Безработица как макроэкономическое явление: природа, причины, виды, последствия, государственное регулирование

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Сентября 2014 в 10:27, курсовая работа

Описание работы

Безработица влечет за собой расточение в огромных масштабах главной производительной силы общества, а именно, рабочей силы; существенное сокращение потенциального валового продукта и национального дохода страны; значительные производительные расходы государства на выплату пособий по безработице, переквалификацию безработных и их трудоустройство. Очевидно, что при неполном использовании имеющихся ресурсов рабочей силы экономическая система работает, не достигая границ своих производственных возможностей, и невозможен никакой подъем экономики страны.
Безработица имеет значимые социальные последствия, резко ухудшая материальное положение семей безработных, способствуя росту заболеваемости и преступности, обостряя социальную напряженность в обществе.

Файлы: 1 файл

эконом теория.docx

— 281.35 Кб (Скачать файл)
  • лица, имеющие официальный статус безработного;
  • неработающие лица, не имеющие официальный статус безработного, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, работающие в режиме неполной занятости и не имеющие дополнительного заработка, с душевым доходом в семье ниже прожиточного минимума;
  • лица, занятые полный рабочий день, не имеющие дополнительного дохода, с заработной платой ниже прожиточного минимума.

При проведении государственной политики в области обеспечения занятости населения следует особое внимание уделять тем группам лиц, которые попадают в критическую зону рынка труда.

Таким образом, были рассмотрены понятия занятости и безработицы, основные теории занятости. Далее рассмотрим характерные черты занятости и безработицы в Российской Федерации.

 

1.2 Характерные черты безработицы в России

 

Главным отличием нашего рынка труда является наличие множества административных, правовых и экономических ограничений, препятствующих свободной продаже рабочей силы на наиболее выгодных условиях для работников. К таким ограничениям относят, в частности, следующие: монополию на многие товары и услуги, инфляцию, слабую экономическую мотивацию движения рабочней силы и многие другие. Кроме того, можно добавить отсутствие рынка жилья, низкий уровень заработной платы, монополизацию производства, неразвитость социальной инфраструктуры во многих регионах страны, острый дефицит бюджета и другие факторы. Рынок руда в России в значительной степени дисбалансирован, отметим основные его черты [9, с.564]:

  • существуют трудоизбыточные регионы и регионы, испытывающие хроническую нехватку трудовых ресурсов;
  • ощущается острая нехватка рабочих и специалистов в определенных отраслях экономики, в то же время существует скрытая безработица;
  • значительная доля рабочей силы занята в сфере материального производства;
  • высока доля безработных среди лиц с высшим образованием, низкая трудовая мобильность женщин;
  • страна обособлена от мирового рынка рабочей силы;
  • высокая территориальная концентрация производства;
  • широкие масштабы в России приобрела так называемая «скрытая» безработица, в случае которой человек является безработным по сути (не работает, хотя хочет работать), однако, по ряду причин, зачастую связанных со статистическим учетом, не считается безработным.

Для успешного формирования рынка труда политика занятости правительства должна включать в себя следующие направления: Во-первых, создание эффективной рабочей инфраструктуры, включающей информационные биржы труда, автоматизированные системы сбора и обработки информации о спросе и предложении рабочих мест и многие другие нововведения. Во-вторых, рынок труда должен быть ориентирован на те сферы труда и экономических отношений, которые наиболее подвержены негативному влиянию экономических факторов. В-третьих, должна быть создана региональная система стимулирования труда для закрепления кадров и эффективного их привлечения из других регионов. В-четвертых, создаваемые биржы труда должны ориентироваться на социальную защиту работников на основе применеия контрактной системы найма [4, с.246].

Можно выделить еще несколько существенных особенностей российского рынка труда. Во-первых, его характеризует крайняя неравномерность размещения трудовых ресурсов; так, Крайний Север России, занимающий 2/3 ее территории, является зоной очагового заселения, здесь сосредоточено всего 1/5 россиян, проживающих в населенных пунктах, разбросанных по огромной территории. Европейская территория России является зоной сплошного заселения, где сосредоточено 93% населения страны.

Во-вторых, российский рынок труда характеризуется крайне низкой мобильностью трудовых ресурсов. С одной стороны, это объясняется значительными расстояниями между центрами экономической жизни, а с другой – бедностью населения. Помимо этого не созданы нормальные условия для самодвижения трудоспособного населения (например, не создан емкий рынок жилья, не преодолены административные ограничения на переезд).

В-третьих, весьма необычна качественная составляющая трудовых ресурсов страны: с одной стороны, ее характеризует низкая дисциплина труда, иждивенческие настроения, с другой – высокий уровень образованности.

Значительное влияние на российский рынок труда оказал мировой финансово-экономический кризис, основная особенность которого заключается в его всесторонности, что выражается в охвате всех финансовых сфер, экономики во всем ее многообразии, а также социальной сферы.

В период, предшествующий кризису 2008-2009 годов, в России происходил значительный подъем, который длился 9 лет. За период с 2000 по 2008 годы доходы населения увеличились в 2,4 раза, при этом резко сократилась безработица (с 11,5 млн. человек до 4,2 млн. человек).

Характерными чертами современного экономического кризиса являются следующие: усиление деградации потенциала российской промышленности в целом и машиностроения в частности; смещение экономической активности от производственной сферы к сфере обращения и перераспределения валового продукта; резкое ухудшение демографической ситуации и снижение качества рабочей силы; крайне уязвимое положение российского банковского сектора; отсутствие фонда «длинных денег»; отток крупного капитала; наращивание частного внешнего долга России.

Перечисленные факторы не могли не оказать влияние на трансформацию российского рынка труда и ее регионов, кризис вскрыл и усугубил накопившиеся проблемы: депопуляция населения; снижение численности экономически активного населения и занятых; рост безработицы как по методологии МОТ, так и официально зарегистрированных; неэффективная занятость; заниженный уровень заработных плата; резкая дифференциация населения по доходам; низкая производительность труда, слабая конкурентоспособность населения; слабость институтов рынка труда; слабое взаимодействие рынка труда и рынка образования, рост напряженности на рынке труда.

Рассмотрим подробнеесуществующие проблемы российского рынка труда [3, с.16].

Первая проблема связана с необходимостью структурной перестройки национальной экономики, которая характеризуется следующими чертами: деградацией потенциала промышленности с высокой степенью износа основных производственных фондов; смещением экономической активности от производства к обмену и услугам; нерациональная структура экспорта и импорта; высокий уровень теневой экономики; высокая зависимость банковского сектора от иностранного капитала.

Вторая проблема заключается в низком качестве трудовых ресурсов, что характеризуется следующими чертами: низкой производительностью труда; низкой трудовой дисциплиной; низким процентом высококвалифицированных кадров; невысокой стоимостью человеческого капитала; несоответствием оплаты труда и стоимости рабочей силы.

Третья проблема состоит в необходимости создания новых рабочих мест, основными ее характеристиками являются: неразвитость рыночной инфраструктуры; низкая механизация и автоматизация производства; высокая степень износа основных средств производства; недостаточное инвестирование собственников в человеческие ресурсы; недостаточная инновационность малого бизнеса.

Сущность следующей проблемы состоит в неблагоприятных демографических тенденциях, к которым относятся, в частности: снижение общей численности населения; низкий уровень рождаемости населения; высокий уровень смертности в трудоспособном возрасте; «утечка мозгов» в развитые страны; рост доли населения старше трудоспособного возраста.

Пятая проблема заключается в высоком уровне социальной стратификации и дезинтеграции общества, основными чертами данной проблемы являются: высокий удельный вес бедных слоев населения (до 60%); низкий удельный вес среднего класса по сравнению с развитыми странами; высокая дезинтеграция общества на богатых и бедных; низкий уровень доходов экономически активного населения; несовершенство механизма социальной защиты занятых, безработных и пенсионеров.

Основными характеристиками шестой проблемы – нечеткости механизма регулирования безработицы в регионах – являются: дисбаланс спроса и предложения труда; дискриминация на рынке труда молодежи и пенсионеров; низкая социально-экономическая ответственность бизнеса; неэффективное государственное регулирование безработицы; отсутствие экономической оценки потерь от безработицы.

Следующая проблема заключается в недостаточной взаимосвязи системы образования и рынка труда.

Основными характеристиками данной проблемы являются: несоответствие образования темпам научно-технического прогресса и темпам развития инновационных отраслей; невысокое качество подготовки рабочих и специалистов; нерациональная структура трудовых ресурсов по отраслям и категориям; отсутствие долго- и среднесрочного прогнозирования трудовых ресурсов; недостаточная оценка затрат и инвестиций на подготовку кадров в регионах.

На сегодняшний день рынок труда в России несбалансирован, большинство регионов страны являются трудоизбыточными. В целом ряде областей и республик России предложение рабочей силы значительно превышает спрос на нее (например, в Ивановской области, Республике Тува, Архангельской и Тамбовской областях, республиках Удмуртия, Бурятия, Калмыкия, Дагестан). В то же время в районах Крайнего Севера ощущается нехватка рабочей силы, в особенности квалифицированной. Также существует неудовлетворенный спрос на отдельные категории специалистов при растущей безработице в большинстве профессиональных категорий рабочей силы [5, с.611].

Российский рынок труда, с учетом многих его характеристик, не может быть отнесен к числу развитых и цивилизованных. Он сильно деформирован и функционирует с устойчивым нарушением таких стихийных регуляторов занятости, как стоимость и цена рабочей силы, свобода перемещения труда и капитала, конкуренция. Гипертрофия скрытого рынка труда (скрытой безработицы) в России является отличительной чертой кризисного периода, когда ослаблены или даже разрушены старые организационно-управленческие и институционные структуры, но еще не созданы новые.

В настоящее время рынок труда характеризуется превышением предложения труда над спросом. В то же время, дальнейший выход экономики из кризисного состояния может сопровождаться массовым высвобождением работников в результате реорганизации и ликвидации малорентабельных и убыточных предприятий, неэффективных рабочих мест, структурной перестройки производства и других подобных мероприятий. Поэтому рынок труда на современном этапе должен формироваться с учетом жесткой системы неэкономических ограничителей и амортизаторов, обоснование и учет которых необходимы для того, чтобы не произошли чрезвычайные социальные потрясения.

Функции гаранта предельно допустимых параметров последствий социально-экономического переустройства общества должно взять на себя государство, используя для этого всю совокупность правовых, экономических и других средств, имеющихся в его распоряжении. Российский рынок труда пока не может быть назван и «напряженным», так как усиление разбалансированности спроса и предложения рабочей силы является, скорее, показателем несоответствия качества и пропускной способности служба занятости оперативному обслуживанию нормального для рыночной экономики межотраслевого и территориального перелива рабочей силы. Общая тенденция снижения спроса на рынке труда не может быть в ближайшее время преодолена частно-коммерческими структурами, поэтому государство обязано регулировать ситуацию на рынке труда. Нет сомнений, что развитие рынка должно повлечь за собой разработку системы мер его регулирования в целях ограничения отрицательных стихийных проявлений [8, с.273].

Таким образом, рынок труда воплощает в себе множество отношений по поводу формирования спроса на рабочую силу и ее предолжение, реализуемых через действующую систему воспроизводства, распределения, перераспределения и трудоустройства работников.

Произведенный анализ реального состояния российского рынка труда, сопоставление его основных характеристик и тенденций с изложенными представлениями о сущности и слагаемых рыночного механизма распределения и пререраспределения рабочей силы дают основания для ряда выводов, которые нельзя не учитывать при выборе модели современного рынка труда, политики и инструментов его регулирования.

 

1.3 Сущность, причины и виды безработицы

 

Безработица является одной из важнейших макроэкономических проблем. Уровень безработицы непосредственно влияет на уровень цен и объём производства, на структуру и формы распределения доходов, на государственный бюджет и государственные расходы.

В рыночной экономике всегда существует определённое количество людей, не имеющих работы. Тем не менее, не всякий неработающий человек является безработным; например, очевидно, что дети, старики и инвалиды не относятся к трудоспособному населению. Таким образом, безработный – это человек, который не имеет работы или какого-то другого дохода, ищущий подходящую работу и готовый приступить к ней [10, с.350].

Для того, чтобы узнать количество безработных в каждой стране, следует все население разделить на группы по степени его трудовой активности. Вначале все лица подразделяются на две группы, первой из которых является экономически неактивное население – это жители страны, которые не входят в состав рабочей силы. В эту группу входят: учащиеся и студенты дневных учебных заведений; пенсионеры (по старости и другим основаниям); лица, ведущие домашнее хозяйство (в том числе осуществляющие уход за детьми, больными); отчаявшиеся найти работу; лица, которым нет необходимости работать (независимо от источника их дохода). Второй группой является экономически активное население – часть трудоспособных граждан, которая предлагает рабочую силу для производства товаров и услуг.

Исходя из такой структуры, определяется уровень экономической активности населения, под которой понимается доля численности экономически активных людей в общей численности населения. Такой уровень определяется по формуле (1.1) [2, с.310].

 

Уа = (Эа/Н)Ч100, (1.1)

 

где

Уа – уровень экономически активного населения;

Н – численность населения;

Эа – численность экономически активного населения.

В свою очередь экономически активное население делится на следующие две группы: занятые, к которым относятся лица в возрасте 16 лет и старше (а также лицамладших возрастов), которыеработают по найму за вознаграждение (на условиях полного или неполного рабочего времени), либо трудятся без оплаты на семейных предприятиях; а также безработные лица в возрасте 16 лет и старше, которые не имеют работы (доходного занятия), занимаются поиском работы, готовы приступить к работе, обучаются по направлению государственной службы занятости.

Информация о работе Безработица как макроэкономическое явление: природа, причины, виды, последствия, государственное регулирование