Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Сентября 2014 в 16:44, курсовая работа
Занятость населения составляет необходимое условие для его воспроизводства, так как от нее зависят уровень жизни людей, издержки общества на подбор, подготовку, переподготовку и повышение квалификации кадров, на их трудоустройство, на материальную поддержку людей, лишившихся работы - в этом состоит актуальность темы данной работы.
Цель данной работы: разобраться в сущности безработицы и определить её роль в современной России.
Задачами исследования для достижения поставленной цели являются: дать определение занятости населения и безработице, проанализировать виды и формы безработицы, изучить методы борьбы с безработицей, указать число безработицы в России.
Введение……………………………………………………………………….3
1. Сущность занятости населения……………………………………………4
1.1. Понятие занятости населения……………………………………………4
1.2. Проблемы занятости населения………………………………………….8
2. Причины безработицы, её формы и методы……………………………...11
2.1. Виды и формы безработицы……………………………………..………11
2.2. Методы борьбы с безработицей…………………………………………18
3. Безработица в современной России…………………………………….…22
3.1. Уровень и продолжительность безработицы………………………..….22
3.2. Факторы, способствующие безработице в России………………….….25
3.3. Государственное регулирование занятости населения……………..….28
Заключение ……………………………………………………………………34
3. БЕЗРАБОТИЦА В СОВРЕМЕННОЙ РОССИИ
3.1. Уровень и продолжительность безработицы
Состояние безработицы характеризуется двумя показателями, которые дополняют друг друга. Такими показателями являются уровень безработицы и продолжительность безработицы. Уровень безработицы определяется отношением официально зарегистрированных полностью безработных к численности самодеятельного населения, к которому относятся люди, живущие в основном на доходы от своего труда13. Однако сам по себе показатель уровня безработицы не позволяет получить достоверное представление о состоянии рынка труда с точки зрения занятости. Это вызвано тем, что данный коэффициент, отражая долю безработных в самодеятельном населении, не учитывая фактор времени, то есть продолжительность пребывания людей без работы. Поэтому более высокий показатель уровня безработицы может оказаться для экономики предпочтительнее по сравнению с менее низким.
Незначительные сроки продолжительности безработицы свидетельствуют мобильности рабочей силы, интенсивности миграционного потока трудовых ресурсов, наличии добротной информационной системы, развитой инфраструктуры рынка труда, что обеспечивает быструю адаптацию свободных трудовых ресурсов к изменяющейся экономической ситуации под воздействием как рыночных механизмов, так и структурных сдвигов в народном хозяйстве.
Уровень безработицы в России, исчисленный как отношение численности безработных к численности экономически активного населения, в марте 2010 г составил 8,6 проц. Уровень занятости населения - отношение численности занятого населения к общей численности населения соответствующего возраста - составил 61,2 проц.
Численность экономически активного населения в возрасте 15-72 лет занятые плюс безработные в марте 2010 г составила 74,6 млн. человек, или более 52 % от общей численности населения страны.
Общая численность безработных, классифицируемых в соответствии с критериями Международной Организацией Труда, в 2,9 раза превышает численность безработных, зарегистрированных в государственных учреждениях службы занятости населения. В конце марта 2010 г в государственных учреждениях службы занятости населения было зарегистрировано в качестве безработных 2 млн. 234 тыс. человек.
Средний возраст безработных в марте 2010 г составил 35,1 года. Молодежь до 25 лет составляла среди безработных 26,6% в том числе в возрасте 15-19 лет – 6% 20-24 года - 20,6 проц. Высокий уровень безработицы отмечался в возрастной группе 15-19 лет 37% и 20-24 года 17,5 %. По сравнению с февралем 2010 г уровень безработицы среди молодежи в возрасте 15-19 лет увеличился на 4,6 процентного пункта14.
Среди безработных доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с высвобождением или сокращением численности работников, ликвидацией организации или собственного дела, составила 27,5 % а доля лиц, оставивших прежнее место работы в связи с увольнением по собственному желанию - 22,6 проц.
Самый низкий уровень безработицы, соответствующий критериям Международной Организацией Труда, по данным обследования населения по проблемам занятости, отмечался в Центральном федеральном округе, а самый высокий - в Северокавказском федеральном округе.
В численности безработных 24,7 % составляли лица, не имеющие опыта трудовой деятельности. В марте 2010 г их численность составила 1,6 млн. человек. Эта группа безработных формируется преимущественно из числа молодежи 19 % - за счет молодежи до 20 лет, 45% - от 20 до 24 лет, 17% 25-29 лет.
3.2. Факторы, способствующие безработице в России
Проблему безработицы усугубляет трудное материальное положение, толкающее искать работу домохозяек, пенсионеров, учащихся.
В соответствии с уже накопленным службой занятости опытом и мнением экспертов увеличение числа безработных в РФ будет способствовать наличие следующих факторов15:
- подавление безработицы (досрочные проводы на пенсию мужчин в 58, женщин в 53);
- частичная принудительная безработица (сокращенный рабочий день, сокращенная рабочая неделя, удлинение отпусков);
- условная безработица (непостоянная работа);
- временная безработица (декретный отпуск, уход за ребенком, за инвалидами детства, тяжелобольными и стариками, отпуск без сохранения содержания);
- потенциальная безработица
(в связи с выходом на
- безработица в связи с высвобождением женщин из производства с вредными и опасными условиями труда;
- безработица структурная (переориентация, закрытие, банкротство);
- вынужденная безработица (вследствие отсутствия сырья, энергии, комплектующих, приведшего к остановке предприятия);
- безработица вследствие
повышения производительности
- безработица вследствие демобилизации, увольнения в запас и структурной перестройки в армии;
- безработица членов
семей военнослужащих и
- первичная безработица (выпускники школ, ПТУ, техникумов, ВУЗов);
- безработица молодежи,
отчисленной из учебных
- безработица вследствие
недостаточной
- безработица субъективная
вследствие нежелания или
- безработица вследствие вынужденной миграции (беженцы);
- безработица специалистов
работавших по долгосрочным
- безработица возвращающихся из мест лишения свободы;
- безработица тех, кто
после длительного перерыва
Здесь перечислены далеко не все реально существующие пути пополнения армии потенциальных безработных. Под неучтенными источниками подразумеваются несколько групп населения. Как и в каждом государстве в России есть определенная часть населения не желающая работать, - люмпен-элемен16. Эта группа постоянный иждивенец государства, на биржу труда не пойдет и не будет зарегистрирован в качестве безработных. Однако эта масса людей, достигающая по некоторым оценкам несколько миллионов человек, не оказывая давления на рынок труда, тем не менее будет постоянно оказывать давление на бюджет, особенно когда войдет в силу закон о пособиях на бедность. Вторая группа - прямо или косвенно связанные с криминальным миром. По мере борьбы государства с преступностью, люди входящие в преступные группировки пополнят ряды безработных. Третья группа - люди состоятельные, но официально нигде не работающие, тоже формально являются безработными.
3.3 Государственное регулирование занятости населения
В реализации среднесрочной программы социально-экономического развития Российской Федерации на 2002–2004 годы среди основных задач в области социальной политики, которая «составляет одну из важнейших сфер деятельности любого государства и рассматривается в качестве инструмента управления социально – экономическим развитием общества»17, особое значение приобретают вопросы:
- сокращения уровня бедности населения и связанного с этим роста платежеспособного спроса со стороны большинства категорий граждан;
- безусловной приоритетности инвестиций в человека, и прежде всего в образование, которое является непременным условием конкурентоспособности нашей страны в мировой экономике;
- создания для трудоспособного населения экономических условий, позволяющих гражданам за счет собственных доходов обеспечить более высокий уровень социального потребления, включая комфортное жилье, лучшее качество услуг в сфере образования и здравоохранения, достойный уровень жизни в пожилом возрасте.
Важно подчеркнуть, что успешное выполнение всех указанных задач, комплексно связано с решением одной очень важной социально-экономической задачи – созданием условий для обеспечения в нашей стране наиболее полной и эффективной занятости населения. Политика занятости как важнейшая составляющая социальной политики должна быть сфокусирована на проведении мер, способствующих созданию условий для возможно более полного использования потенциала трудовой и деловой активности трудоспособных граждан, противодействующих обеднению населения и массовой безработице.
В новых условиях государственная политика занятости должна быть еще более тесно взаимосвязана с общими направлениями социально-экономического развития общества. В практической деятельности это означает обязательный учет интересов политики занятости при принятии решений в области инвестиционной, налоговой и финансово-кредитной политики, реализации производительных, научно-технических и социальных программ.
При определении основных направлений деятельности Правительства Российской Федерации в области занятости и рынка труда в первую очередь необходимо учитывать существенный рост в 2002–2004 годах численности населения в трудоспособном возрасте с 87,9 млн. до 89,3 млн. человек, или на 1,4 млн. человек. В связи с этим нельзя исключать возможность обострения в эти годы ситуации на рынке труда, где может возрасти конкуренция между молодежью, вступающей в трудоспособный возраст, и высвобождаемыми работниками среднего и старшего возраста. Учитывая это, в перспективе по-прежнему главной задачей остается недопущение массовой безработицы, особенно в тех регионах, где она уже в настоящее время близка к критической отметке.
Одновременно на рынке труда, в силу обострения конкуренции, внедрения в производство современного оборудования, наукоемких технологий, международных требований к качеству будет иметь место существенный рост дефицита квалифицированных работников, особенно в промышленности, сельском хозяйстве, секторе услуг и др., что потребует значительных усилий для обеспечения необходимого качественного уровня работников, повышения квалификации и переподготовки рабочих и специалистов, внедрения эффективных систем управления, организации и мотивации труда.
Для регулирование занятости государство предпринимает следующие действия:
- в период массовой
безработицы сокращает
- рекомендует проводить
на предприятиях «разделение
рабочих мест» между
- досрочно увольняет на
пенсию работников
- создает новые рабочие
места и организует
Реализация государственной политики занятости населения также должна осуществляется, на мой взгляд, по таким основным направлениям, как:
- создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных;
- создание условий со стороны государства для самозанятости населения.
- обучение, переобучение и повышение квалификации кадров.
- поощрение территориальной мобильности рабочей силы.
В этом плане мировой опыт показывает, что наибольший эффект приносит содействие со стороны государства развитию малого и среднего бизнеса. Для этого должна быть сформирована соответствующая законодательная база, то есть приняты законы о льготном налогообложении начинающих предпринимателей, предоставлении льготных кредитов в качестве стартового капитала для желающих открыть свое дело и др.
Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.
- регулирование международных потоков рабочей силы.
В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами.
Также, я думаю, к основным направления государственной политики на рынке труда необходимо отнести:
- осуществление мер по предупреждению высвобождений работников, смягчению последствий массовых высвобождений на основе проведения предувольнительных консультаций по вопросам трудоустройства, широкого информирования о потребности работодателей в кадрах, возможности профессионального обучения и переподготовки с последующим трудоустройством;
- создание единой информационной системы о спросе на рабочую силу и ее предложении, расширение доступа населения к информации о вакансиях с целью сокращения времени поиска гражданами работы;
- содействие незанятой молодежи в возрасте до 18 лет, не имеющей профессии, специальности и впервые вступающей на рынок труда, в направлении в учреждения профессионального образования для получения соответствующего образования до начала трудовой деятельности.