утверждается Правительством
Республики Беларусь в ценах последнего
месяца квартала.
Наряду с этими нормативами утверждается
и действует минимальный потребительский
бюджет (МПБ), представляющий собой
стоимость набора материальных благ и
услуг, которые необходимы для удовлетворения
минимальных физиологических и социальных
потребностей человека определенного
пола и возраста.
Динамика
изменения Бюджета прожиточного
минимума в 2008-2012 гг. в расчете на
один месяц в белорусских рублях
В ценах месяца |
Период действия |
|
В среднем на душу населения |
Для трудоспо- собного населения |
Для пенсио- неров |
Для студен- тов |
Для детей от 6 до 18 лет |
|
Для детей до 3 лет | ||
09.2012 |
1.11.2012- 31.01.2013 |
|
880 030 |
963 130 |
727 250 |
884 100 |
994 850 |
749 950 | |||
06.2012 |
1.08.2012- 31.10.2012 |
|
843 870 |
923 320 |
697 280 |
855 280 |
949 090 |
707 750 | |||
03.2012 |
1.05.2012- 31.07.2012 |
|
743 020 |
809 440 |
610 370 |
758 530 |
831 170 |
641 890 | |||
12.2011 |
1.02.2012- |
706 880 |
764 970 |
567 510 |
690 340 |
759 980 |
581 240 | ||||
09.2011 |
1.11.2011- 31.01.2012 |
574 790 |
621 830 |
463 570 |
541 730 |
619 600 |
451 400 | ||||
06.2011 |
1.08.2011- 31.10.2011 |
442 360 |
481 920 |
366 790 |
425 980 |
475 250 |
348 970 | ||||
03.2011 |
1.05.2011- 31.07.2011 |
343 260 |
373 260 |
294 210 |
342 370 |
377 730 |
289 430 | ||||
12.2010 |
1.02.2011- 30.04.2011 |
296 870 |
324 550 |
262 210 |
316 070 |
361 310 |
262 040 | ||||
09.2010 |
1.11.2010- 31.01.2011 |
283 050 |
302 490 |
252 230 |
302 950 |
345 380 |
251 830 | ||||
06.2010 |
1.08.2010- 31.10.2010 |
274 510 |
293 880 |
245 310 |
294 670 |
336 860 |
245 860 | ||||
03.2010 |
1.05.2010- 31.07.2010 |
266 230 |
284 860 |
238 380 |
285 500 |
325 980 |
237 410 | ||||
12.2009 |
1.02.2010- 30.04.2010 |
255 220 |
271 450 |
227 380 |
272 130 |
312 070 |
227 430 | ||||
09.2009 |
1.11.2009- 31.01.2010 |
250 070 |
266 330 |
223 250 |
267 030 |
305 910 |
223 060 | ||||
06.2009 |
1.08.2009- 31.10.2009 |
249 410 |
266 070 |
222 920 |
266 590 |
306 240 |
222 450 | ||||
03.2009 |
1.05.2009- 31.07.2009 |
243 570 |
261 320 |
219 140 |
262 140 |
297 070 |
215 160 | ||||
12.2008 |
1.02.2009- 30.04.2009 |
234 370 |
256 550 |
204 370 |
244 450 |
278 110 |
200 130 | ||||
09.2008 |
01.11.2008- |
223 660 |
245 270 |
195 780 |
233 870 |
265 100 |
191 470 | ||||
06.2008 |
01.08.2008- 31.10.2008 |
224 700 |
246 210 |
196 080 |
234 780 |
266 310 |
190 600 | ||||
03.2008 |
01.05.2008- 31.07.2008 |
209 680 |
231 160 |
184 910 |
220 500 |
248 830 |
179 650 |
Структура бюджета прожиточного минимума в среднем на душу населения в 2012 года по статьям расходов
Статьи расходов |
Процентное соотношение в ценах марта 2012 |
Процентное соотношение в ценах июня 2012 |
Продукты питания |
56,4 |
59,2 |
Плата за пользование жилым помещением и коммунальные услуги |
7,6 |
7 |
Предметы гардероба |
22,1 |
20,3 |
Бытовые и транспортные услуги |
5,0 |
5,0 |
Товары бытового и хозяйственного назначения |
5,0 |
4,6 |
Взносы и платежи |
1,2 |
1,4 |
Предметы первой необходимости, санитарии и лекарства |
2,7 |
2,5 |
Таблица. Размер бюджета прожиточного минимума в 2012 году в Беларуси
Период действия |
В среднем на душу на- селения |
Для трудо-способного населения |
Для пенсио- неров |
Для студен- тов |
Для детей от 6 до 18 лет |
Для детей от 3 до 6 лет |
Для детей до 3 лет |
С 1 ноября по 31 января 2013 |
880 030 |
963 130 |
727 250 |
884 100 |
994 850 |
916 310 |
749 950 |
С 1 августа по 31 октября 2012 |
843 870 |
923 320 |
697 280 |
855 280 |
949 090 |
890 460 |
707 750 |
С 1 мая по 31 июля 2012 |
743 020 |
809 440 |
610 370 |
758 530 |
831 170 |
792 700 |
641 890 |
С 1 февраля по 30 апреля 2012 |
706 880 |
764 970 |
567 510 |
690 340 |
759 980 |
742 830 |
581 240 |
С 1 ноября 2011 по 31 января 2012 |
574 790 |
621 830 |
463 570 |
541 730 |
619 600 |
564 540 |
^ Квинтилъные
группы строятся путем ранжирования
семей по уровню располагаемых ресурсов.
Первоначально семьи ранжируются в порядке
возрастания среднедушевых располагаемых
ресурсов, а затем делятся на пять равных
групп, каждая из которых включает 20 % всех
семей. В результате первая квинтильная
группа (низшая) включает 20 % семей с наименьшим
уровнем располагаемых ресурсов, вторая
квинтильная группа — последующие 20 %
семей и так далее; пятая квинтильная группа
(высшая) включает 20 % семей с самым высоким
уровнем располагаемых ресурсов на члена
семьи.
В последние годы социальная дифференциация
практически сохраняет свои соотношения.
Доля низшей группы устойчиво составляет
около 10 % общего объема располагаемых
доходов, тогда как доля высшей — около
36 %, т.е. в 3,6 раза больше. Соотношение ресурсов
10 % наиболее и наименее обеспеченного
населения подчеркивает еще более контрастное
расслоение — оно почти равно 6. Как известно
из мировой практики, этот разрыв считается
предельным. Вместе с тем следует отметить,
что значение коэффициента Джини снизилось
с 0,278 (2008 г.) до 0,254 (2011 г.), что свидетельствует
о некотором уменьшении неравномерности
распределения ресурсов в обществе. Неравномерность
имеет также ярко выраженные территориальные,
профессиональные, тендерные и возрастные
аспекты. Следствием неравномерности
уровня доходов является и неравный доступ
к получению материальных и культурных
благ, продуктов питания, товаров длительного
пользования.
Высокий уровень бедности влияет на тенденции
обострения и других проблем жизнедеятельности
семей, среди которых можно назвать малодетность,
рост числа неполных семей, большую долю
социально уязвимой группы детей, снижение
воспитательных возможностей семьи.
Борьба с бедностью и нищетой занимает
значительное место в политике зарубежных
стран и международных организаций. Сокращение
к 2015 г. уровня бедности и нищеты в 2 раза
было названо на специальной сессии Генеральной
Ассамблеи ООН, посвященной выполнению
решений Встречи на высшем уровне в интересах
социального развития (Копенгаген, 1995
г.) и Декларации тысячелетия (2000 г.), одной
из семи целей развития мирового сообщества.
Приоритетной задачей преодоления бедности
должно стать создание условий для активного
формирования и накопления человеческого
капитала, стимулирования глубинных механизмов
мотивации труда, уменьшения дифференциации
доходов. Средний слой в перспективе в
процентном отношении должен вытеснить
слой бедных и при правильном государственном
регулировании составить 70—75 % всего населения
страны.
Поскольку проблемы бедности в Беларуси,
как и проблемы оплаты труда, имеют системный
характер, то для повышения уровня жизни,
эффективности политики доходов и занятости
потребуются дальнейшие преобразования
в социальной и экономической сферах.
Важную роль в них призваны сыграть меры
по совершенствованию социальной политики
в целом и ее основных направлений в частности.
2.2 Социальная защита населения как одно из направлений социальной политики Республики Беларусь
Целью реформирования экономики
Республики Беларусь является построение
социально-ориентированной
Главная цель социальной политики
при переходе к рыночной экономике
– это создание для каждого
трудоспособного гражданина условий,
позволяющих ему своим трудом
и предприимчивостью
- сфера доходов и личного потребления семей;
- сфера общественного благосостояния;
- сфера воспроизводства
населения, рабочей силы и
Государственная политика в
сфере общественного
В широком значении социальная
защита населения – это совокупность
связей и отношений, обусловленных
необходимостью защиты социального
положения от воздействия социальных
рисков. Она охватывает все население.
Ее стержнем являются отношения законодательно
закрепленных социальных гарантий и
прав в сфере человеческой жизнедеятельности.
В узком значении социальную защиту
можно определить как комплексную
систему социально-
Таким образом, в системе социальной защиты можно выделить 3 подсистемы:
- защита всех социально-
- социальные гарантии
трудоспособным членам
- меры социальной защиты
нетрудоспособного населения
В качестве субъектов управления в системе социальной защиты выступают прежде всего службы и организации Министерства труда и социальной защиты Республики Беларусь различных уровней. Вопросы социальной защиты населения (в широком смысле этого понятия) решают также органы образования, культуры и искусства, здравоохранения, туризма, физкультуры и спорта, жилищных и коммунальных хозяйств и др. Социальное обслуживание населения осуществляется также общественные организации, благотворительные и другие негосударственные структуры, роль и количество которых заметно выросло. К субъектам социальной работы на контактном уровне относятся социальные работники, оказывающие помощь определенным группам нуждающихся, или специализирующиеся по определенным направлениям социальной работы. К субъектам можно отнести также членов семьи и группы людей, оказывающих помощь нуждающимся своим непосредственным общением, моральной поддержкой и т. д. В качестве объекта управления в системе соц. защиты (в узком смысле) выступает прежде всего человек, личность или группа людей, оказавшихся в затруднительном положении. К ним можно отнести такие категории людей, как инвалиды, безработные, одинокие пожилые люди; беженцы и вынужденные переселенцы; лица, подвергшиеся радиационному воздействию вследствие аварии на Чернобыльской АЭС и др.
Это и различные проблемные
семьи: с детьми-инвалидами, имеющие
низкий уровень доходов, многодетные,
неблагополучные и др. В последнее
время все больше в социальной
защите нуждаются женщины, дети и
подростки. Между субъектами и объектами
управления в системе социальной
защиты осуществляются постоянные прямые
и обратные связи. Вместе с тем, положение
субъекта и объекта не является постоянным:
кто в одном случае выступает
в качестве субъекта, в другой ситуации
становится объектом. Каждая более
высокая инстанция
Особо подчеркивая то обстоятельство,
что объекты социального
Знание особенностей взаимодействия субъектов и объектов управления в любой сфере человеческой жизнедеятельности важно при решении проблем совершенствования управления, повышения его результативности. Следует заметить, что в практике управления в системе социальной защиты возможно больше, чем в других сферах утвердилось одностороннее понимание задачи улучшения управленческой деятельности. В большинстве случаев все сводится к предъявлению требований к субъектам управления, социальным работникам, органам Министерства труда и социальной защиты, объекты же практически не затрачиваются.