Билеты по Экономической теории

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Мая 2012 в 01:05, шпаргалка

Описание работы

Билеты

Файлы: 1 файл

Эк. теория[экзамен].doc

— 545.50 Кб (Скачать файл)

36.Экономическая роль государства его функции в экономике.

Роль Государства в рыночной экономике проявляется через функции: а) создание правовой основы для принятия эк. решений. Государство разрабатывает и принимает законы, регулирующие предпринимательскую деятельность, определяет права и обязанности граждан, антимонопольное регулирование; б) стабилизация экономики. Правительство использует бюджетно-налоговую и кредитно-денежную политику для преодоления спада пр-ва, для сглаживания инфляции, снижения безработицы, поддержания стабильного уровня цен и национальной валюты; в) социально-ориентированное распределение ресурсов. Государство организует производство товаров и услуг, которым не занимается частный сектор. Оно создает условия для развития сельского хозяйства, связи, транспорта, определяет расходы на оборону, на науку, формирует программы развития образования, здравоохранения и т.д.; г) обеспечение соц. защиты и соц. гарантии. Государство гарантирует минимум заработной платы, пенсии по старости, инвалидности, пособие по безработице, различные виды помощи малоимущим и т.д.
В действительности все функции переплетены между собой и в комплексе воздействуют на эк. ситуацию. Например, антимонопольная деятельность предполагает наличие соответствующего законодательства, а ее результаты будут сказываться на размещении ресурсов и на распределении доходов.

37.Бюджетно-налоговая политика, цели, инструменты, последствия.

Бюджетно-налоговая политика  — это совокупность финансовых мероприятий государства по регулированию  экономики посредством изменений государственных доходов и расходов. Часто вместо термина « бюджетно-налоговый » используют его синоним «фискальный».

Все  цели  макроэкономической, а следовательно,  бюджетно-налоговой   политики  разделяются  на конечные и промежуточные, краткосрочные  и долгосрочные.

Конечные   цели  определяются посредством таких  показателей, как реальный ВВП, безработица, инфляция.

К промежуточным принадлежат  цели, способствующие достижению конечных. Применение промежуточных  целей  дает возможность органам, осуществляющим макроэкономическую  политику, контролировать свою деятельность не только через конечные, но и через промежуточные  цели.

Постановка   краткосрочных   и   долгосрочных   целей   зависят   от   типа   политики, проводимой правительством в настоящее время. Стимулирующая бюджетно-налоговая  политика  (фискальная экспансия) в  краткосрочной  перспективе имеет своей  целью  преодоление циклического спада экономики  и  предполагает увеличение государственных расходов (G), снижение налогов (Т) или комбинирование этих мер. В более  долгосрочной  перспективе  политика  снижения налогов может привести к расширению предложения факторов производства  и  росту экономического потенциала.

Осуществление этих  целей  связано с проведением комплексной налоговой реформы, сопровождающейся ограничительной кредитно-денежной  политикой  Национального банка  и  оптимизацией структуры государственных расходов.

Налоги  и государственные расходы являются основными  инструментами  фискальной  политики.

38.Денежно-кредитная политика, цели, инструменты, передаточный механизм.

Денежно-кредитная   политика  - это совокупность мер экономического регулирования денежного обращения и кредита, направленных на обеспечение высокого экономического роста путем воздействия на уровень и динамику инфляции, инвестиционную активность и другие важнейшие макроэкономические процессы.

Основополагающей  целью   денежно-кредитной   политики  является помощь экономике в достижении общего уровня производства, характеризующейся полной занятостью и отсутствием инфляции.

Основными направлениями денежно - кредитной политики является регулирование денежной массы с целью стимулирования экономического роста, сглаживание колебаний экономической конъюнктуры на макроуровне, корректировка цен, занятости, обеспечение бесперебойного функционирования  платежно - расчетной системы.

Для осуществления денежно-кредитной политики государством используется совокупность денежно-кредитных инструментов (параметры денежной массы, нормы резервов, уровень процента, сроки кредита, ставки рефинансирования и т. д.) и институтов денежно-кредитного регулирования (Центральный банк, казначейство, Министерство финансов и т. д.).

Процесс последовательного воздействия на определенные параметры  денежно-кредитной  сферы с  целью  влияния на реальный сектор экономики называется  передаточным   механизмом   денежно-кредитной   политики. Быстрота и точность работы  передаточного   механизма  в наибольшей мере определяют степень эффективности  денежно-кредитной   политики.

Представители кейнсианской концепции считают  передаточный   механизм  достаточно сложным и многоэтапным. Можно выделить четыре звена  передаточного   механизма   денежно-кредитной   политики :

1. Изменение величины предложения денег под воздействием  политики  центрального банка;

2. Изменения в предложении денег, которые вызывают понижение или повышение ставки процента;

3. Изменение ставки процента, которое приводит к изменению величины инвестиций в экономику;

4. Изменения плановых инвестиций, которые, в свою очередь, повышают или понижают уровень номинального национального дохода.

Главным параметром  денежно-кредитного  регулирования в кейнсианской модели является процентная ставка, которая оказывает непосредственное влияние на уровень инвестиций.

39.Доходы населения, их виды и дифференциация. Изменение дифференциации доходов и способы регулирования.

Под  доходами   населения  понимается сумма денежных средств  и  материальных благ, полученных или произведённых домашними хозяйствами за определённый промежуток времени.

 

По видам  доходы  можно разделить на денежные, натуральные, и совокупные. 

Натуральные  доходы   населения  – все поступления продуктов сельского хозяйства: продуктов земледелия, скотоводства, птицеводства; различных изделий, услуг и другой продукции в натуральной форме, получаемых с приусадебных, садово-огородных участков, домашнего хозяйства, самозаготовки даров природы. Соотношение между денежными и натуральными  доходами  периодически меняется, но всё-таки, более распространённой формой  доходов  является денежная форма.

Совокупными  доходами  называется весь объём жизненных средств, который поступает в распоряжение  населения , включая бесплатные  и  льготные услуги из общественных фондов потребления. Частью совокупных  доходов  являются мобильные  доходы , которые составляют совокупные  доходы  без учёта услуг из общественных фондов потребления.

 

Доходы  бывают  номинальными, располагаемыми  и  реальными.

Номинальные  доходы  характеризуют уровень денежных  доходов  независимо от  налогообложения  и  изменения цен.

Располагаемые  доходы  – это номинальные  доходы  за вычетом налогов  и  других обязательных платежей, т. е. средства, используемые  населением  на потребление  и  сбережения.

Реальные  доходы  характеризуют номинальные  доходы  с учётом изменения розничных цен  и  тарифов, представляют собой реальную покупательную способность номинальных  доходов .

 

Дифференциация доходов населения - реально существующие различия в уровне  доходов   населения , в значительной степени предопределяющие социальную  дифференциацию  в обществе, характер его социальной структуры.

Государственное  регулирование   доходов  и заработной платы заключается в их перераспределении через бюджет путем дифференцированного налогообложения различных групп получателей доходов и социальных выплат населению. Государство, организуя через бюджет перераспределение доходов населения, создает условия для нормального воспроизводства рабочей силы, способствует ослаблению социальной напряженности. Степень воздействия государства на процесс перераспределения доходов, как свидетельствует мировой опыт, можно измерить объемом и динамикой расходов на социальные нужды за счет бюджетов всех уровней.

 

 

 

40.Социально - экономические проблемы рыночной экономики и социальная  политика государства.

 

В широком смысле слова социально уязвимыми считаются люди, обладающие доходом ниже прожиточного минимума. Строго говоря, при отнесении тех или иных групп людей к категории  социально  уязвимых следовало бы учитывать не только их текущие денежные доходы, но и денежные сбережения накопленное богатство, так называемый имущественный ценз. Однако, поскольку получить достоверные сведения об имущественном положении людей трудно, приходится использовать в качестве критерия, характеризующего материальное положение человека, его официальные денежные доходы.

 

В сложившейся практике  социально  уязвимыми считаются семьи с низким денежным доходом на члена семьи (чаще всего это многодетные семьи), семьи, потерявшие кормильца, матери воспитывающие детей в одиночку, инвалиды, престарелые, пенсионеры получающие недостаточное пособие, студенты живущие на стипендию, безработные, лица, пострадавшие от стихийных бедствий, политических и  социальных  конфликтов, незаконного преследования. В ряде случаев к  социально  уязвимым слоям относят детей. Все эти люди нуждаются в  социальной  поддержке со стороны общества, властей правительства.

 

Социальная  поддержка может проявляться в самых разнообразных формах: в виде денежной помощи, предоставления материальных благ, бесплатного питания приюта, крова, оказания медицинской, юридической психологической помощи, покровительства, опекунства, усыновления.

Для обеспечения защиты населения  государство  должно, прежде всего, в законодательном порядке установить основные  социальные  гарантии, механизмы их реализации,  и  функции предоставления социальной поддержки.

 

Анализ мирового опыта позволяет вычленить четыре институциональные формы социальной защиты населения.

1) Государственная социальная помощь лицам, которые в силу нетрудоспособности, отсутствия работы, источников дохода не в состоянии самостоятельно материально обеспечить свое существование. Финансовыми источниками данного института защиты являются государственный, региональные и муниципальные бюджеты, формируемые за счет общей налоговой системы.

 

2) Обязательное (по закону) социальное страхование утраты дохода (заработной платы) из-за потери трудоспосо6ности (болезни, несчастного случая, старости) или места работы. Финансовые источники - страховые взносы работодателей, работников (иногда  государства ), организованные на принципах и с помощью механизмов обязательного  социального  страхования.

 

3) Добровольное личное (коллективное) страхование работников (от несчастных случаев, медицинское и пенсионное обеспечение). Финансовые источники - страховые взносы самих работников (иногда в их пользу - работодателей), организованные на принципах  и  с помощью механизмов личного страхования.

 

4) Корпоративные системы  социальной  защиты работников, организуемые работодателями (медицинская  и  оздоровительная помощь, оплата жилищных, транспортных, учебных  и  культурных услуг, фирменные пенсионные выплаты). Финансовые источники - средства предприятий. Среди названных институтов  социальной  защиты базовым (по объему финансовых средств, массовости охвата разнообразию  и  качеству услуг) является обязательное  социальное  страхование (пенсионное  и  медицинское, от несчастных случаев на производстве  и  в связи с безработицей).

 

41.Закрытая и открытая экономика. Мировое хозяйство, его сущность и становление.

Открытой называют  экономику, постоянно осуществляющую ввод  и  вывод вещества, энергии  и  информации в среду, т.е. имеющую постоянный выход на международные рынки товаров, капитала, рабочей силы, денег, информации в качестве продавца  и /или покупателя.  Закрытой  -  экономику, в которую не поступают  и  из которой не выделяются в среду вещество, энергия или информация, т.е. не имеющую выхода на международные рынки или имеющую незначительный объем  торговли  на них.

 

Открытость или закрытость  экономики  всегда относительна: нередко встречаются национальные  экономики ,  закрытые  по отношению к национальным  экономикам  других стран,  внешней  социальной, политической, идеологической, культурной среде, культуре  и  опыту предыдущих поколений, но практически всегда они  открыты  по отношению к внутренней  и   внешней  природной среде.

Мировое хозяйство — исторически сложившаяся совокупность национальных хозяйств всех стран мира, связанных между собой всемирными экономическими отношениями.

Мировое   хозяйство  складывается из национально-государственных  экономик, находящихся между собой в постоянной  и  взаимной экономической связи. Материальную основу всемирного  хозяйства  образует  мировой  рынок благ, товаров, услуг, капиталов, ценных бумаг  и  т. д.

 

Мировое   хозяйство  сложилось на рубеже XIX--XX вв. После этого  оно  претерпело значительные изменения, пройдя через ряд этапов (периодов).

Доиндустриальная стадия производства - конец XVII в. Мировое хозяйство возникло ещё на доиндустриальной стадии производства с зарождением международной торговли и формировалось до конца XVII в.

Информация о работе Билеты по Экономической теории