Глава 2. Безработица
в России.
2.1
Факторы способствующие безработице
в России.
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся. В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов:
- Подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
- Частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
- Условная безработица (непостоянная работа);
- Временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
- Потенциальная безработица (в связи с выходом на инвалидность);
- Безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
- Безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
- Вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
- Безработица вследствие повышения производительности труда и его интенсификации;
- Безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
- Безработица членов семей военнослужащих и военных советников, возвращающихся в РФ из-за рубежа;
- Безработица в закрытых городах в связи с конверсией и городах заводах вследствие остановки предприятий;
- Первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
- Безработица молодежи, отчисленной из учебных заведений или прекратившей обучение по собственному желанию;
- Безработица вследствие недостаточной профессиональной квалификации;
- Безработица субъективная вследствие нежелания или неспособности переквалифицироваться и получить иную профессию;
- Безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы)
- Безработица специалистов работавших по долгосрочным контрактам за рубежом;
- Безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
- Безработица тех, кто после длительного перерыва хочет возобновить работу;
- Безработица вследствие стихийных бедствий и экстремальных ситуаций (аварии, землетрясения, наводнения, разрушение предприятий и учреждений в результате взрывов или военных действий);
- Безработица в связи с невозможностью без нарушения паспортного режима и утраты жилья перемещаться из мест с избытком трудовых ресурсов в регионы с избытком рабочих мест.
Здесь перечислены далеко не все реально
существующие пути пополнения армии потенциальных
безработных. Под неучтенными источниками
подразумеваются несколько групп населения.
Как и в каждом государстве в России есть
определенная часть населения не желающая
работать, - люмпен-элемент. Эта группа
«постоянный иждивенец государства»,
на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован
в качестве безработных. Однако эта масса
людей, достигающая по некоторым оценкам
несколько миллионов человек, не оказывая
давления на рынок труда, тем не менее,
будет постоянно оказывать давление на
бюджет, особенно когда войдет в силу закон
о пособиях на бедность. Вторая группа
- прямо или косвенно связанные с криминальным
миром. По мере борьбы государства с преступностью,
люди входящие в преступные группировки
пополнят ряды безработных. Третья группа
- люди состоятельные, но официально нигде
не работающие, тоже формально являются
безработными.
2.2
Причины возникновения безработицы
в России.
Либерализация экономики
России в начале 90-ых годов прошлого века помимо появления
ряда новых для современной России экономических
явлений во многих сферах деятельности,
также вызвала появление безработицы.
В то же время, вопреки широко распространенным
на начало реформ прогнозам, при всей масштабности
произошедших перемен и структурных сдвигов,
необходимо отметить, что безработица
на протяжении всего периода реформ и
до сегодняшнего дня не стала доминирующим
фактором на рынке труда России, а её уровень
не принял катастрофических размеров.
При совокупном спаде общей экономической
активности в стране почти на 50%, максимальное
снижение численности занятых в экономике
не превысило 18%, а численность безработных
на протяжении всего периода не превышала
13-14% и снизилась к 2006 году до менее чем
8% от общей численности экономически активного
населения.
Основным объяснением этому феномену
является тот факт, что первоначальная
корректировка рынка труда в условиях
спада производства происходила в основном
за счет снижения реальных доходов трудящихся,
а не за счет сокращения числа занятых.
Этому во многом способствовала экспансионистская
политика Центрального банка России, приведшая
к инфляции начала 90-ых, которая в свою
очередь вызвала снижение реальных доходов
населения при их номинальном росте.
Число безработных во всем мире составляет
почти 200 миллионов человек, причем 130 миллионов
из них неграмотны [15].
Об этом говорится в специальном докладе
ООН, обнародованном в штаб-квартире организации.
По данным экспертов ООН, за последнее
десятилетие число безработных в мире
увеличилось на 34 миллиона человек, и продолжает
расти быстрыми темпами. Экономический
рост не сопровождается ростом числа рабочих
мест, и это негативно отражается на обществе
в целом и его гражданах.
Как выяснили эксперты, глобализация сократила
шансы найти работу как в развивающемся
мире, так и в развитых странах, где местное
население потеснили мигранты, снижающие
цены на местных рынках труда.
Несмотря на то, что доля самых низкооплачиваемых
работников, зарабатывающих два доллара
в день, уменьшилась до 47,4% в 2006 году против
почти 55% в 1996 году, до сих почти 1,5 миллиарда
работников в мире живут в нищете.
Как выяснило Управление государственной
службы занятости населения, 50% человек,
принявших участие в опросе, считают, что
получить достойную, подходящую работу
мешает возраст.
И гораздо меньшее количество опрошенных
(16%) уверены, что причина отказа работодателей
- недостаток квалификации и профессиональных
навыков соискателя. При этом 14% полагают:
отказ в приеме человека на работу в большинстве
случаев связан недостаточным стажем.
Еще 7% респондентов назвали основной причиной
отказа работодателей длительный перерыв
в работе, 6% - черты характера и эмоциональное
состояние соискателя, 2% - недостаточные
навыки делового общения, 1% - слабое здоровье
[15].
Для разных социально-демографических
групп риск остаться без работы может
быть неодинаковым. Обычно к числу особо
уязвимых категорий
относят женщин, молодежь,
работников с недостаточным образованием
и низкой квалификацией, национальные меньшинства, инвалидов.
Что бы рассматривать какое-либо явление,
надо для начала узнать его причины.
Основные объективные причины безработицы
в России:
- экономическая нестабильность.
- диспропорции, вызванные шоковым переходом
в рыночную экономику.
- банкротство предприятий.
Основные субъективные причины безработицы
в России:
- сокращение штатов. (36.1%)
- окончание учёбы (18.2%)
- уход за ребёнком.(8.7%)
- низкая заработная плата.(7.8%)
- ликвидация предприятия.(3.6%)
- задержка выплаты заработной платы.(1.2%)
- состояние здоровья(2.7%)
- другие (10.9%)
Свыше 70% безработных - это люди от 18 до
40 лет. Самая высокая доля безработных
приходится на лица, которые имеют не только
среднюю специальность, но даже высшее
образование - 63% [15].
2.3 Методы борьбы
с безработицей в России.
При разработке федеральной
и региональной программы обеспечения
занятости населения необходимо
учитывать определенную специфику
России исходя при этом из неоднократно
проверенного факта: предотвратить
безработицу невозможно, но можно и нужно минимизировать ее, одновременно
смягчая социальные, политические и нравственные
последствия неполного
обеспечения трудоспособного населения
работой. И речь идет не только о
соблюдении интересов отдельного гражданина,
но и об интересах государства, поскольку при безработице в
8-10% только на выплату пособий безработным
уйдет 2.5%5 валового национального продукта. В
социально - трудовой политике первоначально
превалировали меры, направленные на выработку
и реализацию механизмов, облегчавших
институциональные перемены в собственности
и структурные сдвиги в экономике. Важнейшими
из них были поддержание доходов на минимальном
уровне и гарантии занятости в условиях
спада производства и роста безработицы.
В русле демократизации общества было
модернизировано законодательство о труде
и занятости путем приведения его в соответствии
с международно-признанными правилами:
сокращена рабочая неделя, увеличена минимальная
продолжительность отпусков, расширены
гарантии занятости безработных, началось
реформирование социального страхования.
Регулирование социально - страховых отношений
способствовало их нормализации во время
приватизации экономики, установлению
перемирия между нынешними работниками
и их будущими хозяевами. Поддержание
доходов на минимальном уровне стало целью
социальной защиты населения, пострадавшего
от правительства « реформаторов». Государство
на время отказалось от прямой регламентации
в оплате труда (кроме его минимума), перейдя
к косвенному регулированию через налоги.
Понемногу росло реальное наполнение
средней заработной платы, отставая, однако,
от динамики потребительских цен на товары
и услуги. В связи с рыночными изменениями
наметился переход от жестоких социалистических
к более гибким видам найма (срочным контрактам,
неформализованным соглашениям и т.п.).
При этом почти сошла на нет традиционная
роль органов труда как госнадзирателя
за использованием рабочего времени, дисциплины,
производительностью, условиями и оплаты
труда. Вместе с тем увеличивалась вынужденная
безработица, порожденная новыми условиями
функционирования предприятий и формами
найма. Высвобожденные по экономическим
мотивам составили более половины официально
зарегистрированных безработных. Именно
для них, квалифицированных работников
со стажем и производственным опытом,
были особенно нужны реальные гарантии
занятости, альтернативные косметическим
мерам по трудоустройству социально незащищенных
маргиналов. Неуклонный рост структурной
безработицы предопределял необходимость
преобразования фондов занятости в полноценную
систему социального страхования. Безработица
из негативного явления превращалась
в постоянно действующий фактор развития
рынка труда и обострения конкуренции
за рабочие места. Надо было считаться
с ее объективным характером, обусловленностью
процессами реформирования экономики,
искать новые формы эффективной занятости.
Однако безработица оказалась тем «орешком»,
о который сломали «рыночные» зубы не
одна команда реформаторов в России. Следуя
правительственному курсу социальной
защиты, служба занятости трансформировалась
в организацию по борьбе с безработицей.
Были продолжены раздачи гарантий ее клиентам
по растущему числу специально проводимых
мероприятий. Причем упор делался на выигрышные
в глазах общественности проекты в пользу
социально незащищенных. И наоборот, в
программах содействия занятости сознательно
принижалось значение трудового посредничества,
задач повышения мобильности высвобождаемой
рабочей силы и ее конкурентоспособности
на открытом рынке труда.
Курс
на обеспечение возможно полной занятости
и предотвращение безработицы
не решал важнейшую задачу реформ - повышение
эффективности производства. Когда экономический
кризис усилился,
обновленное
к тому времени правительство
увидело выход из него в достижении
финансовой стабилизации, фактически
в ускоренном развитии финансово - промышленного
капитала путем мобилизации ресурсов
накопления.
В условиях
катастрофической нехватки инвестиций, что вполне естественно
для системного кризиса, активного вывоза
из страны капиталов и сокращения возможностей
инфляционного кредитования промышленности
источником стабилизации экономики становились
доходы населения. На смену социальным
приоритетам и монетаристским моделям
пришли узкопрагматические задачи перераспределения
национального дохода в пользу крупнейших
монополий, возникших в результате «народной»
приватизации.
Обеспечение
занятости и массовая безработица
находятся под контролем государства.
Оказывается легче приостановить
высвобождении работающих без оплаты,
чем наладить работу предприятий в нормальном
режиме, то есть без долгов по зарплате,
но и без излишнего персонала. Недостаток
трудовой мотивации и доходов по основному
месту работы замещается государственными
компенсациями: социальными гарантиями
на производстве, выплатами и льготами
неимущим по месту жительства. То, что
рабочие недополучили как трудящиеся,
им пытаются вернуть как социально незащищенным.
Наряду
с этим расширяется « исход
» ранее многочисленного
слоя квалифицированных работников с
простаивающих предприятий, бесперспективных
производств. Вместе с распадом наукоемких
отраслей промышленности растет депрофессионализация
высококлассных специалистов. Они вынуждены
перебиваться случайными заработками,
искать относительно доходные занятия
в ущерб своей квалификации и социально
- профессиональному статусу. Что же надо
делать, чтобы привести в движение эту
топчущуюся на месте, неурегулированную,
а потому шаткую, грозящую повернуть вспять
систему отношений труда и капитала?
Суть
новой социально - трудовой политики
можно свести к следующему: окончательный
переход от полной занятости, заждавшейся
на низкоэффективном труде и социальных
гарантиях неработающим, к рыночной
системе, предполагающей полную свободу труда
и выбора занятий, экономически обоснованную
резервную армию труда и безработицу.
Особенно важной является социальная
либералиция наемного труда прежде всего
через радикальную реформу трудового
законодательства в полном соответствии
требованиями рыночной экономики. Надо
коренным образом изменить «дух законов»
о труде, бес всяких оговорок признать
рабочую силу товаром, собственником которого
является свободный от внеэкономического
принуждения и административного диктата
индивид. Как хозяин уникального товара
он имеет права на приоритет на рынке труда,
его цена формируется в зависимости от
способности, образования, квалификации,
опыта.
Для
обеспечения свободы труда необходимо
окончательно избавиться от рудиментов
тоталитарной эпохи (прописки, спецучета кадров,
административных ограничений приема
и произвольных увольнений наемных работников).
Ввести в действие регуляторы свободного
рынка труда. Среди них принципиально
важны справедливая оплата, надежная охрана
и достойные условия труда, механизмы
социального страхования экономических
рисков потери трудоспособности, независимые
институты непредвзятого урегулирования
трудовых конфликтов. Причем необходимо
выделить особенности наемного труда
в аграрном секторе, малом предпринимательстве.
Давно
пора заменить архаичные
и неэффективные формы законодательного
регулирование труда, например, единый
для всех размер минимальной заработной
платы и ее индексации, которые из инструментов
социальной защиты на практике, в ситуации
бюджетного дефицита, превращаются в государственные
нормы фиксированного порога бедности
трудящихся. Взамен следует установить
минимум оплаты за единицу отработанного
времени (час) и заложить в основу тарифных
систем.
Предстоит
признать приоритет социального
партнерства по закону над государственным
управлением трудом в его бюрократическом
исполнении. Поэтому необходимо ограничить
роль государства в обеспечении занятости,
включая отказ от глобальных федеральных
программ, попыток унифицировать нормы
и нормативы социальной и экономической
«защищенности» от безработицы. Для этого
необходимо создать независимую от правительства
и местной администрации систему активного
содействия безработным на основе страховых
взносов. Следует рассматривать безработицу
как неотъемлемый элемент рынка труда,
а под обеспечением занятости понимать
трудоустройство вынужденно безработных
и трудовую активизацию добровольно незанятых
с использованием преимущественно экономических
стимулов привлечение к труду.
Государственные
гарантии незанятому населению должно
заменить обязательное
страхование структурной и профессиональной
безработицы. Нужно очистить экономически
обусловленную безработицу от социальных
наслоений популистского толка: передать
безработных, лишь эмитирующих трудовую
активность, но зачастую неспособных к
профессиональному труду, в органы социальной
опеки для последующей трудовой реабилитации
путем приобщения к посильным для них
занятиям.
Однако,
в последнее время предпринимаются
попытки «спрятать» официальную
растущую безработицу, приукрасить
результаты деятельности служб
занятости. Направляемые на общественные
и временные работы безработные в результате
бюрократического кульбита уже не считаются
таковыми. Затем настает очередь посылаемых
на переобучение и переподготовку, опоздавших
на перерегистрацию. Далее следует черед
других «нарушителей» новых правил, вводимых,
кстати, «заднем» числом. Если пойти по
этому пути, то вскоре борьба с безработицей
закономерно перерастет в войну с безработными.