Автор работы: Пользователь скрыл имя, 20 Февраля 2013 в 22:00, курсовая работа
Цель данной курсовой работы: подробное изучение и анализ ситуации, имеющей место быть на российском рынке труда, выявление причин, видов, уровня безработицы, её экономических и социальных издержек.
Неоспорим тот факт, что в настоящий момент наше государство находится на начальных стадиях развития в области регулирования рынка труда. Многие нормативные документы действуют еще со времен Советского Союза и не способны адекватно регулировать трудовые взаимоотношения, а законы зачастую противоречат друг другу. Тем не менее, в стране разработана и действует Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, в частности: снижению уровня безработицы.
Введение
Глава 1. Причины и виды безработицы
Глава 2. Уровень безработицы в России
Глава 3. Экономические и социальные издержки безработицы
Заключение
Список литературы
Анализируя безработицу по полу и месту проживания, отмечу, что среди безработных по методологии МОТ доля женщин в декабре 2010г. составила 47,6%, доля городских жителей - 67,9%, в ноябре 2009г. соответственно 45,2% и 62,5% .
Относительно возрастного
В декабре 2010г. среди безработных доля лиц, срок пребывания которых в состоянии поиска работы (безработицы) не превышает 3-х месяцев, составила 28,8% и снизилась по сравнению с ноябрем 2009г. на 6%. Доля безработных, ищущих работу более 1 года в декабре 2010г. по сравнению с ноябрем 2009г. снизилась и составила 32,0%. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских - 42,4% и 27,1% соответственно.
Большое значение при анализе уровня безработицы играет наличие опыта работы. В численности безработных 23,0% составляют лица, не имеющие опыта трудовой деятельности – это 1,4 млн.человек. Эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи (17,1% - за счет молодежи до 20 лет, 50% - от 20 до 24 лет, 15% - 25-29 лет). В декабре 2010г. среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, составила 28,9%, а оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 21,3%.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующей критериям МОТ, отмечается в Центральном федеральном округе, самый высокий – в Южном федеральном округе.
В этой же главе я хотела бы упомянуть о прогнозе Минэкономразвития о темпах снижения безработицы в России в ближайшие годы. Итак, в 2011 году уровень безработицы составит 8,6 %, в 2012 году – 8,2 %, а в 2013 году общее число безработных составит 7,7 %, т.е. 5,6 миллиона человек. С такими (довольно оптимистичными) прогнозами соглашаются сейчас большинство экспертов. В частности, на недавнем заседании комиссии по социально – трудовым отношениям представители правительства и профсоюзов заявили, что резких всплесков безработицы не ожидается (возможны лишь сезонные колебания). Стабилизацию на рынке труда можно вполне списать на счет антикризисных программ занятости. В этом году на них было израсходовано 37 миллиардов рублей, в следующем году затраты составят практически такую же сумму.
Подводя итог, стоит отметить, что общий уровень безработицы увеличился по сравнению с прошлым годом. Доля женщин и городских жителей среди безработных так же выросла. Средний возраст безработных 2009г. вырос почти на год. Однако, среди безработных доля лиц, ищущих работу, снизилась. Среди сельских жителей доля застойной безработицы существенно выше, чем среди городских. 23% безработных не имеют опыта трудовой деятельности – эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи. Уровень безработицы по округам РФ варьируется от 5% до 11.3%. Тем не менее, специалисты Минэкономразвития прогнозируют сокращение численности безработного населения уже в ближайшие годы.
Для полной статистической картины уровня безработицы за прошлый год я проанализировала данные службы занятости г. Ижевска. С ними можно ознакомиться в таблице №2 и таблице №3.
Таблица №2. Экспресс-информация основных показателей деятельности по содействию занятости населения (общая по городу Ижевску).
Показатели |
Январь – декабрь 2009 года |
Январь – декабрь 2010 года |
2010 г. в % к 2009 г. |
Численность граждан, обратившихся за содействием в поиске подходящей работы |
6969 |
9093 |
130,5 |
Из них признано безработными: |
3519 |
6624 |
188,2 |
Нашли работу при содействии службы занятости |
4516 |
4849 |
107,4 |
В том числе: учащиеся, желающие работать в свободное от учёбы время |
809 |
666 |
82,3 |
Направлено на оплачиваемые общественные работы |
247 |
756 |
306,1 |
Трудоустроено безработных из числа лиц, испытывающих трудности в поиске работы |
47 |
38 |
80,9 |
Трудоустроено безработных граждан в возрасте 18-20 лет из числа выпускников |
7 |
9 |
128,6 |
Приступили к профобучению |
230 |
705 |
306,5 |
Получили услуги по профориентации |
4345 |
6580 |
151,4 |
Получили услуги по социальной адаптации |
218 |
439 |
201,4 |
Получили услуги по психологической поддержке |
129 |
130 |
100,8 |
Поступило заявок на свободные рабочие места |
11848 |
6031 |
50,9 |
Количество заявок на конец отчётного периода (на 01 января) |
829 |
892 |
107,6 |
На одну вакансию приходилось ищущих работу граждан (напряжённость) на конец месяца |
2,66 |
2,7 |
101,5 |
Численность ищущих работу граждан, состоящих на учёте на конец отчётного периода (на 01 января) |
2203 |
2446 |
111,0 |
Из них: численность безработных |
1851 |
2385 |
128,8 |
Из них: получают пособие по безработице |
1615 |
2244 |
138,9 |
Уровень безработицы на конец отчётного периода |
1,6% |
2,1% |
131,3 |
Таблица №3. Сведения о предоставлении государственных услуг в области содействия занятости населения за январь – декабрь 2010 года
Всего, чел. |
По отдельным категориям безработных граждан | |||
женщины |
жители сельской местности |
жители монопрофильных городов | ||
Численность безработных граждан, состоящих на регистрационном учёте на конец отчётного периода |
2385 |
1155 |
307 |
161 |
Из них по образованию: |
||||
Имеющие высшее проф. |
451 |
256 |
15 |
12 |
Имеющие среднее проф. |
598 |
332 |
57 |
40 |
Имеющие начальное проф. |
613 |
244 |
87 |
40 |
Имеющие среднее (полное) общее |
477 |
225 |
79 |
39 |
Имеющие основное общее |
208 |
82 |
58 |
28 |
Не имеющие образования |
38 |
16 |
11 |
2 |
Из них по возрасту: |
||||
16-17 лет |
9 |
5 |
3 |
|
18-19 лет |
77 |
48 |
8 |
5 |
20-24 лет |
307 |
191 |
53 |
31 |
25-29 лет |
289 |
147 |
33 |
19 |
Предпенсионного возраста (за 2 года до пенсии) |
198 |
112 |
26 |
8 |
По иным характеристикам: |
||||
Уволившиеся по собственному желанию |
1019 |
437 |
114 |
64 |
Уволенные за нарушение трудовой дисциплины и другие виновные действия |
18 |
4 |
3 |
|
Уволенные в связи с ликвидацией организации (сокращением штата) |
258 |
156 |
46 |
33 |
Уволенные с военной службы |
28 |
1 |
3 |
2 |
Уволенные с государственной гражданской службы |
8 |
7 |
1 | |
Освобождённые из учреждений, исполняющих наказание в виде лишения свободы |
13 |
3 |
2 |
1 |
Прекратившие индивидуальную
предпринимательскую |
12 |
5 |
1 |
1 |
Отчисленные за виновные действия из числа направленных на профессиональное обучение |
||||
Выпускники учреждений: |
||||
высшего проф.образования |
11 |
7 |
3 |
|
среднего проф.образования |
35 |
31 |
7 |
6 |
начального проф.образования |
23 |
13 |
5 |
2 |
Данные таблицы наглядно показывают состав и некоторые характеристики безработного населения, зарегистрированного в службе занятости г. Ижевска на конец 2010 года. Мы можем видеть, что численность граждан, обратившихся в службу занятости за помощью в поиске работы, в 2010 году увеличилась в 1,3 раза по сравнению с 2009 годом. Однако, другие показатели (численность нашедших работу, трудоустроившиеся выпускники, услуги профориентации и др.) так же возросли, что говорит о положительной тенденции в области улучшения ситуации на рынке труда в городе.
Повышение уровня безработицы означает, что общество фактически отказывается от всех тех товаров и услуг, которые могли бы произвести безработные. Потери в периоды высокой безработицы – это самые большие документируемые убытки в современной экономике. Они во много раз больше, чем потери на микроуровне вследствие, например, появления монополии.
К основным экономическим
издержкам безработицы
- прямые потери в личных доходах и снижение уровня жизни населения (а точнее, конкретных людей, ставших безработными, а также членов их семей);
- сокращение доходной
части федерального бюджета (
- недополученный выпуск продукции (это отклонение фактического ВВП от потенциального в результате неполного использования совокупной рабочей силы; чем выше уровень безработицы, тем больше отставание ВВП);
-рост затрат общества
на защиту работников от
Безработица по сути своей
является не просто отсутствием работы,
а серьезной экономическая
- маргинализацию общества,
потерю квалификации и
-падение морали в обществе, а как следствие - распад семей, рост преступности;
-ухудшение физического
и психологического здоровья, увеличение
количества психических и
-обострение социальной
напряженности, общественные
Экономические издержки безработицы безусловно велики, но и внеэкономические просто огромны. Никакими материальными благами не выразить масштабы тех социально-психологических бедствий, которые происходят в периоды высокой и устойчивой вынужденной безработицы. Результаты научных исследований, проведенных в последние годы, подтверждают существование ряда эмоциональных, социальных, финансовых, семейных, медицинских и политических последствий безработицы. Ученые обнаружили связь между безработицей и тюремным заключением. Изучение уголовных дел показывает, что до 70% заключенных в момент ареста не имели работы, а рецидивы объясняются отсутствием работы (о нежелании работодателей трудоустраивать бывших заключённых писалось выше). Во время безработицы работникам и их семьям приходится жить на сбережения, продавать вещи, жить на пособие по социальному обеспечению. В связи с этим появилось новое определение в экономике - «порог терпимости» (когда члены семьи безработного еще сохраняют способность заботиться друг о друге). Есть основания считать, что стресс, связанный с безработицей, снижает этот порог, в результате чего подростки сбегают из дома, иждивенцев помещают в приюты, семья отторгает тех, кого считает обременительными.
Не вызывает сомнений, что в данной ситуации необходимы государственные меры, направленные на снижение уровня безработицы. И такие меры существуют. 22 Декабря 2009 г. в здании «ИТАР-ТАСС» в режиме он-лайн была проведена пресс-конференция с участием заместителя Руководителя Федеральной службы по труду и занятости Вовченко Алексея Витальевича. Тема конференции называлась «О ходе реализации мероприятий, направленных на снижение напряженности на рынке труда в субъектах Российской Федерации». На конференции А.В.Вовченко отвечал на вопросы о государственной программе дополнительных мер по снижению напряженности на рынке труда, утверждённой постановлением правительства РФ №289 от 31 декабря 2008 года. Вышеупомянутая программа предусматривает финансирование за счет федеральных средств региональных программ субъектов Российской Федерации, направленных на сокращение числа безработных. Прежде всего, это 4 основных блока:
Информация о работе Безработица: Экономические и социальные издержки