Автор работы: Пользователь скрыл имя, 12 Декабря 2013 в 01:32, курсовая работа
Понятие и сущность бизнес-плана.
Цели и задачи бизнес-плана.
Функции и принципы бизнес-планирования.
Анализ типичных ошибок и недостатков в бизнес-планировании.
В настоящее время
в России особую актуальность приобретают
обоснование и разработка стратегии
социально-экономических
Планирование – это
Планирование – одна из важнейших предпосылок оптимального управления производством.
Планирование необходимо любой организации, которая намеревается предпринимать какие-то действия в будущем.(1)
Сущность планирования состоит в том, чтобы наилучшим образом обосновать такие виды, объемы, сроки, и другие показатели производства и продажи товаров, выполнения работ и оказания услуг, которые при умелом использовании имеющихся ресурсов могут принести хозяйствующему субъекту наибольший доход.
Невозможно добиться положительных результатов, не планируя своих действий и не прогнозируя последствий. Эффективное планирование улучшает результаты (см. рис.1). (8)
Условия получения желаемых результатов
Рисунок 1
Процесс планирования позволяет
увидеть весь комплекс будущих операций
предпринимательской
Схема составления и реализации плана
Рисунок 2
Предпринимательство – это процесс принятия решений, их реализации и оценки результатов предпринятых действий, план же дает основу для принятия рациональных решений.
Работа без плана является реакцией на совершающиеся события, деятельность на основе плана – реакцией на предвиденные и запланированные явления.
Современная экономическая ситуация, связанная с активным развитием рыночных отношений, диктует предприятиям новый подход к внутрифирменному планированию. Они вынуждены искать такие формы и модели планирования, которые обеспечивали бы максимальную эффективность принимаемых решений.
Оптимальным вариантом достижения таких решений является новая прогрессивная форма плана – бизнес-план.
Успех в мире бизнеса решающим образом зависит от трех элементов:
Бизнес-план позволяет решить эти проблемы. Он включает разработку цели и задач, которые ставятся перед предприятием на ближайшую и дальнейшую перспективу, оценку текущего состояния экономики, сильных и слабых сторон производства, анализ рынка и информацию о клиентах. В нем дается оценка ресурсов, необходимых для достижения поставленных целей в условиях конкуренции.
Бизнес-план поможет предупредить и достойно встретить многие неизбежные проблемы в развитии бизнеса. Конечно, он не может исключить всех ошибок, он дает возможность продумать свои действия. Он является инструментом, с помощью которого возможен контроль и управление производством. Бизнес-план позволяет управлять по предварительному плану, а не просто реагировать на события.
Бизнес-план позволяет показать выгодность предполагаемого проекта и привлечь возможных контрагентов, потенциальных финансовых партнеров. Он может убедить инвесторов в том, что вы нашли привлекательные возможности развития производства, позволяющие успешно осуществлять намеченное, и предприятие имеет эффективную, реалистичную и последовательную программу осуществления целей и задач проекта. Инвестор вложит свои средства лишь в тот проект, который с достаточной вероятностью гарантирует ему получение максимальной прибыли.
Бизнес-план, описывая все основные аспекты будущего предприятия, анализируя проблемы, с которыми оно может столкнуться, и, определяя способы решения этих проблем, должен ответить на вопрос: «Стоит ли вообще вкладывать средства в этот проект и принесет ли он доход, который окупит все затраты?» (1)
Итак, бизнес-план – это:
Бизнес-план представляет собой результат комплексного исследования различных сторон деятельности фирмы (производства, реализации продукции, послепродажного обслуживания и др.).
Цель разработки бизнес-плана – дать обоснованную, целостную, системную оценку перспектив развития фирмы, то есть спрогнозировать и спланировать ее деятельность на ближайший период и перспективу, исходя из потребностей рынка и возможностей фирмы по их удовлетворению.(10)
Цель становится задачей, если указан срок ее достижения и заданы количественные характеристики желаемого итога. Цель реализуется путем решения ряда задач. (6)
Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:
Планирование деятельности фирмы с помощью бизнес-плана сулит немало выгод, в том числе:
Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться неготовым к тем трудностям, которые могут возникнуть на его пути к успеху, и будет лихорадочно импровизировать, что часто кончается плачевно как для него, так и для дела, которым он занимается. (10)
Бизнес-планирование, как
необходимый элемент управления
выполняет в системе
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде (см. табл.1).
Таблица 1 – Основные принципы бизнес-планирования
№ п/п |
Принципы планирования |
Содержание |
1 |
2 |
3 |
1. |
Необходимость |
1) обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей; 2) прежде чем действовать, |
2. |
Непрерывность |
Процесс планирования на предприятии должен осуществляться постоянно путем: 1) последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов; 2) скользящего планирования –
по истечении части планового
периода составляется |
3. |
Эластичность и гибкость |
Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем: 1) введения плановых резервов по основным показателям; 2) применения эвентуального (на
случай) планирования для различных
ситуаций и распределения 3) использования оперативных 4) использования альтернативных планов. |
4. |
Единство и полнота (системность) |
Системность достигается тремя способами: 1) наличием общей (единой) экономической
цели и взаимодействием всех
структурных подразделений 2) все сопряженные частичные планы структурных единиц фирмы и сфер деятельности (производства, сбыта, персонала, инвестирования и др.) во взаимосвязи должны составлять общий сводный план ее социально-экономического развития; 3) включения в план всех |
5. |
Точность и детализация |
1) любой план должен быть 2) по мере перехода от |
6. |
Экономичность |
1) расходы на планирование 2) вклад планирования в |
7. |
Оптимальность |
1) на всех этапах планирования
должен обеспечиваться выбор
наиболее эффективных 2) выражается в максимизации
прибыли и других результативны |
окончание таблицы 1 | ||
1 |
2 |
3 |
8. |
Связь уровней управления |
Достигается тремя способами: 1) детализацией планов «сверху- 2) укрупнением планов «снизу- 3) частичным делегированием полномочий. |
9. |
Участие |
1) активное участие персонала
в процессе планирования 2) планирование для себя |
10. |
Холизм (сочетание координации и интеграции) |
Чем больше структурных единиц и уровней управления предприятием, тем целесообразнее (эффективнее) планировать в них одновременно и во взаимозависимости. Планирование на каждом структурном уровне предприятия независимо не может быть эффективным без взаимоувязки планов на всех уровнях. |
11. |
Ранжирование объектов планирования |
1) инвестирование в наиболее доходные товары (отрасли); 2) при одинаковой конкурентности товаров – в первую очередь развитие производства товаров с наибольшим объемом продаж. |
12. |
Вариантность |
Разработка нескольких альтернативных вариантов плана: оптимистического, пессимистического, консервативного и др. |
13. |
Социальная ориентация |
Предусматривает: 1) социальное развитие 2) обеспечение экологичности, |
14. |
Стабильность |
Неизменность планов капитальных вложений, иначе возможны большие потери ресурсов и дополнительные затраты. |
15. |
Адекватность |
Соответствие плановых показателей реальной ситуации достигается: 1) увеличением числа учитываемых факторов; 2) повышением точности (обоснованности) прогнозов. |
Источник: составлено по (7, с. 10-11)
Основополагающие принципы планирования тесно связаны между собой, в конечном счете, ориентируют предпринимателей на всестороннее обоснование плановых показателей и достижение наилучших социально-экономических результатов предприятия. Они определяют содержание и ориентацию плановой работы на всех стадиях обоснования проекта и его последовательной реализации.
Кроме перечисленных базовых принципов в процессе планирования обычно учитываются и общеэкономические принципы научности, приоритетности, динамичности, директивности, эффективности, комплектности и др. (7, с. 8-12)
Таким образом, бизнес-план – это документ, раскрывающий все необходимые аспекты предпринимательской деятельности, анализирующий основные проблемы, а также определяющий главные способы решения этих проблем.
В условиях перехода к
рыночной экономике овладение искусством
составления бизнес-плана и в
частности инвестиционного стан
Решению вышеперечисленных проблем и призван помочь бизнес-план, который является основным документом, определяющим стратегию развития фирмы.
Следует подчеркнуть, что в настоящее время в России первоочерёдной целью бизнес-планирования является привлечение для участия в проектах потенциальных инвесторов и партнёров.
Анализ недостатков
при осуществлении бизнес-
Каждый проект, будь то новая разработка или реорганизация предприятия, требует систематической работы с целью максимального достижения результатов при соблюдении:
Информация о работе Бизнес-план и его роль в экономической деятельности предприятия