Бизнеспланирование: назначение, характеристика, цели, задачи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Января 2014 в 12:18, контрольная работа

Описание работы

Бизнес-план – это комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя, и для кредитора.
Он нужен предпринимателям, которые собираются заняться собственным делом, руководителям, которые желают расширить бизнес путем увеличения номенклатуры продукции, и прочее.
Бизнес-план позволяет исследовать и оценить возможности проекта: определить его коммерческую эффективность, спрогнозировать возможные проблемы и пути их решения, предположить суммы капиталовложений и чистую прибыль.

Файлы: 1 файл

БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЕ готово!!!!!!!!!!!.docx

— 38.32 Кб (Скачать файл)

БИЗНЕСПЛАНИРОВАНИЕ: НАЗНАЧЕНИЕ, ХАРАКТЕРИСТИКА, ЦЕЛИ, ЗАДАЧИ.

    Бизнес-план – это комплексная оценка возможностей инновационного проекта в первую очередь для начинающего предпринимателя, и для кредитора.  
    Он нужен предпринимателям, которые собираются заняться собственным делом, руководителям, которые желают расширить бизнес путем увеличения номенклатуры продукции, и прочее.  
    Бизнес-план позволяет исследовать и оценить возможности проекта: определить его коммерческую эффективность, спрогнозировать возможные проблемы и пути их решения, предположить суммы капиталовложений и чистую прибыль.  
    Составлению бизнес-плана должны предшествовать маркетинговые исследования состояния целевого рынка, потребности целевой его аудитории, а также конкурентов и своих перспектив и возможностей. В случае грамотного написания бизнес-плана предприниматель получает реальную экономическую эффективность проекта, таким образом, предотвращая капиталовложения при неудачном проекте.  
      Назначение бизнес-плана - помочь предпринимателям оценить свои возможности, выявить емкость и перспективы будущего рынка, оценить необходимые затраты и соизмерить их с теми ценами, по которым можно будет реализовать продукцию или услуги (для определения потенциальной прибыльности задуманного дела), убедить возможного инвестора в привлекательности и конкурентоспособности выбранной деятельности, обнаружить возможные трудности в первые годы работы предприятия, рассчитать по оценочным показателям прибыльность или убыточность данной деятельности, установить возможные контакты с контрагентами. 
   Составляя бизнес-план, надо помнить, что основной целью является получение прибыли через удовлетворение потребностей потребителя, а средствами ее достижения - новые продукты или услуги. 
   Разработка бизнес-плана позволяет получить ответы на вопросы: как начать свое дело, как эффективно организовать ПРОИЗВОДСТВО, когда будут получены первые доходы, как скоро Можно будет расплатиться с инвесторами, как уменьшить возможный риск. 
    Основанием для разработки бизнес-плана является директивный документ, издаваемый руководителем предприятия (приказ, распоряжение),         которым определяются и утверждаются: 
. руководитель разработки бизнес-плана; 
. состав исполнителей и распределение обязанностей между ними; 
. разработчик бизнес-плана (предприятие-инициатор проекта или при влеченные организации); 
. смета затрат на проведение работ и источник финансирования (при необходимости). 
   Для подготовки бизнес-плана рекомендуется создание рабочей группы из числа руководителей, специалистов предприятия с предоставлением полномочий, способствующих подготовке взаимосвязанных исходных данных. 
    Источниками финансирования разработки бизнес плана могут быть: 
. собственные средства предприятий и организаций; 
. внебюджетные фонды министерств, других органов государственного управления, объединений, подчиненных Правительству (если положением о соответствующем фонде предусмотрено его использование на подобные цели); 
. средства потенциальных инвесторов. Бизнес-план, как и стратегический план предприятия, охватывает достаточно длительный период, обычно - 3-5 лет, иногда больше. Однако между бизнес-планированием и стратегическим планом существует ряд различий: 
. бизнес-план в отличие от стратегического плана включает не весь комплекс общих целей предприятия, а только одну, которая связана с созданием и развитием определенного нового бизнеса. Бизнес-план ориентирован на развитие одной стратегии, в то время как стратегический .план может включать другие типы стратегий предприятия; 
. бизнес-план имеет четко очерченные временные рамки, по истечении которых определенные планом цели и задачи должны быть выполнены, стратегические планы - это обычно планы с растущим горизонтом времени. По мере выполнения очередного годичного плана его результат анализируется, что отражается на корректировке или пере смотре стратегического плана; 
. в бизнес-плане функциональные составляющие (планы производства, маркетинга и др.) имеют гораздо более весомые значения, чем в стратегическом плане, являются полноправными, равнозначными частями 
cтруктуры бизнес-плана. 
   Близким бизнес-плану можно назвать такой документ, как технико-экономическое обоснование (ТЭО). ТЭО еще один вариант плана развития предприятия. В связи с этим функции ТЭО во многом близки функциям бизнес-плана. 
  Главным отличием ТЭО от бизнес-плана является то, что технико-экономическое обоснование - это специфический плановый документ для создания и развития промышленных объектов. Поэтому особое внимание в структуре ТЭО уделяется производственно-техническим аспектам проекта, в то время как коммерческие, рыночные проблемы будущего бизнеса остаются почти нераскрытыми.  
Бизнес-план может составляться как для действующего предприятия, так и для вновь создаваемого. Для работающего предприятия бизнес-план составляется после проведения тщательного всестороннего анализа успехов и неудач хозяйствующего субъекта. Применительно к новому предприятию бизнес-план разрабатывается в соответствии с общепринятой в международной экономической практике методикой. 
   Содержание и объем бизнес-плана зависят от различных факторов: размеров предприятия (для малого бизнеса - 10-20 страниц, для крупного предприятия - 40-50); полноты составных частей (укрупненный или детализированный); назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, как заявка на банковский кредит); периода планирования (на один год или несколько лет); квалификации и практического опыта составителей бизнес-плана.                    

     Цель бизнес-плана состоит в том, чтобы сориентировать хозяйственную деятельность фирмы в соответствии с потребностями покупателей и возможностями получить ресурсы, определить конкретные ее виды, рынки сбыта.

По сравнению с другими  видами планов бизнес-план обладает двумя  специфическими особенностями.

Во-первых, для доказательства выгодности того или иного проекта он должен быть привлекательным, наглядно демонстрировать всем заинтересованным лицам преимущества, которые они могут получить, приняв участие в его реализации.

Во-вторых, бизнес-план составляется в нескольких вариантах. Главный и наиболее полный предназначен для внутреннего пользования, а на его основании уже разрабатываются варианты с учетом различных видов пользователей. Это вполне понятно, ибо каждого из них интересуют только те моменты, которые создают гарантии соблюдения его интересов. Например, для банков, страховых компаний и инвесторов это финансовая устойчивость фирмы. Для дистрибьюторов - качество, новизна, цены продукции. Для поставщиков - объем потребности в сырье, материалах, полуфабрикатах, комплектующих изделиях, услугах. Для профсоюзов – социальные моменты.

В бизнес планировании вытесняется ряд важнейших функций:

Инициирование - стимулирование и мотивация намеченных действий.

Прогнозирование - приведение и обоснование желаемого состояния фирмы в процессе анализа и учета совокупности факторов.

Аптимитизация - обеспечение выбора допустимого и наилучшего варианта развития предприятия в конкретной социально-экономической среде.

Координация и  интеграция- учет взаимосвязи всех структурных подразделений компании на достижение единого результата.

Безопасность  направления - обеспечение информацией о всевозможных рисках для своевременного принятия мер по уменьшению отрицательных моментов.

Упорядочивание  – создание единого общего полрядка для совместной деятельности и ответственности.

Контроль – возможность оперативного отслеживания выполнения планов, он не обходим для выявления ошибок в срок.

Воспитание и  обучение – благоприятное воздействие образцов в рационально-спланированном действии на поведение работников и возможность обучения их.

Документирование – представление действий в документационной форме, что может быть документом успешной или ошибочных действий менеджеров.

Возможности планирования в  экономической организации предприятий  ограничены рядом объективных и  субъективных причин. Рассмотрим один из основных пределов. Неопределенность рыночной сферы. Любая организация, будто западная, либо Российская, в своей деятельности сталкивается с неопределенностью. Фирма не обладает достаточными данными о своем настоящем и будущем, она не в состоянии предугадывать все, изменения, которые могут произойти во внешней среде, именно планирование является из способов прояснения этих аспектов, но даже самой крупной фирме не по силам устранить неопределенность и в целом спланировать свою деятельность. Сознательные регулирования рыночных отношений частично может осуществляться несколькими способами. Объединением фирм входящих в единую технологическую цепочку, т.е. так называемая вертикальная интеграция, оно хороша тем, что все проблемы становятся внутрифирменными, т.е. фирма получает гарантию постоянных и стабильных поставок сырья. Вторым способом является контроль над спросом – это означает, что фирма способна контролировать и реализовать предложение путем разнообразного влияния на спрос. Третьим способом являются контрактные отношения - это наиболее надежный способ устранения неопределенности и получения возможности планировать свою деятельность. В 1990 годах более половины всех товарных сделок имели контрактный характер, смысл контрактных отношений заключался в том, что в погашении находи потребителя, а затем производит товар-сделку, между продавцом и покупателем составляется контракт, в котором устанавливаются сроки поставки, номенклатура товара. Таким образом, контракт выгоден обеим сторонам. Он позволяет создавать предварительные планы производства и обеспечить предприятие необходимыми ресурсами, с другой стороны, характер сделки позволяет наиболее точно учитывать запросы потребителя, но контракты не являются абсолютно универсальным средством, поскольку они не устраняют риск, связанный с выполнением обязательств одной из сторон. Четвертым способом является предпринимательские сети – объединение фирмы, которые экономически заинтересованы друг в друге, основой для образования сети, является единая технология или коммерческая цепочка. Преимущество сетей: 1)создание новой, необходимой для фирмы информации. 2) применение нововведений. 3)распределение риска между участниками сетей.

 

Задачи и особенности  составления бизнес-плана:

Каждая фирма, начиная  свою деятельность, обязана четко  представить потребность на перспективу  в финансовых, материальных, трудовых и интеллектуальных ресурсах, источники  их получения, а также уметь точно  рассчитывать эффективность использования  имеющихся средств в процессе работы фирмы. В рыночной экономике предприниматели не могут добиться стабильного успеха, если не будут четко и эффективно планировать свою деятельность, постоянно собирать и аккумулировать информацию как о состоянии целевых рынков, положении на них конкурентов, так и о собственных перспективах и возможностях.

При всем многообразии форм предпринимательства существуют ключевые положения, применимые практически  во всех областях коммерческой деятельности и для разных фирм, необходимые  для того, чтобы своевременно подготовиться, обойти потенциальные трудности  и опасности, тем самым уменьшить  риск в достижении поставленных целей. Разработка стратегии и тактики  производственно-хозяйственной деятельности фирмы является важнейшей задачей  для любого бизнеса.

В настоящее время в  России бурно протекает процесс  формирования и совершенствования  работы действующих предприятий  различных форм собственности. Важной задачей является привлечение инвестиций, в том числе и зарубежных. Для  этого необходимо аргументированное, тщательно обоснованное оформление предложений, требующих капиталовложений. Успешное формирование нового бизнеса  также не может обойтись без четкого  и объективного планового проекта. Статистические данные о неудачах новых  предприятий указывают на то, что  риск достаточно велик. Для предвидения  и возможного предотвращения этих проблем  и используется планирование бизнеса.

В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом и  для действующих фирм, используемым во всех сферах предпринимательства. Многие бизнесмены его недооценивают. Они  не представляют, насколько наличие  хорошего бизнес-плана способно помочь новому бизнесу добыть капитал, определить планы на будущее, составить аналитические  таблицы, по которым можно будет  оценивать, как развивается дело. Бизнес-план побуждает предпринимателя  тщательно изучить каждый элемент  предполагаемого рискового рыночного  занятия. Наверняка в этом процессе обнаружится множество слабых мест и пробелов, устранению которых придется уделить существенное внимание. Там  же, где с такого рода проблемами справиться невозможно, сам факт их выявления позволит принять решение  об отказе от предприятия еще до того, как в него будут вкладываться средства.

Цель разработки бизнес-плана  - спланировать хозяйственную деятельность фирмы на ближайший и отдаленных периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Бизнес-план помогает предпринимателю решить следующие основные задачи:

определить конкретные направления  деятельности фирмы, целевые рынки  и место фирмы на этих рынках;

сформулировать долговременные и краткосрочные цели фирмы, стратегию  и тактику их достижения. Определить лиц, ответственных за реализацию стратегии;

выбрать состав и определить показатели товаров и услуг, которые  будут предложены фирмой потребителям. Оценить производственные и торговые издержки по их созданию и реализации;

выявить соответствие имеющихся  кадров фирмы, условий мотивации  их труда предъявляемым требованиям  для достижения поставленных целей;

определить состав маркетинговых  мероприятий фирмы по изучению рынка, рекламе, стимулированию продаж, ценообразованию, каналам сбыта и др.;

оценить финансовое положение  фирмы и соответствие имеющихся  финансовых и материальных ресурсов возможностям достижения поставленных целей;

предусмотреть трудности, «подводные камни», которые могут помешать практическому  выполнению бизнес-плана.

Каждая задача может быть решена только во взаимосвязи с другими. Основной центр бизнес-плана - концентрирование финансовых ресурсов. Именно бизнес-план - важное средство для увеличения капитала компании. Процесс составления бизнес-плана позволяет тщательно проанализировать начатое дело во всех деталях. Бизнес-план служит основой бизнес-предложения при переговорах с будущими партнерами; он играет важную роль при приглашении на работу основного персонала фирмы.

Пренебрегая составлением бизнес-плана, предприниматель может оказаться  не готовым к тем неприятностям, которые ждут его на пути к успеху. А чаще всего это кончается  плачевно как для него, так и  для бизнеса, которым он занимается. Письменное оформление бизнес-плана  имеет очень существенное значение для организации работ по его  выполнению. Не следует пренебрегать составлением бизнес-плана даже в  условиях, когда ситуация на рынке  меняется довольно быстро.

В связи с тем, что бизнес-план представляет собой результат исследований и организационной работы, имеющей  целью изучение конкретного направления  деятельности фирмы (продукта или услуг) на определенном рынке и в сложившихся организационно-экономических условиях, он опирается на:

конкретный проект производства определенного товара (услуг)  - создание нового типа изделий или оказание новых услуг (особенности удовлетворения потребностей и т.д.);

всесторонний анализ производственно-хозяйственной  и коммерческой деятельности организации, целью которой является выделение  ее сильных и слабых сторон, специфики  и отличий от других аналогичных  фирм;

изучение конкретных финансовых, технико-экономических и организационных  механизмов, используемых в экономике  для реализации конкретных задач.

Главное достоинство бизнес- планирования заключается в том, что правильно составленный подробный план дает перспективу развития фирмы, то есть, в конечном счете, отвечает на самый важный для бизнесмена вопрос: стоит ли вкладывать деньги в это дело, принесет ли оно доходы, которые окупят все затраты сил и средств.

В зависимости от направленности и масштабов задуманного дела объем работ по составлению бизнес-плана  может изменяться в достаточно большом  диапазоне, т.е. степень детализации  его может быть весьма различной.          В одном случае бизнес-план требует менее объемной проработки, часть разделов может вообще отсутствовать.

В другом - бизнес-план предстоит разрабатывать в полном объеме, проводя для этого трудоемкие и сложные маркетинговые исследования.

При составлении бизнес-плана  важна степень участия в этом процессе самого руководителя. Это  настолько существенно, что многие зарубежные банки и инвестиционные фонды отказываются вообще рассматривать  заявки на выделение средств, если становится известно, что бизнес-план был подготовлен консультантом со стороны, а руководителем лишь подписан.

Это не значит, что не следует  пользоваться услугами консультантов. Наоборот, привлечение экспертов  весьма приветствуется инвесторами. Речь идет о другом - составление бизнес-плана требует личного участия руководителя фирмы или человека, собирающегося открыть свое дело. Включаясь непосредственно в эту работу, он как бы моделирует будущую деятельность, проверяя целесообразность всего замысла.

Бизнес-план  - документ перспективный и составлять его рекомендуется минимум на ряд лет вперед. Для первого и второго года основные показатели рекомендуется давать в поквартальной разбивке, а при возможности, даже в помесячной. Начиная с третьего года можно ограничиться годовыми показателями.

Основные рекомендации в подготовке бизнес-плана - это краткость, т.е. изложение только самого главного по каждому разделу плана; доступность в изучении и понимании, т.е. бизнес-план должен быть понятен широкому кругу людей, а не только специалистам. И не изобиловать техническими подробностями. Он также должен быть убедительным, лаконичным, пробуждать интерес у партнера. Только заинтересовав потенциального инвестора, предприниматель может надеяться на успех своего дела.

Бизнес-план является одним  из составных документов, определяющих стратегию развития фирмы. Вместе с  тем он базируется на общей концепции  развития фирмы, более подробно разрабатывает  экономический и финансовый аспект стратегии, дает технико-экономическое обоснование конкретным мероприятиям. Бизнес-план охватывает одну из частей инвестиционной программы, срок реализации которой обычно ограничен одним или несколькими годами (часто корреспондирующими со сроками средне- и долгосрочных кредитов), позволяющей дать достаточно четкую экономическую оценку намеченным мероприятиям.

Информация о работе Бизнеспланирование: назначение, характеристика, цели, задачи