Автор работы: Пользователь скрыл имя, 03 Января 2015 в 22:49, курсовая работа
Целью данной работы является изложение различных точек зрения, имеющихся в литературе по исследуемой проблеме, их сравнение, критический анализ. Задачей данной работы является определение своей точки зрения по спорным вопросам, аргументировать её.
Данная работа построена таким образом, чтобы наиболее полно и последовательно изложить основные проблемы освещаемой темы
Введение 3
Безработица: понятие и основные причины. 6
Виды и уровень безработицы 16
Социально-экономические последствия безработицы. 24
Пути, формы и методы регулирования уровня безработицы. 27
Заключение 34
Список использованной литературы. 36
Целенаправленная политика создания новых рабочих мест становится тем более актуальной, что современный уровень научно-технического прогресса позволяет обеспечить экономический рост без увеличения занятости. Ни одна программа на Западе не принимается без тщательного анализа эффекта создания новых рабочих мест.
Эффективный инструмент политики занятости – содействие малому и среднему бизнесу. Опыт развитых стран показывает, что это направление способно охватить более половины всех занятых в народном хозяйстве. Подготовка и переподготовка персонала называется структурной мерой регулирования рынка труда, так как она обусловлена постоянными структурными изменениями в экономике, отмиранием одних профессий и возникновением других. Система подготовки кадров обычно нацелена на получение молодежью первой профессии. Даже если в начале трудовой карьеры первая профессия была престижной, чтобы быть непрерывно востребованным на рынке труда и иметь пожизненную занятость, надо постоянно расширять свои знания и развивать умения, поэтому важным направлением «обучения для взрослых» становится переподготовка.
Субсидированная занятость как мера регулирования рынка труда направлена на создание специальных рабочих мест для лиц с ограниченной трудоспособностью (инвалидов, молодежи, многодетных женщин.)
Идея субсидированной занятости – вывести эти группы населения из конкурентной борьбы за рабочие места, т.е. обеспечить им государственную гарантию занятости или «конкурентно нейтральность», поскольку они находятся в заведомо не равных условиях рынка труда. Субсидирование рабочих мест подразумевает создание специальных условий труда и особого режима работы (неполный рабочий день, неделя и др.). Гарантированная занятость маргинальных слоев позволяет им противостоять «социальному отторжению», а также обеспечивает социальную защиту.
К активным мерам регулирования занятости относятся также миграционная политика и общественные работы. Последние возникли как способ временной занятости и социальной поддержки безработных в период резкого спада производства и массового высвобождения работников.
Опыт стран с развитой рыночной экономикой показывает, что меры активной политики занятости эффективны, если на них расходуется не менее половины всех средств, выделяемых на борьбу с безработицей.
К сожалению, приходится констатировать, что из всего пакета мер в России доминирует выплата пособия по безработице: до 70% средств расходуется на эту пассивную меру. Если учесть, что значительная часть средств направляется на развитие самой службы занятости ( на начальном этапе это было оправданно необходимостью развития инфраструктуры рынка труда), то такая модель финансирования обусловливает скорее мультипликацию безработицы , нежели эффективную политику занятости.36
Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников. При этом необходимо учитывать опыт развитых стран, социальные и национальные особенности России, реально сложившуюся в стране ситуацию и внутреннюю логику развития с учетом тенденций развития.37
Заключение.
Безработица – это не новое явление, этот процесс активно изучался еще родоначальниками экономической науки : Дж.М Кейнсом, А.Смитом и т.д.
Тема безработицы не теряет актуальности в настоящее время.
Основные причины её были выделены сначала классиками, затем марксистами, после кейнсианцами, современные ученые также продолжают выделять все новые и новые причины, которые возникают в связи с изменением как условий жизни , так и условий труда.
В теоретических
Безработица влечет за собой глобальные изменения как в экономике, как и в социальное сфере. Эти изменения могут быть не только отрицательными, но и положительными.
I. Социальные последствия безработицы
Отрицательные
1. Обострение криминогенной ситуации.
2. Усиление социальной напряженности.
3. Рост количества физических и душевных заболеваний.
4. Увеличение социальной дифференциации.
5. Снижение трудовой активности.
Положительные
1. Повышение социальной ценности рабочего места.
2. Увеличение личного свободного времени.
3. Возрастание свободы выбора места работы.
4. Увеличение социальной значимости и ценности труда.
II. Экономические последствия безработицы
Отрицательные
1. Обесценивание последствий обучения.
2. Сокращение производства.
3. Затраты на помощь безработным.
4. Утрата квалификации.
5. Снижение жизненного уровня.
6. Недопроизводство
7. Снижение налоговых поступлений.
Положительные
1. Создание резерва рабочей
силы для структурной
2. Конкуренция между работниками
как стимул к развитию
3. Перерыв в занятости для переобучения и повышения уровня образования.
4. Стимулирование роста
интенсивности и
Каждое государство проводит ряд мер по регулированию уровня безработицы. При этом принимаются во внимания исследования, сделанные неоклассической школой экономики, Дж.М. Кейнсом и монетаристской школой экономики. В настоящее время более применимой является модель разработанная Дж.М. Кейнсом. Государство должно держать уровень безработицы под контролем, так как опыт многих лет показал, что саморегулирования этого явления не происходит и большое увеличение уровня безработицы влечет тяжелые последствия. Стратегические решения в области государственного регулирования занятости должны носить комплексный характер и лежать в плоскости обеспечения роста производства и создания новых рабочих мест с одновременным развертыванием программы переобучения и повышения квалификации работников.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ:
1 Пленкович Ю. Политолого - социологические проблемы , вызванные безработицей// материалы межрегиональной научно-практической конференции.-Тверь, 1999.-с.45.
2 Иванова В.Н., Безденежных Т.Н. Управление занятостью населения на местном уровне. М., 2002. С.101.
3 Хасин Г.А. Безработица. М., 1994. С. 21.
4 Экономическая теория: логический словарь/ В.А. Петрищев, Л.А. Карасева, А.М. Сенин, В.А. Кунтыш. –Тверь: Тверской ун-т, 2002. – с.81.
5 Экономика труда и социально-трудовых отношений / под ред. Г.Г. Меликьяна, Р.П. Колосовой. М., 1996. С.164.
6 Селищев А.С. Макроэкономика. Базовый курс. –М.,2002. –С.298.
7 Сулищев А.С. Макроэкономика . Базовый курс. –М., 2002. –С.300.
8 Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. В.И. Видяпина.-М.,2000.-с.486.
9 Менькью Н.Г. Макроэкономика. Пер. с английского.МГУ.,1994.-с.210
10 Экономическая теория: Учебник для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. В.Д.Камаева.-М.,-1999.-с.385.
11 Костин Л. Занятость, заработная плата и инфляция.// Человек и труд .-2000.-№2.-с.33.
12 Борвихин В.Н. Пороховщиков В.Г. Социально- экономические аспекты занятости в России.- Тв.,2001.-с.102.
13 Старовойтова Л.И. Золотарева Т.Ф. Учебное пособие. Занятость населения и ее регулирование.-М.,2001.-с.48.
14 Борвихин В.Н. Пороховщиков В.Г. Указ соч.-с.103.
15 Дорнбуш Р. ФишерС. Макроэкономика. Перевод с английского.-М.,1997.-с.529.
16 Экономическая теория: Учебник/ Под общ. Ред. В.И. Видяпина.-М.,2000.-с.486.
17 Борвихин В.Н. Пороховщиков В.Г. Указ соч.-с.103.
18 Андреев Б.Ф. Системный курс экономической теории. – С-Пб..1998.-с.244.
19 Экономическая теория: Учебн. пос./ Под общ.ред. В.И. Видяпина.-М.,2000.-с.494.
20 Старовойтова Л.И., Золотарева Т.Ф. Занятость населения и ее регулирование.-М.,2001,-с.32.
21 21 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004 –С.50
22 Рощин С.Ю., Разумова Т.О., Экономика труда:Учебное пособие.-М.,2001.-с.329.
23 Иохин В.Я.Учебник.6Экономика труда.-М.,2001.-с.320.
24 Борвихин В.Н. , Пороховщиков В.Г. Социально-экономические аспекты занятости населения.-Тверь.,2001.-с.36.
25 Павленков В.А. Рынок труда. Занятость. Безработица. – М., 2004 –С.71
26 Юрьева Т.В. Учебник:Социальная рыночная экономика.-М.,1999.-с.304.
27 Экономика труда. Учебник/ под ред. Шлендера П.Э., Кокина Ю.Л..-М.,2002.-с.392.
28 Рональд Дж. Эренберг, Роберт С.Смит. Современная экономика труда. Теория и государственная политика.-МГУ.,1996.-с.642.
29 Рональд Дж. Эренберг ., Роберт С. Смит. Указ. соч. - с. 643.
31 П.А. Самуэльсон., Экономика., - М: Машиностроение., 1993 -С.598
32 Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. В.И. Видяпина.-М.,2000.-с.505
33 - “Общая теория занятости, процента и денег” Дж.-М. Кейнс, Москва, 1993 г.
34 Экономическая теория: Учебник/Под общ. Ред. В.И. Видяпина.-М.,2000.-с.506
35 Котляр С. Политика занятости вместо мультипликатора безработицы.//Человек и труд.-2000.-№9.-С.33.
36 Котляр С. Указ. Соч.-с.34.
37 Социальная рыночная экономика: Учебник для вузов// Под ред. Юрьевой Т.В..-М.,1999,-с.174.
Информация о работе Безработица: ее основные причины, экономическая роль и методы регулирования