Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Января 2013 в 11:42, курсовая работа

Описание работы

Задачей курсовой работы является изучение теоретических основ безработицы:
• Рассмотреть основные понятия, связанные с таким явлением как безработица;
• Ознакомиться с различными объяснениями безработицы;
• Проанализировать истоки этого явления в России;
• Рассмотреть возможные пути решения проблемы безработицы в России.

Содержание работы

Введение………………………………………………………………………….3
1. Безработица: сущность, причины и типы…………………………………..4
1.1 Сущность безработицы ………………………………………………….4
1.2 Причины возникновения безработицы …………………………………7
1.3 Типы безработицы и ее показатели…………………………………….11
1.4 Последствия безработицы……………………………………………...16
1.5 Способы регулирования занятости…………………………………….18
2. Меры по снижению безработицы в России………………………………..21
2.1 Безработица в России……………………………………………………21
2.2 Меры правительства России по увеличению занятости………………23
Заключение……………………………………………………………………….27
Библиографический список……………………………………………………..29
Приложения……………………………………………………………………...30

Файлы: 1 файл

курсовая работа(БЕЗРАБОТИЦА).doc

— 264.00 Кб (Скачать файл)

 

1.5 Последствия безработицы

Последствия безработицы, несомненно, являются серьезной проблемой. Социально-экономические последствия  безработицы рассматриваются наряду с проблемами бедности и социальной нестабильности как одни из наиболее острых глобальных и национальных проблем. Действительно, в переходный период единственным средством побудить большие массы людей перемещаться в целях более рационального формирования структуры занятости является вытеснение их с неэффективных производств. Вместе с тем, очевидно, что проведение сверхжестких мер может вызвать массовое банкротство предприятий и возникновение такой волны безработицы, которая неизбежно приведет к социальному взрыву. Необходимо соблюдение "разумной меры" жесткости. Очень часто оценивается лишь экономический эффект безработицы в виде количества высвобожденных работников и сумм выплаченных пособий, а социальные последствия, которые трудно выделяются и носят кумулятивный характер, практически не оцениваются. Однако степень негативного воздействия безработицы на положение в стране зависит от конкретных параметров социальной ситуации. Так, в силу низкой материальной обеспеченности россиян и безработных в особенности, а также вследствие несравненно более высокой социальной напряженности в обществе уровень безработицы, который может вызвать социальные потрясения, в России значительно ниже, чем на Западе. В этой связи возникает потребность детального рассмотрения именно экономических и социальных последствий безработицы, а также критический анализ и дальнейшая адаптация к специфическим Российским условиям применяемых за рубежом методов изучения и оценки последствий безработицы.

Появляется не просто возможность оценить социальный ущерб или косвенные потери в  экономике (от снижения количества отработанного времени, падения интенсивности и производительности труда), но и прямые затраты, связанные с ростом государственных расходов на преодоление социально негативных процессов.

    Можно предложить  развернутую классификацию наиболее значимых, социальных и экономических последствий безработицы, рассматриваемых с точки зрения отрицательного и положительного влияния на систему.

Социальные последствия  безработицы:

Отрицательные

    • Обострение криминогенной ситуации.
    • Усиление социальной напряженности.
    • Рост количества физических и душевных заболеваний.
    • Увеличение социальной дифференциации.
    • Снижение трудовой активности.

Положительные

    • Повышение социальной ценности рабочего места.
    • Увеличение личного свободного времени.
    • Возрастание свободы выбора места работы.
    • Увеличение социальной значимости и ценности труда.

   Безработица –  опасное  и  в  политическом  отношении  явление.  На  волне   массовой  безработицы  возникли  самые  реакционные  в   истории  

человечества  политические  режимы (примером  может  служить  приход к власти  Гитлера  в  Германии  и  Пиночета в Чили).

    Серьёзность   экономических,  социальных  и   политических  последствий  безработицы   служит  основанием   для   включения  в  число   основных  макроэкономических  функций   государства  политики  регулирования   ранка  труда  и  стабилизации  занятости.  

 

 

2.Меры по снижению безработицы в России

2.1 Безработица в России

 

Положение с занятостью в России тесно связано с последствиями  мирового экономического кризиса. В течение 2010 года уровень безработицы снижался и сократился с 9.2% в январе до 7.2% в конце декабря. Вместе с тем, докризисный уровень, еще не достигнут (см. рис. 2). Численность безработных по методологии Международной организацией труда к концу 2010 года составила 5.4 млн. человек, тогда как в среднем за 2009 год этот показатель составлял 6.3 млн. человек, а в июне 2008 года, то есть за месяц до кризиса - 4.7 млн. человек. (www.ilo.org)

Рисунок 2. Динамика безработицы в России в 2008-2010 гг. (РИА-Аналитика, 2011)

При этом наблюдаемое  в 2010 году снижение безработицы происходило не только за счет естественного улучшения экономического состояния страны, но и за счет региональных программ по снижению напряженности на рынке труда (из федерального бюджета на эти программы было предусмотрено 40.5 млрд. руб.). (РИА-Аналитика, 2011)

Численность экономически активного населения в июле 2011 г. составила 76,6 млн. человек (54,0% от общей численности населения), в их числе 5,0 млн. человек (6,5%) не имели занятия, но активно его искали (в соответствии с методологией Международной организацией труда они классифицируются как безработные). В июле 2011 г. численность безработных увеличилась на 401 тыс. человек, что вызвано выходом на рынок труда выпускников учебных заведений. (Росстат, 2011)

Среди безработных доля лиц, не имеющих опыта работы, увеличилась на 4,4 процентного пункта и составила 32,7%. (Росстат. 2011)

В общей численности занятого в экономике населения в июне 2011 г. 34,6 млн. человек (48,5%) составляли штатные работники (без учета совместителей). На условиях совместительства и по договорам гражданско-правового характера для работы в этих организациях привлекалось еще 1,8 млн. человек (в эквиваленте полной занятости).  (Росстат, 2011)

В июле 2011 г. 1,0% работников работали в режиме неполной рабочей недели (дня) по инициативе работодателя и по соглашению между работником и работодателем (в июне 2011 г. - 1,1%). В простое и в отпусках без сохранения заработной платы находились 4,4% от списочной численности работников. (Росстат, 2011)

Средний возраст безработных в июле 2011 г. составил 34,1 года. Молодежь до 25 лет составляет среди безработных 30,5%, лица в возрасте 50 лет и старше - 16,4%. Средняя продолжительность поиска работы безработными в июле 2011г. составила у женщин 7,5 месяца, у мужчин - 7,1 месяца (Росстат, 2011).

В июле 2011 г. 35,3% безработных использовали в качестве способа поиска работы обращение в государственные учреждения службы занятости населения, 56,2% безработных - обращение к друзьям, родственникам и знакомым. (Росстат. 2011).

В государственных учреждениях службы занятости населения зарегистрировано в качестве безработных 1,4 млн. человек, в том числе 1,1 млн. человек получали пособие по безработице. Динамика численности зарегистрированных безработных показана на рис. 3.

Рисунок 3. Динамика численности зарегистрированных безработных в 2009-2011 гг.

(Росстат. 2011)

.

 

2.2 Меры правительства России по увеличению занятости

 

Общей целью реализуемой  Правительством России и Центральным банком системы антикризисных мер является минимизация масштабов экономического кризиса и смягчение его последствий для населения и экономики. В общей сложности на реализацию антикризисных мер зарезервировано 10 трлн. рублей. Эта сумма формируется из средств Федерального бюджета, Центрального банка, резервных фондов (http://ria.ru/spravka/20100629/251130731.html).

Перечень первоочередных мер, предпринимаемых Правительством Российской Федерации по содействию занятости, включает следующие (табл. 1).

 

 

Таблица 1- Меры Правительства РФ по содействию занятости населения

Содержание

1

Максимальный размер пособия по безработице повышен с 3124 до 4900 рублей. В полном объеме пособие будет  выплачиваться и гражданам, уволенным  по собственному желанию.

2

В федеральном бюджете зарезервировано  до 50 млрд. рублей (из общей суммы 325 млрд.) на проведение активной политики занятости, включая:

- организацию общественных работ, как для безработных, так и для граждан, переведенных на неполный рабочий день или находящихся в вынужденных отпусках;

- опережающее переобучение высвобождаемых работников;

- содействие в переезде к новому месту работы.

3

Указанные средства будут выделяться под региональные программы создания рабочих мест и организации общественных работ.

4

Снижена квота на привлечение в  Россию иностранной рабочей силы.

5

Введен уведомительный порядок начала собственного дела, существенно ограничены проверки; отменено требование об обязательном применение кассовой техники для плательщиков единого налога; расширены возможности малых компаний на получение государственного и муниципального заказа; заработал закон о льготной приватизации; сокращены требования по сертификации продукции.

6

В 2010 году введена ответственность чиновника за несоблюдение законодательства при проведении проверок в виде штрафа с признанием результатов такой проверки недействительными.

7

Дважды увеличивались расходы  на реализацию федеральной программы  поддержки предпринимательства, а  также начата реализация новой программы кредитования малых компаний Внешэкономбанка.


 

В России 2010 год был назван годом борьбы с безработицей. Большую часть средств, отпущенных на политику занятости, расходуется на меры пассивного характера - выплату пособий по безработице. В некоторых регионах для безработных были организованы общественные работы, увеличилось кредитование малого бизнеса, организованы курсы по переобучению. Максимальный размер пособия по безработице был увеличен до 4900 рублей. В 2011 году планируется его очередное повышение. На пособие могут претендовать граждане Российской Федерации, уволенные в течение 2011 года и работавшие на последней работе не менее 26 недель (http://www.realtypress.ru/statji-ob-ipoteke/bezrabotitsa.html).

В регионах были организованы общественные работы для тех, кто лишился постоянного заработка. Самые популярные виды социального труда - уборка улиц, благоустройство территорий, обслуживание общественного транспорта, ремонт памятников культуры. При этом наиболее важные и серьезные мероприятия, такие как строительство и ремонт дорог, по разным причинам отходят на второй план.

На стимулирование среднего и малого бизнеса в 2011 году выделено 6,2 миллиарда рублей. Пособие на открытие собственного дела увеличено с 58 800 рублей (2009 год) до более чем 100 000 рублей. Ключевое условие для получения большего пособия - создание новых рабочих мест для безработных (http://www.opora-credit.ru/programs/)

Такие меры снижают социальное напряжение в обществе, одновременно лишая безработных стимулов к труду. Повышенные пособия увеличивают нагрузку на более активную экономически часть населения.

Одной из мер снижения напряженности на рынке труда  в 2011 стала организация стажировок для выпускников вузов, находящихся под риском нетрудоустройства. В 2011 году стажировки смогут пройти 85,3 тысячи выпускников образовательных учреждений.

Принято решение выделять субсидии 30 000 рублей предприятиям, предоставляющим  рабочие места инвалидам. Эта  мера может снизить хроническую  безработицу. Но такой дотации может быть недостаточно, чтобы заинтересовать работодателей. Ранее предприятиям предоставлялись иные выгоды - налоговые льготы за принятие ограниченно трудоспособных в штат, что привело к тому, что инвалиды формально зачислялись в штат, получая минимальную зарплату.

В 2009 году 189 тысяч человек прошли переобучение. В 2010 году это число несколько увеличилось. Однако, этого количества недостаточно, так как по данным Центра социальной политики, в этом в России нуждаются ещё 10 миллионов человек (http://socpolicy.ru/).

Перечисленные выше меры, хотя имеют определенные недостатки и требуют доработки, однако, они уже принесли положительные результаты в виде снижения уровня безработицы на 2,8 % в 2010 году и напряженности на рынке труда (Росстат, 2011)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Заключение

На основе проведенного в курсовой работе исследования необходимо отметить, что отношение к безработице, как к социально-экономическому критерию состояния общества, с течением времени менялось. Так, в начале XX века, когда размеры безработицы в мировом масштабе были достаточно велики, длительное время считалось, что безработица - это социальное зло, с которым необходимо бороться всеми силами и методами, в том числе и с обязательным использованием методов государственного регулирования. Позже, в середине XX веков, в условиях дальнейшего развития социально-трудовых отношений и построения обществ с социальной рыночной экономикой сложился принципиально новый взгляд на безработицу - она рассматривалась уже как социальное явление, которое носит эпизодический характер и не представляет серьезных проблем для государства. В настоящее время большинство экономистов считают, что безработица, являясь устоявшейся социально-экономической категорией, бывает краткосрочной, долгосрочной и застойной. Причем последняя наносит обществу значительный экономический, моральный и социальный ущерб, в силу чего необходимы исследования и принятие активных мер для недопущения застойной безработицы или сокращения ее уровня.

Несмотря на объективный  характер безработицы, социально-экономические  потери, которые она порождает, очевидны. Во-первых, не производится какая-то часть товаров и услуг, которые могли бы быть произведены, если бы человек работал. Во-вторых, снижаются налоговые поступления: работающий получает доход (заработную плату), который облагается налогом. В-третьих, снижается уровень жизни семьи безработного, так как пособие по безработице меньше, чем заработная плата. В-четвертых, ухудшается психологическое состояние безработного, становятся частыми конфликты в семье и т. д.

В этой связи одной из функций государства становится регулирование занятости, устранение негативных последствий безработицы. В частности, в каждом городе или районе созданы центры занятости, которые выполняют следующие функции: выплачивают пособия по безработице, помогают безработным найти работу, ведут переобучение новым, пользующимся спросом профессиям. В этих центрах оказывается и психологическая помощь людям, оставшимся без работы.

 

Библиографический список

1. Трудовой кодекс Российской Федерации [О занятости населения в РФ]: федер. Закон РФ от 19.04.1991 N 1032-1 (ред. от 11.07.2011), Собрание законодательства РФ, N 17, 22.04.1996, ст. 1915. Консультант Плюс.

2. Адамчук, В.В. Экономика труда / Под общей ред. Адамчук В.В.-М.: ЗАО “Финстатинформ”, 1999.

Информация о работе Безработица в современной экономике: причины, виды, последствия