Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Ноября 2013 в 22:33, курсовая работа

Описание работы

Основной целью данной работы является изучение понятия и видов безработицы.
В качестве задач работы выделим:
1. Рассмотрение основ понятия безработицы
2. Выделение основных типов естественной безработицы
3. Изучение базовых методов измерения уровня безработицы

Содержание работы

Введение
Глава 1. Сущность безработицы
1.1 Понятие безработицы, ее причины и виды
1.2. Естественный уровень безработицы и его измерение
Глава 2. Способы измерения и уровень безработицы в России
2.1. Теоретические подходы к измерению уровня безработицы
2.2. Масштабы безработицы в России
Заключение
Список использованной литературы

Файлы: 1 файл

КУРСОВИК.docx

— 121.11 Кб (Скачать файл)

Вместе с тем МЭР  прогнозирует, что будет падать численность  занятых с 69,5 миллиона человек в 2012 году до 68,6 миллионов человек  в 2015 году, то есть за три года число  работающих сократится более чем на один миллион человек. В этих условиях для обеспечения роста экономики необходимо повышение производительности труда на 17,5%.

Уровень безработицы будет  снижаться в большинстве субъектов  РФ. Наиболее интенсивно число безработных  будет сокращаться в Северо-Кавказском федеральном округе с 6,9% в 2011 году до 5,7% в 2015 году.

Ежегодное снижение ее уровня прогнозируется также в республиках  Дагестан, Ингушетия, Коми, Калмыкия, Чеченской  Республике, Хабаровском крае, Мурманской, Свердловской, Смоленской, Челябинской, Томской областях.

Самый низкий уровень регистрируемой безработицы среди всех субъектов  РФ в среднесрочной перспективе  прогнозируется в Санкт-Петербурге - 0,5% на протяжении всего прогнозного  периода.

Также безработица менее 1% прогнозируется в таких экономически развитых регионах, как Калужская (0,9-0,8%), Ленинградская (0,6%), Липецкая (0,7%), Московская (0,6-0,7%), Нижегородская (0,8-0,9%), Тюменская (0,6-0,7%), Сахалинская (0,9-1,0%) области Ханты-Мансийский автономный округ (0,8%) и в Москве (0,6-0,7%).

Благоприятная ситуация на рынке труда будет отмечаться в Краснодарском крае, в Оренбургской и в Ульяновской областях, где  на протяжении всего прогнозного  периода безработица сохранится на уровне 1%.

Вместе с тем в ряде регионов ожидается рост уровня зарегистрированной безработицы уже в 2012 году, вследствие чего к концу прогнозного периода  число безработных вырастет по сравнению  с 2011 годом, считают эксперты МЭР. К  таким регионам относятся Архангельская  область (1,8% в 2015 году по сравнению с 1,7% в 2011 году), Республики Татарстан (1,5% против 1,4%), Бурятия (2,0% против 1,4%), Чувашская Республика (1,5% против 1,2%), Магаданская область (2,1% против 2%).

Самый высокий уровень  безработицы в прогнозный период ожидается в регионах со сложным  социально-экономическим положением: республиках Ингушетия, Тыва, Калмыкия, Северная Осетия-Алания, Чеченской  Республике, Амурской области, Алтайском  и Забайкальском краях, Чукотском  автономном округе.

 

 

 

 

Заключение

 

Безработица порождает как  чисто экономические проблемы - недопроизводство валового национального продукта, так  и социальные - нищета, преступность, социальные волнения. Поэтому государственная  политика борьбы с безработицей доля быть направлена на достижение естественного (полного) уровня занятости.

В России проблема безработицы  возникла на переходе к капиталистическому пути развития. Переход к рыночной экономике неизбежно привел к  большим переменам в использовании  трудовых ресурсов. С перестройкой хозяйственной жизни страны проявилось много факторов, влияющих на качественные характеристики рынка рабочей силы. Свертывание деятельности большого числа организаций, резкое ухудшение  социально-экономического положения  негативно сказались на эффективности  использования накопленного производственного  потенциала, став причиной резкого  роста безработицы населения. Возникшая  возможность миграции населения  в страны дальнего зарубежья привела  к потере высококвалифицированные  кадров, специалистов, способных выдержать  конкуренцию на мировом рынке  рабочей силы, что привело к  снижению качества рабочей силы.

Важным социальным последствием безработицы для человека является потеря постоянного и регулярно  получаемого источника средств  существования. В условиях, когда  доходы человека находятся на низком уровне, и он не имеет возможности  создать какие-либо денежные и другие накопления, такая потеря является особенно большой бедой. А именно такое положение имеет место в России.

Безработица, уменьшая доходы семей, усиливает дифференциацию населения. А это противоречит понятиям равенства  как уравнительного распределения, которое укоренилось в сознании миллионов наших людей. И необходимо немалое время для того, чтобы  большинство населения осознало, что уравнительное распределение сдерживает рост эффективности производства и пагубен для государства и человека. Хоти, конечно, нельзя не признать, что существующая сегодня дифференциация доходов экономически не оправдана и не способствует социальному миру в стране, эффективности производства.

Экономические последствия  безработицы весьма многообразны и  неоднозначны. Достаточно сложна и  их структура. Вместе с тем в различной  литературе преимущественно рассматриваются  далеко не все аспекты этой весьма важной проблемы. Преимущественно исследуются  экономические потери, к которым  относят: суммы пособий и различных  выплат по безработице, расходы на переподготовку кадров, открытие новых рабочих мест, уменьшение доходов лиц, оказавшихся  безработными, и т.п. Кроме того, оцениваются  объем потенциальной продукции, которую могли бы произвести безработные, сокращение отчислений в бюджет (налоги) и в государственные фонды  страхования. При этом потери, издержки безработицы исчисляются преимущественно  на уровне национальной экономики. При  этом необходимо отметить, что безработица - весьма сложное и многогранное явление, ее последствия проявляются  практически на всех уровнях экономической  и социальной жизни общества и  оказывают непосредственное влияние  не только на экономику страны, но и  на каждого участника экономического процесса.

 

 

Список использованной литературы

 

  1. Адамчук В.В., Ромашов О.В., Сорокина М.Е. Экономика и социология труда: учебник для вузов по экономическим специальностям.  – М.: ЮНИТИ, 2009.
  2. Бузгалин А.В. Переходная экономика. - М.: Таурус, 2009.
  3. Гайгер Линвуд Т. Макроэкономическая теория и переходная экономика. – М.:ИНЦ «ДИС», 2007.
  4. Генкин Б. М. Экономика и социология труда. -  М., 2008
  5. Дорнбуш Р., Фишер С. Макроэкономика. – М.: Изд-во МГУ: ИНФРА– М, 2009.
  6. Кэмпбелл Р. Макконнелл, Стенли Л. Брю ЭКОНОМИКС, ПРИНЦИПЫ, ПРОБЛЕМЫ И ПОЛИТИКА. -  М.: Республика, 2005.
  7. Мацкуляк И.Д. Стратегия занятости: предотвращение безработицы (политико-экономический аспект). -  М.: Экономика, 2009.
  8. Райзберг Б.А. Курс экономики. – М.: «ИНФРА-М»,  2007.
  9. Сакс Джеффри Д., Ларрен Фелипе Б. Макроэкономика. Глобальный подход. – М.: Изд-во «Дело», 2009.
  10. Соболева И., Четвернина Т. Масштабы безработицы в России  и способы её измерения // Вопросы экономики. – 1999. - № 11. – С. 99 – 113.

 

Приложения

Приложение 1

Таблица 1

Уровень безработицы в  регионах РФ

 

2000

2001

2002

2003

2004

2005

2006

2007

2008

2009

2010

2011

2012

Российская Федерация

10,6

9,0

7,9

8,2

7,8

7,2

7,2

6,1

6,3

8,4

7,5

6,6

5,4

Центральный федеральный  округ

7,8

6,0

5,1

5,1

4,6

4,3

4,1

3,1

3,6

5,8

4,7

4,2

3,0

Белгородская область

6,1

6,4

8,1

8,2

5,9

6,0

5,6

4,2

4,1

4,8

5,2

4,4

3,8

Брянская область

13,4

9,8

8,6

7,4

8,8

6,7

6,8

6,5

6,5

10,7

8,0

7,1

5,4

Владимирская область

12,0

10,2

10,4

10,1

9,1

9,0

10,9

6,9

5,6

8,8

6,2

5,8

4,4

Воронежская область

10,1

9,6

8,9

8,1

8,6

7,5

5,5

5,2

5,3

8,6

7,5

6,6

4,9

Ивановская область

10,4

5,9

6,9

6,6

4,6

6,8

4,2

4,5

5,1

10,8

7,6

6,6

5,2

Калужская область

8,8

6,1

6,6

6,2

6,3

5,7

5,6

5,0

4,8

6,2

6,5

5,6

4,4

Костромская область

8,8

5,9

5,0

6,2

5,9

4,8

5,0

3,3

5,1

8,3

6,2

5,3

5,6

Курская область

10,5

10,5

7,1

8,5

7,4

7,1

7,3

4,9

6,4

8,8

8,2

6,5

4,6

Липецкая область

8,7

6,4

4,9

4,4

4,2

8,0

4,9

2,8

4,9

5,6

4,5

4,9

4,1

Московская область

7,8

5,6

4,4

4,4

3,7

3,3

3,0

2,0

2,8

4,9

3,3

3,7

2,8

Орловская область

8,6

7,9

6,7

7,8

5,9

6,1

6,0

5,8

6,0

9,9

9,0

6,3

4,7

Рязанская область

9,5

10,9

8,1

8,3

5,8

5,3

5,2

4,0

5,5

9,2

8,4

7,3

4,9

Смоленская область

12,3

9,9

11,1

10,8

9,1

7,8

8,0

6,5

7,1

7,7

7,4

7,7

3,1

Тамбовская область

8,3

12,0

9,5

9,0

9,6

8,5

8,7

8,8

9,2

9,1

7,9

6,6

5,0

Тверская область

9,1

7,5

4,7

6,6

5,3

5,9

4,5

4,2

5,1

7,7

6,6

6,1

5,0

Тульская область

10,0

5,3

6,1

5,3

4,6

5,0

2,7

2,6

3,5

6,1

5,8

5,3

3,3

Ярославская область

7,4

6,7

3,8

5,6

4,7

4,0

3,0

3,4

6,0

8,0

7,6

5,2

4,0

г. Москва

3,9

2,1

1,4

1,3

1,6

0,8

1,6

0,8

0,9

2,7

1,7

1,4

0,9

Северо-Западный федеральный  округ

9,6

7,6

6,2

7,0

6,0

5,5

5,0

4,2

5,2

7,0

6,2

5,3

4,0

Республика Карелия

11,3

8,6

7,8

8,4

7,3

8,8

3,6

6,2

8,4

10,0

9,6

8,7

7,7

Республика Коми

12,0

13,8

9,2

11,9

12,4

11,5

12,4

10,0

7,3

11,8

10,3

8,5

7,0

Архангельская область

12,4

8,6

8,1

9,9

7,2

5,5

5,9

5,6

7,0

7,2

7,2

6,0

4,6

Ненецкий автономный округ

11,0

7,0

7,3

8,7

7,5

11,4

5,6

6,4

7,7

9,7

6,6

9,2

7,0

Вологодская область

8,3

8,9

6,0

4,7

6,3

5,2

5,3

4,1

5,9

7,9

7,9

7,5

7,1

Калининградская область

15,6

8,8

7,2

7,6

6,5

6,6

4,5

3,4

8,7

10,9

10,6

9,2

5,8

Ленинградская область

9,6

7,0

7,0

8,7

6,8

7,4

5,9

4,0

6,0

7,2

5,2

4,4

3,8

Мурманская область

13,4

13,1

10,3

10,2

11,0

8,8

6,7

6,5

7,0

7,6

8,9

8,8

8,4

Новгородская область

7,6

6,4

6,3

5,0

6,1

5,8

5,5

5,2

4,9

6,4

5,7

4,9

3,7

Псковская область

11,7

10,2

8,1

8,1

5,6

6,6

7,4

4,9

6,8

11,0

9,7

9,2

7,5

г.Санкт-Петербург

6,2

4,0

3,4

4,2

2,7

2,2

2,4

2,1

2,0

4,1

2,6

1,9

1,0

Южный федеральный округ

12,9

11,5

9,6

11,4

9,6

8,4

8,2

7,0

6,5

8,6

7,7

7,0

6,4

Республика Адыгея

14,3

14,1

13,5

15,9

17,6

12,9

13,7

10,3

7,7

7,9

9,2

8,4

7,9

Республика Калмыкия

20,7

18,8

18,0

17,5

21,7

18,0

16,7

14,4

16,0

16,6

15,0

14,2

16,3

Краснодарский край

12,8

10,9

7,6

10,2

8,8

7,5

7,4

6,5

4,8

7,2

6,7

6,0

6,5

Астраханская область

11,5

10,4

10,9

10,1

11,0

12,0

7,9

8,9

7,5

10,0

8,3

8,9

7,3

Волгоградская область

9,5

9,5

8,4

11,0

9,4

6,8

8,6

6,4

8,1

10,4

8,0

6,9

6,7

Ростовская область

15,0

13,1

11,4

12,6

8,6

8,6

8,0

6,8

6,6

8,4

7,8

7,3

5,2

Северо-Кавказский федеральный округ

20,4

18,7

17,4

17,2

19,2

17,5

22,9

19,5

16,2

16,5

16,9

15,0

13,1

Республика Дагестан

26,5

29,3

24,1

20,6

27,2

22,3

22,3

20,2

13,4

13,2

14,8

12,8

12,2

Республика Ингушетия

30,3

33,4

43,7

55,6

46,3

64,9

58,5

47,3

55,0

52,9

49,7

48,8

47,3

Кабардино-Балкарская Республика

16,9

17,0

19,1

22,6

25,7

23,4

20,7

17,6

18,3

14,4

12,7

10,8

9,4

Карачаево-Черкесская Республика

21,5

18,9

12,1

19,2

16,9

13,6

19,4

18,3

16,0

12,2

10,3

9,6

8,2

Республика Северная Осетия - Алания

28,5

16,7

12,6

10,2

11,7

8,8

8,5

9,7

10,1

10,6

9,8

8,4

9,6

Чеченская Республика

-

-

-

-

-

-

66,9

53,0

35,5

35,0

43,1

36,7

26,8

Ставропольский край

13,9

9,7

9,7

10,5

9,6

7,0

8,9

6,4

7,8

8,7

6,9

6,0

5,0

Приволжский федеральный  округ

9,8

8,4

7,7

7,6

7,8

7,3

6,5

6,1

6,3

8,6

7,6

6,6

4,8

Республика Башкортостан

11,6

10,7

8,3

8,1

7,1

7,1

6,5

6,6

5,2

9,3

9,0

7,7

5,3

Республика Марий Эл

11,9

9,3

13,6

12,0

9,1

9,9

10,2

9,0

9,2

11,6

10,5

10,0

5,1

Республика Мордовия

10,6

10,1

9,4

7,4

6,0

7,0

4,7

3,6

2,4

5,4

5,3

5,2

4,6

Республика Татарстан

8,4

6,3

5,3

6,7

7,3

6,7

5,6

5,6

4,9

8,5

6,3

4,7

4,3

Удмуртская Республика

9,7

7,4

7,9

6,7

8,0

7,8

8,4

7,9

7,9

8,7

9,3

7,0

6,7

Чувашская Республика

9,1

9,5

9,4

8,5

9,9

11,4

8,6

8,8

8,1

11,5

9,2

7,7

5,2

Пермский край

10,6

6,9

9,1

7,1

7,0

7,0

6,9

6,5

8,5

10,1

8,5

7,6

6,0

Кировская область

8,2

7,7

6,8

7,3

8,7

7,1

7,9

5,9

7,3

10,9

8,8

8,4

6,5

Нижегородская область

7,8

8,2

7,8

6,2

7,4

6,0

5,3

4,5

5,6

7,4

7,8

7,2

3,1

Оренбургская область

12,0

8,3

10,3

11,4

10,7

9,4

6,5

7,2

7,1

8,8

7,4

6,3

5,6

Пензенская область

11,4

13,7

7,3

9,0

6,9

6,5

6,5

5,2

7,8

7,9

6,6

5,3

5,0

Самарская область

10,2

6,1

5,4

4,4

5,3

5,3

4,3

4,3

4,2

6,1

5,7

5,1

2,9

Саратовская область

9,8

9,7

7,6

10,6

9,9

9,1

8,2

8,0

7,9

8,8

6,3

6,0

5,2

Ульяновская область

6,6

8,6

6,1

7,3

9,5

7,7

6,9

4,7

7,3

9,0

8,9

6,9

5,4

Уральский федеральный округ

10,1

9,2

8,1

7,5

7,5

6,7

6,8

4,9

5,5

8,1

8,0

6,9

6,1

Курганская область

12,9

13,1

10,7

9,4

12,5

11,3

12,4

8,6

9,2

13,3

12,2

10,3

8,8

Свердловская область

10,0

7,8

8,5

7,6

7,3

6,7

7,0

5,3

4,8

8,3

8,5

7,3

6,6

Тюменская область

10,8

10,5

8,7

8,3

8,7

6,7

6,8

5,8

6,5

6,8

6,9

5,9

4,7

Ханты-Мансийский автономный округ - Югра

11,4

11,3

10,1

9,2

9,7

7,8

6,1

7,5

7,6

6,8

7,5

6,3

5,1

Ямало-Ненецкий автономный округ

8,6

7,1

6,8

5,5

6,5

7,1

5,4

2,7

5,7

4,6

4,4

3,7

3,1

Челябинская область

8,6

8,8

6,5

5,9

5,2

5,4

5,1

2,5

4,4

8,0

7,6

6,7

6,4

Сибирский федеральный округ

12,8

11,3

10,1

11,7

10,0

9,4

9,0

7,9

8,3

10,5

8,7

8,2

7,5

Республика Алтай

17,3

9,6

11,3

10,2

9,6

10,0

11,6

9,0

12,6

13,9

12,3

13,4

11,8

Республика Бурятия

19,1

18,4

15,4

16,9

15,3

12,0

13,5

12,9

11,6

14,1

10,4

9,1

8,7

Республика Тыва

23,6

23,8

20,3

20,7

19,7

21,8

20,5

17,1

19,2

21,5

22,0

18,4

11,9

Республика Хакасия

12,2

8,9

8,0

10,5

10,3

8,9

9,1

6,9

7,3

9,0

9,1

7,0

4,5

Алтайский край

11,7

10,0

8,3

12,1

9,0

9,0

8,8

6,5

8,4

12,3

8,8

8,7

8,0

Забайкальский край

14,4

16,2

11,1

15,1

12,4

11,1

8,8

10,1

14,9

12,2

11,4

10,9

11,0

Красноярский край

12,2

9,7

7,8

11,1

9,2

9,0

9,9

8,2

6,5

9,5

6,3

6,1

5,4

Иркутская область

11,6

11,2

11,1

11,7

10,5

10,0

8,9

8,1

8,7

10,8

10,2

9,2

9,6

Кемеровская область

10,6

9,9

9,3

9,8

9,8

8,6

7,3

6,3

6,7

9,7

9,0

8,2

6,9

Новосибирская область

13,3

12,4

11,4

11,1

9,0

7,8

7,4

7,1

7,3

10,0

7,6

6,8

6,6

Омская область

14,0

10,0

9,5

9,5

9,1

8,6

9,3

8,0

8,0

8,5

8,1

7,8

7,9

Томская область

13,0

9,9

11,2

13,9

10,1

10,5

9,0

6,9

8,0

8,7

7,9

9,1

6,4

Дальневосточный федеральный  округ

12,6

10,2

8,7

8,5

8,8

7,9

7,5

6,7

7,9

9,4

8,7

7,4

6,4

Республика Саха (Якутия)

11,2

8,2

7,1

9,3

8,8

8,9

9,5

7,6

9,0

8,7

8,8

8,8

8,5

Камчатский край

16,3

14,5

11,6

12,1

11,0

9,5

9,1

9,8

8,9

7,7

7,1

6,3

5,3

Приморский край

12,3

8,7

9,1

8,1

9,6

8,0

8,0

7,0

7,5

9,8

9,7

8,1

6,7

Хабаровский край

12,2

10,5

7,0

6,2

6,6

5,7

6,0

5,9

8,7

10,5

9,1

6,8

5,2

Амурская область

13,7

12,3

10,7

10,2

11,2

10,3

8,2

6,4

5,1

8,7

6,9

6,1

5,5

Магаданская область

11,0

11,4

8,2

10,1

7,9

7,0

5,4

5,7

7,3

6,6

5,7

4,5

3,3

Сахалинская область

13,2

12,1

9,4

9,2

7,4

7,6

4,6

4,7

8,1

10,0

9,3

8,2

7,6

Еврейская автономная область

15,0

9,4

9,1

6,5

8,3

7,9

9,8

9,7

10,1

8,5

9,4

8,8

8,7

Чукотский автономный округ

10,3

7,4

4,5

4,8

3,5

4,4

3,7

3,6

4,7

4,4

4,1

5,4

3,7


 

 


Информация о работе Безработица в России: причины, масштабы и способы измерения