Безработица и ее типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 30 Марта 2015 в 16:20, контрольная работа

Описание работы

Свертывание деятельности центральных ведомств и отраслевых министерств, разрыв вертикальных и горизонтальных экономических связей, установленных в условиях командно-административной системы без учета интересов территорий и трудовых коллективов, резкое ухудшение социально-экономического положения и обострение межреспубликанского (в пределах СНГ) движения населения негативно сказалось на эффективности использование накопленного производственного потенциала, сбалансированном обеспечении трудоспособного населения рабочими местами, способствовало возникновению локальных очагов безработицы.

Содержание работы

Введение
1.Безработица и ее типы
2. Определение уровня безработицы
3. Социально-экономические последствия безработицы
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

Экономическая теория.doc

— 78.00 Кб (Скачать файл)

Во-вторых,  безработица  поднимает  дисциплину  и  эффективность  труда

тех,  кто  пока  занят  в  производстве.

В  то  же  время  безработица  порождает  тяжелейшие  отрицательные

социально-экономические  последствия.

 

1. Незанятая  рабочая  сила  означает  недоиспользование  экономического

потенциала  общества,  прямые  экономические  потери,  являющиеся  следствием

естественной  и  фактической безработицы  (и  соответственно  занятости).

Естественный  уровень  безработицы – это  такая  ситуация  на  рынке

труда,  при  которой  спрос  на  труд  и  предложение  труда  совпадают.  К

естественной  безработице  относятся  фрикционная  и  структурная,  т. е.

нечто  неизбежное,  объективно  обусловленное. Все  другие  виды  безработицы

можно  рассматривать  как  прямое  недоиспользование  трудовых  ресурсов.

Естественный  уровень  безработицы  позволяет  определить  потенциальный

ВНП,  т. е.  такой  объем  валового  национального  продукта,  который

можно  произвести  в  условиях  естественного  уровня  занятости.

Фактический  уровень  ВНП,  как  правило,  ниже  его  потенциального  уровня,  а

фактический  уровень  безработицы  выше  естественного  уровня  безработицы.

В  этих  условиях  возникает  необходимость  определить,  какую  часть  ВНП

общество  недополучает  вследствие  превышения  естественного  уровня

безработицы.  Американский  экономист  Артур  Оукен  (1928 –1980)

сформулировал  закон,  согласно  которому  между  уровнем

безработицы  и  реальным  объемом  ВНП  существует  обратная  зависимость,

показывающая,  что  сокращение  безработицы  на  один  процентный  пункт  дает

дополнительный  прирост  реального  ВНП  примерно  на  2%.  Это  и  есть

закон  Оукена,  а  цифра  2,0 – коэффициент  Оукена.  Так,  если естественный  уровень  безработицы  в  данном  году  равен  4%,  а фактический  ее  уровень – 7%,  то  разница  составит  3%.  Эти  3%  надо умножить  на  коэффициент  Оукена  (3%  2,0 = 6%).  Если  фактический  ВНП составляет  200  трлн.  руб.,  то  общество  недополучило  в  данном  году  6% от  200  трлн. руб.,  т. е.  12  трлн. руб.,  а  потенциальный  ВНП  в  данной

стране  в  данном  году  составил  бы  212 трлн. руб.

 

2.  Безработица  сковывает  требования  профсоюзов  о  повышении  заработной

платы,  как  бы  срабатывает  в  пользу  требований  союзов

предпринимателей.

 

3.  При  длительной  безработице  работник  теряет  квалификацию,  а

получение  новой  квалификации  и  адаптация  к  новым  условиям  часто

протекают  для  него  болезненно.

 

4.  Безработица  ведет  к  прямому  падению  ранее  достигнутого  уровня

жизни.  Пособия  по  безработице  всегда  меньше  заработной  платы,  имеют

временный  характер.  Рост  безработицы  снижает  покупательный  и

инвестиционный  спросы,  сокращает  объемы  сбережений  у  населения.

 

5.  Сам  факт  безработицы  наносит  человеку  тяжелейшую  психологическую

травму,  сравнимую  с  самыми  неприятными  обстоятельствами  (смерть

близких,  тюремное  заключение  и  т. п.).  Многие  социологи  связывают

рост  преступности  с  ростом  безработицы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение.

Наличие как макроэкономических, так и иных ограничений и препятствий оказывает сдерживающее влияние на сокращение безработицы и рост занятости даже в период экономического оживления. Надежды на автоматическое улучшение функционирования рынка труда при благоприятной макроэкономической динамике выглядит излишне оптимистично. На сегодняшний день нет оснований полагать, что проблема открытой безработицы будет снята в ближайшие годы. Она будет либо достаточно интенсивно расширяться, либо сохранит “ползучий” характер. Не исключено, что увеличение безработицы будет происходить параллельно с позитивными переменами в ВВП и производительности на стадии подъема. Весьма вероятно, что российская экономика столкнется с достаточно уникальной ситуацией – “оживлением без рабочих мест”.

Проблема “недозанятости” также останется актуальной. Ее “накопленные” объемы, а также скорость, с которой произойдет рационализация фонда рабочего времени (рассасывание “недозанятости”), будут оказывать влияние как на темпы экономического оживления, так и на масштабы открытой безработицы. В том случае, если произойдет изменение в распределении избыточной рабочей силы между безработными и “недозанятыми”, изменятся и акценты трудовой политики в сторону мер, направленных на возвращение потерявших работу к труду.

В целом же, как представляется, вопрос состоит не в том, каких позитивных перемен нужно ожидать на рынке труда, а в том, каким образом, использовать весьма ограниченные возможности для нейтрализации потенциальных факторов риска ухудшения занятости. Решающую роль здесь играет макроэкономическая политика. Учитывая, что состояние рынка труда, динамика безработицы будут оказывать все возрастающее влияние на экономическое оздоровление и его скорость, эта политика должна быть модифицирована.

С точки зрения влияния на занятость эффективность макроэкономической политики должна определяться ее позитивным влиянием на способность экономики поддерживать баланс между повышением производительности на стадии подъема и созданием новых рабочих мест для безработных граждан, а также тех, кто впервые или повторно вступает на рынок труда. Повышение и поддержание высокой способности экономики к “генерации занятости” в целом составляет задачу экономической политики.

Наличие многочисленных факторов, не связанных с макроэкономическими возможностями для занятости, может сделать бессмысленными попытки стабилизации положения на рынке труда за счет “чистых” экономических мер. По мере завершения перевода экономики из режима переходного периода к ее функционированию на собственной рыночной основе значение собственно политики на рынке труда будет возрастать. Результаты макроэкономических усилий будут находиться в ощутимой зависимости от эффективности трудовой политики. Повышение и поддержание “высокой способности к занятости” рабочей силы, а также поддержка благоприятной “рабочей среды”, позволяющей реализовать эту способность и сохранить уже имеющуюся занятость, в целом должно составлять ключевую задачу политики на рынке труда.

По мере расширения открытой безработицы, в том числе в связи с оптимизацией фонда рабочего времени, приведения численности работающих к величине “экономически заданного спроса”, будет усиливаться значение политики преодоления открытой безработицы. Ее базовая задача – повышение “способности к занятости” безработных граждан. Под повышением “способности к занятости” понимается снятие объективных препятствий (информационных, квалификационных, социальных, психологических и т.д.), мешающих безработным занять имеющиеся вакансии или генерируемые экономикой новые рабочие места. Основная цель – скорейшее возвращение искателей работы к активному труду, предотвращение их дрейфа в длительную безработицу.

Официальная безработица в РФ с 29 марта по 25 апреля снизилась на 3,35% и составила 1,2 миллиона человек, сообщила в среду пресс-служба Минздравсоцразвития России.

"За период с 29 марта по 25 апреля 2012 года численность безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, снизилась на 3,35% или 44,23 тысячи человек и по состоянию на 25 апреля 2012 года составила 1,276 миллиона человек", - говорится в сообщении ведомства.

Численность безработных граждан снизилась в 80 регионах России. Наибольшее снижение отмечено в республиках Калмыкия и Северная Осетия - Алания, а также Астраханской, Омской и Курганской областях.

Между тем рост численности безработных граждан, зарегистрированных в органах службы занятости, отмечен в трех регионах – Республике Тыва, Кабардино-Балкарской и Чеченской республиках.

По данным Росстата, общая безработица в марте 2012 года, по предварительным данным, составила 4,874 миллиона человек или 6,5% экономически активного населения. Ранее Минздравсоцразвития сообщало, что по итогам I квартала 2012 года, общая безработица снизилась на 37 тысяч человек, передает РИА Новости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

ЛИТЕРАТУРА.

 

1.Рофе А. И. и др. Рынок  труда, занятость населения, экономика  ресурсов для

труда: Учебное пособие / Рофе А. И., Збышко Б. Г., Ишин В. В.; Под ред. А.И.

Рофе.- М.: «МИК», 1997.

2.Макконнелл К. Р., Брю С. Л. Экономикс в 2-х томах. - М.,1992.

3.А.С.Булатов «Экономическая  теория» Экономист,Москва,2003г.

4.Завельский М.Г. «Экономика  и социология труда»курс

лекций.Москва:ЛОГОС,2001г.

5.Бородянский Э., Кузьмин  В. «Реальный путь противодействия  безработице.» //

Человек и труд. 1996. № 9.

6.Адамчук В.В.,Ромашов  О.В.,Сорокина М.Е. «Экономика и  социология

труда»,учебник для вузов.Москва:ЮНИТИ,1999г.

 

 

 


 



Информация о работе Безработица и ее типы